ГБОУ ЦО Кировского района Санкт-Петербурга «Центр информационной культуры»
Исторически складывалось так, что компьютер рассматривался в курсах средней и высшей школы как средство математических вычислений и объект программирования. В последнее время становится понятно, что персональный компьютер – более универсальное устройство, предназначенное больше для решения бытовых задач, а не для специализированных вычислений. Решение проблем хранения и обработки информации, представленной в оцифрованном виде – вот каждодневная работа пользователя и оператора ЭВМ.
С развитием современных информационных технологий, а именно интернет-технологий, перед рядовым пользователем ПК встают две проблемы: использование ресурсов сети Интернет и создание собственных Web-ресурсов с целью, например, заявить о себе, путем их дальнейшего размещения в Web-пространстве.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что эти проблемы рассматриваются в курсе средней школы не достаточно глубоко, хотя использование интернет-технологий на данный момент уже неотъемлемая часть нашей жизни. Офисные приложения, обзор графических редакторов – вот почти полный перечень изучаемых программных продуктов. За бортом остаются программы, позволяющие использовать ресурсы сети, а также, такие важные при создании собственных Web-ресурсов пакеты, как: Adobe Photoshop, Adobe Flash, Adobe Dreamweaver и другие. Безусловно, некоторые из них – не «на каждый день», но в дальнейшем, когда бывший школьник выходит в «большую жизнь», умение использовать эти программные продукты в своей работе может стать неотъемлемой частью его профессиональной деятельности.
Курс «Интернет-технологии и Web-дизайн», по большому счёту, обзорно-ознакомительный – он не ставит цель «научить», скорее «показать и ознакомить». Хотя, несомненно, чёткая реализация стандартных технологических цепочек отрабатывается.
Курс рассчитан на 70 академических часов для школьников 8 – 9 классов. Занятия планируется проводить 1 раз в неделю по 2 академических часа. Предлагаемый курс рассчитан на год. При разработке курса оказалось целесообразным выделить следующие блоки:
1. Обзор современных Интернет-технологий.
2. Язык HTML.
3. Подготовка графических объектов для Web-ресурсов.
4. Анимация в Web-ресурсах.
5. Проектирование, разработка и размещение Web-сайтов.
6. Подготовка проекта.
По окончании изучения курса учащиеся выполняют проектную работу, оценка за которую и является основанием итоговой аттестации, если она предусмотрена.
I блок «Обзор современных Интернет-технологий» знакомит учащихся с историей развития, устройством и основными сервисами сети Интернет. Здесь учащиеся получают практические навыки работы в сети Интернет.
II блок посвящен практическому изучению языка HTML.
В части курса «Подготовка графических объектов для Web-ресурсов» рассматриваются стандартные технологические цепочки подготовки графики для использования в Web-ресурсах. Здесь учащиеся знакомятся с графическим пакетом, признанным стандартом во всём цивилизованном мире – Adobe Photoshop.
В блоке «Анимация в Web-ресурсах» учащиеся получают практические навыки работы со следующими прикладными программами, позволяющими «оживлять» Web-ресурсы: Gimp как инструмент создания анимации, Adobe Flash.
Часть курса «Проектирование, разработка и размещение Web-сайтов» целиком посвящена проблемам работы с Web-сайтом: проектирование, разработка, хостинг, обновление и т.д.
Включение блока «Подготовка проекта» обусловлено желанием дать возможность учащимся самостоятельно (под контролем преподавателя) заняться подготовкой небольшого Web-сайта. Это, в частности, позволит закрепить полученные в процессе обучения практические навыки.
Содержательная характеристика курса
Обзор современных Интернет-технологий.
ü История развития Интернет.
ü Устройство и адресация в Интернет.
ü Сервисы сети Интернет.
ü Программы, предназначенные для использования сервисов сети Интернет.
ü Поисковые системы.
Блок «Основы языка HTML».
ü Понятие гипертекста.
ü HTML – язык разметки гипертекстовых документов.
ü Структура гипертекстовых документов.
ü Структурные теги.
ü Теги форматирования символов.
ü Теги форматирования абзацев.
ü Внедрение графики в HTML-документ.
ü Создание гиперссылок и якорей в HTML-документе.
ü Создание списков.
ü Создание таблиц.
ü Фреймы.
Подготовка графических объектов для Web-ресурсов.
ü Векторная и растровая графика.
ü Графические форматы.
ü Физика цвета.
ü Цветовые схемы (RGB, CMYK, LAB).
ü Интерфейс программы Photoshop.
ü Создание и сохранение документа в Photoshop.
ü Параметры документа Photoshop.
ü Панель инструментов Photoshop.
ü Трансформация изображения в Photoshop.
ü Слои в Photoshop.
ü Фильтры в Photoshop.
ü Оптимизация графики для Web.
ü Использование редактора Photoshop для создания элементов оформления сайта.
Анимация в Web-ресурсах.
ü Работа в Macromedia Flash:
· графический редактор;
· понятия “TimeLine”, “сцена”;
· создание и сохранение проекта;
· объекты;
· трансформация движения;
· движение по заданной траектории;
· трансформация формы;
· создание кнопок;
· внедрение созданного фильма (или кнопки) в HTML-документ;
· встроенный язык программирования.
ü Использование графического редактора для создания анимации:
· понятие “анимационный Gif”;
· создание простых анимированных картинок.
Проектирование, разработка и размещение Web-сайтов.
ü Adobe Dreamweaver.
ü Этапы разработки сайта.
ü Структура сайта.
ü Хостинг сайта.
Подготовка проекта.
ü Создание небольшого сайта под руководством преподавателя, используя подготовленные ранее материалы.
Примерное тематическое планирование
Разделы и темы |
Количество учебных часов | Примеч. | ||
По разд | По темам | Контроль | ||
Вводная информация | 2 | |||
1. Обзор современных интернет-технологий. | 10 | 1 | ||
1.1. История создания, устройство и адресация в сети Интернет. | 2 | |||
1.2. WWW. | 2 | |||
1.3. Электронная почта. | 2 | |||
1.4. Chat, ICQ. | 2 | |||
1.5. FTP. | 2 | |||
1.6. Контрользнаний. | 1 | |||
2. Подготовка графических объектов для Web-ресурсов. | 8 | 2 | ||
2.1. Параметры графического изображения. | 2 | |||
2.2. AdobePhotoshop. | 6 | 2 | ||
3. Язык HTML. | 12 | 2 | ||
3.1. Структура HTML-документа. | 1 | |||
3.2. Теги форматирования. | 3 | |||
3.3. Внедрение графических объектов. | 2 | |||
3.4. Теги организации гиперссылок. | 1 | |||
3.5. Таблицы. | 2 | |||
3.6. Фреймы. | 3 | |||
3.7. Контрольное задание. | 2 | |||
4. Анимация в Web-ресурсах. | 12 | 2 | ||
4.1. Gimp как инструмент создания анимации. | 2 | |||
4.2. AdobeFlash. | 10 | |||
4.3. Контрольное задание. | 2 | |||
5. Проектирование, разработка и размещение Web-сайтов. | 8 | 1 | ||
5.1. Этапы разработки сайта. | 1 | |||
5.2. AdobeDreamweaver. | 5 | |||
5.3. Хостинг сайта. | 2 | |||
5.4. Контрольное задание. | 2 | |||
6. Подготовка проекта. | 10 | |||
Всего: | 52 | 18 | ||
Итого: | 70 |