Влияние занятий волейболом на развитие физических качеств занимающихся
Шилыковская Ольга Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
учитель физической культуры, ГБОУ № 346
Невского района Санкт-Петербурга
педагог дополнительного образования,
учитель физической культуры, ГБОУ № 346
Невского района Санкт-Петербурга
Современный волейбол стал игрой сильных, быстрых и выносливых. Он предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма. Для овладения всем арсеналом техники и тактики игры волейболистам требуются такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость, прыгучесть, ловкость. Длительность игровых встреч может составлять 1,5-2 часа, иногда доходит до 2,5 часов. За каждую встречу волейболист выполняет от 100 до 200 игровых приемов. В результате большой двигательной активности частота двигательной активности у игрока доходит до 180 уд/мин. За одну игру волейболист высокого класса может потерять до 2 кг веса, что свидетельствует о большой затрате энергии. Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, быстро переходить от одних действий к другим приводит к развитию высокой подвижности нервных процессов. Помимо этого, игра в волейбол способствует развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляет дыхательную, сердечнососудистую, мышечную и другие системы организма.
Большой выбор физических упражнений в волейболе и методов их применения, позволяет целенаправленно влиять на развитие всех основных кондиций организма. Занятия волейболом в школе кроме формирования двигательных функций, способствует развитию всех систем организма, воспитанию сознательного отношения к физическим занятиям, формированию здоровой личности.
Умение управлять своими движениями и выполнять их в соответствии со своими потребностями формируется только в процессе специального обучения с помощью специально подобранных физических упражнений. Важным является умение оценивать свои движения во времени, в пространстве и по степени мышечного напряжения. Сознательное управление двигательной деятельностью тесно связано с развитием органов чувств, особенно с мышечными ощущениями. Дети, которые овладели своими движениями в пространстве, времени и силе, успешно справляются с различными двигательными действиями, в отличие от тех детей, которые не учились этому. Их деятельность активнее, они умеют сопоставлять, выявлять сходства и различия разных двигательных актов.
Физические упражнения вообще, способствуют увеличению жизненной ёмкости лёгких, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газообмен между легкими и кровью.
Специальный эффект волейбольной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.
Научные исследования показали, что у учащихся занимающихся волейболом отлично развита гибкость позвоночника, высокие результаты в прыжках в длину с места (то есть развиты скоростно-силовые качества).
Также у них происходит быстрое восстановление организма после физической нагрузки, а это говорит о хорошей выносливости организма.
Такие двигательные действия волейболиста, как различные короткие пробежки, скачки, прыжки, прием мяча у самого пола, требуют специфических движений, например, падение с перекатом на спину, падение в сторону и вперед, на бедро, с перекатом на грудь. Таким образом, овладение элементарными акробатическими упражнениями является важной частью физической подготовки волейболиста. Ведущими двигательно-координационными качествами, характерными для этой игры, является ловкость, подвижность, точность движений, гибкость.
В то же время хорошо подготовленные игроки обладают высоким уровнем специфической прыгучести. Игроку нужно выпрыгнуть как можно выше без заметной предварительной подготовки, сделать энергичный замах рукой, после которого логично ждать мощного удара по мячу, но игрок, зачастую одним пальцем направляет его в другую сторону и мягко приземляется, погасив скорость.
Игра в волейбол, воздействуя разнохарактерными нагрузками на мышцы ног, заставляя включать в игровую деятельность акробатические элементы, способствует укреплению позвоночника, мышц туловища, а многообразные способы приема, подачи и пробивания мяча эффективно развивают верхний плечевой пояс. Все это делает волейбол универсальной игрой, комплексно воздействующей на все функции и системы организма.
Волейбол включен в содержание школьной программы по физической культуре, что подчеркивает не только его большую оздоровительную направленность, но и важное прикладное значение. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве. В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.
Таким образом, можно говорить о том, что занятия волейболом влияют на развитие всех физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и координацию.
Список используемой литературы:
- Нужина С.И., ПетровА.П., Влияние занятий волейболом на формирование здоровой личности. // Камянец-Подольский. – 2011
- Одинцов А. Н., Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся. // Молодой ученый. – 2016
- Портных Ю.И. Спортивные игры. - М., «Физкультура и спорт». - 1989