Я работаю в школе восьмой год. И все восемь лет руковожу Творческой студией «Театрал». За эти годы мои ученики приняли участие в семи полноценных поставках, которые произвели хорошее впечатление на зрителей. Зритель увидел результат нашей работы. Спектакль.
Однако работа над постановкой начинается с выбора текста. Обычно инициатива исходила от педагога, какой материал взять за основу для нового спектакля. Однако и сами учащиеся также предлагали свои варианты. На мой взгляд, школьный театр должен работать с теми произведениями, которые в первую очередь интересны актерам и режиссеру, а не идти на поводу у тех, кто требует непременной «классики». Тем более что авторы, по которым мы делали постановки, классики без всяких оговорок: Роберт Шекли, Том Стоппард, Аркадий Аверченко…
Когда текст был выбран, начиналась самая сложная дорепетиционная работа – работа с книгой, с текстом.
Работа с книгой начинается с ее предварительного ознакомления. При чтении текста (для театра – речь в первую очередь идет о пьесе) следует обратить внимание на заглавие, список действующих лиц, ремарки. Пьеса, которая предназначена для анализа, должна быть прочитана несколько раз и затем, после завершения анализа, перед созданием интерпретации, вновь перечитана. Одним из важнейших условий работы с текстом пьесы является идеальное знание этого текста.[3]
Разумеется, работа над отдельным произведением автора подразумевает довольно большую работу не только над другими его произведениями, но и погружение в ту историческую эпоху, в которой жил сам автор и существовали его персонажи.
Например, когда мы работали над спектаклем «После Магритта» по пьесе Тома Стоппарда, то проделали следующую работу: во-первых, познакомились с личностью Стоппарда и основными его произведениями (для многих учащихся стало откровением то, что классик жив и продолжает творить, в том числе сценарии для известных голливудских фильмов); во-вторых, узнали, кто такой Рене Магритт, посмотрели его картины и познакомились с сюрреализмом; в-третьих, смогли понять, что представляет собой жанр – детективный абсурд. Это лишь малая часть той работы, что была проделана учениками. Как итог – они увидели в произведении Стоппарда ожившие картины сюрреализма, невольными участниками которых стали действующие лица пьесы.
Таким образом, поднимая огромный пласт социокультурных знаний учащихся, я помогаю им лучше, точнее понять текст. Но этого все равно мало. Каждого ребенка еще предстоит научить читать. Ни для кого не секрет, что сегодня в большинстве своем дети читают мало и неохотно. Заставлять читать не каждый родитель и учитель станет. В результате, наши дети не умеют вчитываться в текст и вычленять из него главное. После прочтения текста не каждый ребенок сможет не только рассказать о событиях, происходивших в произведении, но и поднять проблемы, важные для автора. Поверхностное чтение – это то, что зачастую могут сегодняшние дети.
Но ведь «читать - значит искать и находить. Это творческий процесс. По чтению мы узнаем и определяем человека. Вкусы и идеалы, выражающие его потребности, модифицируются в таких формах поведения, как запрос, спрос, выбор и мода, цель и предпочтение. Искусству чтения надо учить». [2]
Уметь читать - это значит не пассивно принимать к сведению «все, что содержится в книге, а анализировать текст, размышлять над ним, до конца понимать его смысл, критически взвешивать доводы автора. С. И. Поварнин советовал:
1. сосредоточиватьс
2. «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;
3. «схватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;
4. мыслить последовательно - целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и более глубокому пониманию жизни;
5. наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь...» [1]
Глубина понимания читаемого материала обусловлена также способностью устанавливать связь между сведениями, полученными из прорабатываемой книги, с ранее накопленными. То
Работа с книгой начинается с того, что первый раз материал прочитывает учащимся сам педагог. Затем они самостоятельно должны прочесть пьесу еще раз дома. И только потом начинается групповая работа на занятиях.
Читаем мы с карандашом в руках. Учащиеся еще не знают, какие роли доверит им режиссер, а потому активно работают над всем текстовым материалом. Карандаш необходим для выделения особо важных и значимых частей произведения: это могут быть логические ударения, пояснения, выделение важных по смыслу словосочетаний, предложений или целых абзацев.
Если спектакль, постановкой которого мы занимаемся, опирается не на пьесу, а на рассказ или повесть, то помимо текста пьесы, сценария, написанного мною, ученики получают на руки сам исходный текст. Их задача понять, почему я в своей сценарной адаптации допустил расхождения с первоисточником: связано ли это с особенностями сцены и техническим оснащением игровой площадки, или же изменения связаны с пониманием и прочтением событий и персонажей произведения.
В подобном ключе проходят и последующие занятия. Лишь только потом мы приступаем к выходу на сцену и читке пьесы. При этом каждый мой актер должен понять и уметь объяснить поступки героев книги, их слова и помыслы. Без полного погружения в материал это невозможно. На занятиях я могу раздать каждому ученику одного из героев будущего спектакля, а они, каждый по отдельности, должны подготовить небольшой этюд-визитку, представив остальным своего героя. При этом актер должен продумать не только манеру речи своего персонажа, но и самостоятельно решить его визуальный облик (по крайней мере, в деталях), создать походку, жесты; сделать так, чтобы все это выглядело гармонично и сочеталось с тем, что написал автор в своем произведении (опора, конечно же, текст).
Подобная работа идет и во время подготовки спектакля, и тогда, когда спектакль уже создан и мы играем его на сцене. Например, в том же «После Магритта» у одного из героев – полицейского инспектора Фута – все время не были задействованы при игре руки. Актер не мог определить, что делать руками, чтобы они дополняли его образ, а не мешали. И в какой-то момент, обсуждая пьесу Стоппарда, мы поняли, что Футу всего-навсего не хватает курительной трубки. Стоило актеру дополнить свой образ этим, казалось бы, несущественным элементом, как персонаж инспектора засверкал новыми красками! К слову, за эту роль мой ученик был награжден индивидуальным диплом за мужскую роль на одном из театральных фестивалей города – а это говорит об определенной «правильности» создания героя.
Все, что прочитывается учениками, мы обсуждаем на занятиях. Мы спорим, дискутируем, приводим аргументы в защиту своей точки зрения. Приятно, что у детей появляется свое мнение после прочтения книги. Это значит, что так или иначе книга заставляет задуматься.
В последние годы появились новые трудности при работе с книгой. У многих из моих учащихся книги есть в электронном виде: либо на телефоне, либо на компьютере. В такой книге сложно что-либо подчеркнуть или отметить, поэтому я настаиваю, чтобы на занятиях материал был только в бумажном виде. Обычно сценарии или пьесы я распечатываю учащимся сам. Книга в бумажном варианте для меня по-прежнему представляет ценность, и я стараюсь привить и своим ученикам любовь к книге, к ее, совершенно удивительному, запаху, к желанию перелистывать страницы и вчитываться в буквы. Электронные книги позволяют нам читать везде и всегда, читать любые объемы, но разве могут они полноценно заменить обычные книги…
Хороший актер должен читать. У него должен быть большой багаж знаний, полученных из книг. Только так он сможет создавать интересные и необычные образы на сцене. Мои ученики уже убедились, что одних слов персонажа не достаточно, чтобы он ожил, стал симпатичным зрителю, - необходимо провести огромную работу над своим героем, полюбить его, понять, а на время репетиций и спектакля даже стать им. Без чтения подобное попросту невозможно.
Одна из задач, которую я ставлю перед собой на занятиях театральным искусством, - это задача привития привычки читать. Театр, как известно, не может существовать без написанной пьесы или сценария. А человек не может существовать без чтения – именно из книг мы можем узнать много нового, можем задуматься над проблемными вопросами или просто читать в свое удовольствие!
Литература
1. Поварнин С.И. Как читать книги. - М., 1994. – 46c.
2. Тарасова Г.Ф. Как работать с книгой. - Донецк, 2002. – 12c.
3. http://abc.vvsu.