МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ПДД ДЛЯ МАЛЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ!
Ворзапова Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования, методист;
Забалканцева Светлана Вячеславовна,
педагог дополнительного образования,
ГБОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель:Обучение дошкольников знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на городской дороге.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление дошкольников с требованиями ПДД к пешеходам;
- обучение правилам поведения пешеходов на дороге;
Развивающие:
- развитие внимания, наблюдательности;
- развитие мелкой моторики рук
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения;
- воспитание дисциплинированности
- привлечение внимания родителей к проблеме безопасного поведения на дороге взрослых и детей
Ожидаемый результат:
По окончании занятия воспитанники будут знать:
-названия элементов городской дороги;
- правила движения пешеходов по тротуару;
- алгоритм перехода проезжей части по наземному пешеходному переходу;
- значение сигналов светофора.
Воспитанники поймут необходимость соблюдения ПДД, а следовательно возникнет осознанная потребность их соблюдать.
Родители воспитанников осознают важность собственного правильного поведения на дороге для формирования умений безопасного поведения на дороге у своих детей.
Форма проведения занятия: интегрированное занятие-Игра.
Оборудование:
- мультимедийная установка (компьютер, проектор)
- напольная обучающая игра «Азбука дорожного движения»
- звуковоспроизводящее оборудование
- презентация с фотографиями и рисунками, иллюстрирующими материал занятия
- заготовки из картона и цветной бумаги для изделия «светофор», клей
- крупные карточки с цифрами от 1 до 5, количество соответствует количеству детей и родителей, пришедших на занятие
Ход занятия
Вводная часть.
(Звучит музыка из м/ф «Приключ.кота Леопольда»)
Дети и родители заходят в зал и рассаживаются на стулья.
- Друзья, сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, как правильно и безопасно вести себя на дороге.
Основная часть.
(В зале гаснет свет, зажигается экран)
1.Дорога и её элементы.
(на экране Слайд 1 с изображением дорог разного вида (без ТС и пешеходов).
- Что изображено на этих фотографиях?
- А для чего люди строят дороги? (для удобного и быстрого перемещения из одного места в другое)
(Слайд 2 «городская дорога»)
- Вот перед вами еще одна дорога. Давайте вспомним, как называют людей, которые по ней двигаются. (Пешеходы, водители, пассажиры) (Слайды 3-5 с изображением участников дорожного движения)
- Кем из участников движения вы бываете чаще всего? (пешеходами)
- Сегодня у вас есть возможность самим построить дорогу и показать, как правильно надо по ней передвигаться.
- Приглашаем на дорогу пешеходов и водителей.
Под муз., используя напольную игру «Азбука дорожного движения», дети и родители «строят» дорогу, далее отрабатываются правила движения пешеходов по тротуару и водителей по проезжей часьи (идти надо по тротуару, с правой стороны, спокойным шагом, ехать по проезжей части, по правой стороне)
а) родители с детьми, как умеют – 2 пары, взрослый+ребенок
б) только дети (ведущий помогает) – 2 «водителя», 2 «пешехода»
(если родители и дети допускают ошибки или затрудняются в своих действиях, педагог помогает выполнить задание правильно и комментирует действия участников)
- Чтобы никогда не допускать ошибок при движении по дороге, послушаем стихотворение.
Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Правила движения!
По дороге ходят, ездят
Только с правой стороны!
Это Правило движенья
В нашей действует стране.
- А сейчас я попрошу ребят еще раз показать всем, как правильно надо двигаться пешеходам и водителям по дороге.
в) только дети (4 «пешехода» и 2 «водителя») самостоятельно выполняют задание
2. Пешеходные переходы, сигналы светофора.
(Слайд 6 с изображением дороги без перехода и ребенка, собирающегося её перейти)
- Как помочь девочке? (надо найти на дороге пешеходный переход)
(Слайд 7 с изображением пешеходных переходов (подземного, наземного, надземного)
- Чаще всего нам приходится пользоваться наземным переходом. Давайте на нашей дороге его обозначим (используется напольная игра «Азбука дорожного движения», играет музыка, на экране Слайд 8).
- Ребята, а не знаете ли вы стихотворения о пешеходном переходе?
Переход через дорогу
Мы с тобой всегда найдём:
Полосатая дорожка
Нарисована на нём.
Рядом знак дорожный ставят:
«Пешеходный переход»,
Здесь дорогу переходит
Весь сознательный народ.
- Ребята, вы слышите песню? Кто-то идет к нам в гости. (Звучит песенка о ПДД на музыку песни Максима Дунаевского «33 коровы»)
К детям выходит «Светофор».
- Кто это? (све-то-фор)
С. – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали! Я очень этому рад! Значит, вы знакомы с Правилами движения по дороге? А считать вы умеете? Тогда я сейчас буду вас экзаменовать!
Игра «Сколько?»
С. – У вас в руках карточки с цифрами. На мой вопрос вы должны поднять карточку с правильным ответом.
Вопросы «Светофора».
- Сколько сигналов у светофора? (3)
- А сколько сигналов у пешеходного светофора? (2)
- Сколько дорожных знаков должно стоять у пешеходного перехода? (2)
- Вы ездили на автомобиле? Сколько у него колес? (4)
- А у велосипеда? (2 или 3,4)
- На одном велосипеде сколько человек могут ехать? (1)
С. – Молодцы! Не ожидал, что вы такие знатоки.
- Уважаемый Светофор! У ребят для тебя еще и стихотворение приготовлено.
Стихотворение:
Перекресток переехать
И дорогу перейти
Всем нельзя одновременно,
Не столкнувшись на пути.
Регулирует движенье
Электроприспособленье
Под названьем СВЕТОФОР.
Он знаком нам с давних пор!
С. – Вот спасибо! Теперь давайте поговорим о моих сигналах. Но сначала установите светофоры на вашем переходе.
(На экране появляется слайд 9 с изображением светофора. На переходе устанавливаются светофоры из напольной игры «Азбука дорожного движения»)
а) Светофор с одним ребенком подходит к пешеходному переходу.
Красный сигнал – движение запрещено, стоим
Желтый сигнал – движение запрещено, стоим
Зеленый сигнал – движение разрешено, убеждаемся в безопасности и идём.
б) Родители и дети повторяют
в) два ребенка переходят дорогу (идут навстречу друг другу)
Ведущий каждый раз проговаривает вместе с детьми последовательность действий:
- остановиться у перехода
- посмотреть налево
- посмотреть направо наискосок
- если нет опасности, посмотреть еще раз налево и идти до середины проезжей части
- посмотреть направо и идти до тротуара
- Молодцы ребята! А мне пора идти, но я оставляю для вас задание в этом конверте. (Светофор запевает свою песенку и уходит).
- Ребята, посмотрим, что за задание оставил нам Светофор.
Задание: Сделать светофоры своими руками, такие, чтобы они показывали сигналы в четырех направлениях. (Детям показывается образец светофора).
Практическая работа.
Дети вместе с родителями изготавливают макет светофора.
- Отличные получились светофоры. Они помогут вам рассказать о работе светофора вашим младшим братишкам и сестренкам или родителям, которые не смогли сегодня прийти на нашу встречу.
Подведение итогов
- Давайте повторим главное, что вы сегодня запомнили:
1. Пешеходы ходят только по … ТРОТУАРУ
2. Дорогу переходим там, где есть … ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
3. Желтый сигнал светофора движение… ЗАПРЕЩАЕТ
4. Увидев зеленый сигнал, не спешим идти, а смотрим НАЛЕВО и НАПРАВО, чтобы убедиться в безопасности.
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите ПРАВИЛА
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно ехали по улице водители!
- Скажем хором: «Мы будем знать и соблюдать ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Фото слайдов , текс песенки и технологическую карту изготовления светофора см. в разделе "Файлы и документы"
Литература
1. «Правила дорожного движения Российской Федерации», 2011.
2. Н.Я.Жульнев «Правила и безопасность дорожного движения для 1-4 классов», 1997, Москва.
3. Л.А.Михайлов., М.Л.Форштат «Учебное пособие по Правилам дорожного движения». Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учителей начальной школы. Издательство «Лики России», 2007г., СПб.
4. М.Л.Форштат, А.П.Добровольская, А.В.Эпова «О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения». 2001, СПб.
5. «Азбука дорожного движения». Методические рекомендации для педагогов и родителей. 2007, СПб, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.