Мониторинг результатов реализации программы «Исследователь»
Петрова Людмила Николаевна
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД ДДЮТ Кировского района
г. Санкт- Петербурга
Программа «Исследователь» имеет эколого-биологическую направленность с элементами профориентации и предполагает углублённый уровень усвоения.
В ходе реализации программы учащиеся осваивают технологию научного исследования, получают дополнительные знания из области биологии, экологии и других естественно научных дисциплин, совершенствуют личностные качества, формируют гражданскую позицию, что позволяет в дальнейшем повысить свой уровень и подготовиться к поступлению в профильные Высшие учебные заведения. Программой предусмотрен большой объём практических занятий, как в лабораторных условиях, так и в полевых. Продолжением учебного года является летняя научно-исследовательская экологическая экспедиция.
Материалом для реализации программы являются основы естественных наук, методики и технологии исследовательской деятельности и возможность использования современных лабораторно практических и информационных средств.
Образовательная деятельность, в рамках программы «Исследователь», предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся. а В современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающих требованийк оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общечеловеческих компетентностей.
При реализации данной программы особую важность приобретает диагностика результатов.
Она определяет уровень педагогической эффективности, выявляет психолого-педагогические проблемы и обозначает поиск оптимальных методов способствующих получению высоких результатов.
Длительные мониторинговые исследования результатов помогают в динамике проследить процессы, формирующие не только личностное развитие ребёнка, но целого коллектива.
При глубоком анализе диагностических материалов оценка образовательной деятельности воспитанника не искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку учитываются многие параметры личностных результатов.
Систематическое оценивание успешности приобретения знаний, умений, навыков, и личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики, в течение всех лет освоения программы «Исследователь», позволяет педагогу определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении. Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период.
Основные критерии диагностики
· Адекватность
· Достаточность имеющейся информации
· Объективность
Руководствуясь данными критериями, педагог может определить уровень и динамику развития мышления каждого воспитанника, оценить степень сформированности навыков, выявить творческий потенциал каждого воспитанника, определить уровень социальной адаптации подростков, подобрать наиболее эффективные методики и индивидуальные задания
В ходе работы над диагностическими материалами были выделены основные функции педагогической диагностики:
Таблица 1. Функции педагогической диагностики и методы её отслеживания в в объединении «Исследователь»
№ |
Функция |
Возможности |
Метод |
Материалы в наличии у педагога |
1 |
Констатирующая(информационная): |
- позволяет получить информацию об участниках педагогического процесса; - даёт возможность оценить относительный уровень развития ребенка, его индивидуальности; - даёт представление о состоянии педагогической деятельности, уровня развития личностных качеств; - позволяет выявить состояние педагогического взаимодействия; |
Наблюдение Собеседование Анкетирование Ранжирование Фиксирование результатов образовательного процесса Тестирование Заполнение диагностических карт |
Дневник наблюдения Вопросы к собеседованию Анкеты Ранжирные листы Портфолио на участников Портфолио на группу
Тест тематические Тесты психологические Тесты коммуникативные |
2 |
Оценочная |
- дает представление о результативности педагогического взаимодействия; - определяет эффективность использования в педагогическом процессе различных средств. |
Система балловых оценок
Вербальная оценка |
Традиционная школьная 5-бальная Болонская система оценки знаний Рейтинговая система оценки знаний Словесная оценка с аргументацией |
3 |
Самоизучения, Саморазвития |
- позволяют оценить свои возможности, - создают условия для саморазвития |
Самооценочное тестирование
Рейтинговые шкалы |
Тесты самоконтроля Вопросы для самоанализа
|
4 |
Воспитательная |
- создает условия для развития личности, индивидуальности, воспитания различных свойств и качеств личности |
Система общественных заданий Организация значимых дел Взаимопомощь и наставничество.
Работа с родителями |
Картотека с заданиями (по интересам и способностям) Планирование и анализ значимых дел Отзывы об учащихся и выпускниках, оказывающих друг другу помощь. Анализ правил соблюдения научной этики Аналитические отчёты экспедиционных выездов (воспитательный комплекс) Рекомендации для родителей |
5 |
Коммуникативная |
- обеспечивает лучшее взаимное понимание субъектов образовательного процесса; взаимодействия в целях развития участников педагогического процесса |
Система значимых мероприятий (Дни рождения, обсуждения, коммуникативные игры, творческие и тематические вечера |
Составление и анализ праздников и игровых программ Вопросы к обсуждениям
|
6 |
Конструктивная |
- повышает эффективность педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности. |
Перспективное планирование |
Анализ участия в планировании дел |
7 |
Взаимодействия |
- позволяет педагогу управлять процессом формирования личности, контролируя свои действия. |
Консультации, Отзывы, характеристики, Система поощрений |
Тезисы для личных и дистанционных консультаций Отзывы, характеристики Грамоты, сертификаты, награды |
8 |
Аналитическая |
- позволяет объективно оценить результаты деятельности |
Анализ результатов деятельности Аннотации, рецензии |
Параметры анализа проведённых мероприятий Анализ рецензий |
9 |
Научно-исследовательская |
- позволяет проследить результативность учебно-образовательного процесса в динамике. |
Применение профессиональных психолого-педагогических методик |
Материалы обобщения диагностических результатов |
10 |
Профориентационная |
- позволяет выявить склонности в профориентационной пространстве |
Собеседование Тестирование Экскурсии с обсуждениями Встречи со специалистами Презентации |
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова Презентационные материалы различных ВУЗов Собеседвания и рекомендации |
11 |
Прогностическая |
- способствует выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса; - прогнозирует организацию педагогического взаимодействия |
|
Опросы «А я бы мог» План - ранжир
|
В ходе педагогической диагностики отслеживаются результаты
- предметного творчества
- саморазвития
- общения
- психологического состояния
- динамики освоения программы
Важную роль в мониторинговой диагностике играет «Дневник педагогических наблюдений», который содержит диагностические карты предметной динамике, проявляющейся в ходе выполнения характерных заданий с усложнением, где выявляется импровизационный, компиляторный или подражательный компонент развития.
Предлагается, при заполнении данной диагностической карты, использовать цветовую гамму, которая показывает какой характер заданий больше подходит для того или иного учащегося.
Так как программа носит углублённый характер с элементами профориентации, целесообразно применять специальные методики, диагностирующие развитие логического мышления. Такие исследования проводятся мониторинговом режиме.
Методика Амтхаура
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Субтекст 2-3 на развитие логического мышления.
Методика Амтхауэра помогает педагогу сделать диагностику на развитие логического мышления подростков и старших школьников, осваивающих программу «Исследователь».
Данная методика используется педагогом с периодичностью 2 раза в полугодие
Для психолого-педагогической диагностики были отобраны две группы респондентов 7-10 классов, занимающихся в объединении «Исследователь».
В экспериментальные группы входили учащиеся лицея и общеобразовательных школ, имеющие разную подготовку, круг занятий и уровень логического мышления.
№ |
Фамилия, имя |
ОУ |
Кл. |
Год обуч |
Круг интересов |
1 |
Г О |
Школа № 62 |
11 |
1 |
Биология, психология, краеведение |
2 |
Н С |
Школа № 62 |
11 |
1 |
Биология, география |
3 |
Н В |
Школа № 62 |
10 |
1 |
Биология, литература, общение, театр |
4 |
Б Е |
Школа №517 |
8 |
1 |
Биология, нетрадиционная медицина, общение |
4 |
Ю А |
Лицей №590 |
10 |
1 |
Природа, математика, компьютер, фотография, музыка, общение |
1 |
В С |
Лицей №590 |
9 |
1 |
Биология, генетика, музыка, поэзия, общение. |
2 |
Ф М |
Лицей №590 |
7 |
2 |
Экология, музыка, литература, общение, рисование, путешествия |
3 |
К А |
Лицей №590 |
7 |
2 |
Экология, музыка, литература, общение, рисование, путешествия |
4 |
Ж А |
Лицей №590 |
10 |
2 |
Биология, поэзия, творчество, рукоделие, танцы, путешествия |
5 |
Е Ю |
Лицей №590 |
11 |
2 |
Биология, математика, история, политика, общение, путешествия |
6 |
Е А |
Школа № 517 |
11 |
2 |
Биология, экономика, политика, математика |
|
Т А |
Школа №124 |
11 |
2 |
Биология, физика, спорт |
Предварительное анкетирование позволило выявить, что у всех воспитанников наблюдался устойчивый интерес к предметам естественнонаучного профиля.
Субтест II (позволяет педагогу определить уровень и динамику самостоятельного мышления).
Задания 21 - 40
Суть заданий заключается в следующем: за 7 минут нужно понять правило, которым связаны слова
Баллы заносятся в таблицу. По специальному ключу рассчитывается коэффициент самостоятельного мышления
Самостоятельное мышление
Год обуч |
Ф.И.О. |
Октябрь 2012 |
Январь 2012 |
Апрель 2012 |
Октябрь 2012 |
||||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
||
1 год обучения
|
Г О |
13 |
7 |
10 |
10 |
13 |
7 |
14 |
6 |
Н С |
10 |
10 |
11 |
9 |
8 |
12 |
12 |
8 |
|
Н В |
11 |
9 |
12 |
8 |
13 |
7 |
13 |
7 |
|
Б Е |
7 |
13 |
8 |
12 |
7 |
13 |
8 |
12 |
|
Ю А |
15 |
5 |
15 |
5 |
13 |
7 |
15 |
5 |
|
В С |
14 |
6 |
13 |
7 |
14 |
6 |
15 |
5 |
|
2 год обучения |
Ф М |
13 |
7 |
8 |
12 |
8 |
12 |
16 |
4 |
К А |
13 |
7 |
14 |
6 |
17 |
3 |
17 |
3 |
|
Ж А |
11 |
9 |
12 |
8 |
14 |
6 |
16 |
4 |
|
Е Ю |
14 |
6 |
12 |
8 |
16 |
4 |
16 |
4 |
|
Е А |
15 |
5 |
17 |
3 |
17 |
3 |
18 |
2 |
|
Т А |
16 |
4 |
18 |
2 |
16 |
4 |
17 |
3 |
|
|
112 |
88 |
119 |
81 |
132 |
68 |
145 |
55 |
Субтест III (позволяет педагогу определить уровень и динамику логики зависимости обучающегося).
Задания 41-60
Суть заданий нужно понять правила, которым связаны первые 2 слова, и использовать его, чтобы к третьему слову подобратьподходящее из 5, которые приведены ниже.
Логика зависимости
Год обучения |
Ф.И.О. |
Октябрь 2012 |
Январь 2012 |
Апрель 2012 |
Октябрь 2012 |
||||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
||
1 год обучения
|
Г О |
12 |
8 |
12 |
8 |
13 |
7 |
14 |
6 |
Н С |
11 |
9 |
12 |
8 |
12 |
8 |
12 |
8 |
|
Н В |
14 |
6 |
13 |
7 |
13 |
7 |
12 |
8 |
|
Б Е |
6 |
14 |
7 |
13 |
8 |
12 |
|
|
|
Ю А |
11 |
9 |
12 |
8 |
13 |
7 |
13 |
7 |
|
В С |
12 |
8 |
13 |
7 |
13 |
7 |
13 |
7 |
|
2 год обучения |
Ф М |
10 |
10 |
11 |
9 |
13 |
7 |
12 |
8 |
К А |
6 |
14 |
8 |
12 |
7 |
13 |
7 |
13 |
|
Ж А |
14 |
6 |
13 |
7 |
15 |
5 |
15 |
5 |
|
Е Ю |
13 |
7 |
14 |
6 |
15 |
5 |
17 |
3 |
|
Е А |
12 |
8 |
12 |
8 |
15 |
5 |
14 |
6 |
|
Т А |
10 |
10 |
11 |
9 |
11 |
9 |
12 |
8 |
Представленный график показывает рост показателей самостоятельного мышления каждого респондента.
Чем шире и разнообразнее методы диагностики образовательного процесса в дополнительном образовании, чем чётче они проанализированы,
тем объективнее картина эффективности работа педагога при реализации образовательной программы.