Образовательная программа «Радуга»
для детей младшего школьного возраста
Семейкина Светлана Александровна
преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
город Отрадное Кировского р-на Ленинградской области
1. Пояснительная записка
Художественно - эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса. Многообразия факторов, влияющих на ее становление, в настоящее время вызывает всеобщий интерес.
Своеобразным ядром воспитания художественно-эстетической культуры является развитие индивидуальности средствами искусства. Через искусство, (которое является одним из важных элементов эстетического восприятия мира) ребенок открывает для себя мир художественных образов. Искусство как «язык чувств» (по Л.С. Выготскому) оказывает непосредственное влияние на эмоции человека, а уже через них воздействует на весь внутренний мир ребенка. Искусство - это мир чувственных образов, сознательно созданных человеком посредством формы и определённого материала; мир, призванный вносить в жизнь человека красоту, знания, наслаждения, творчество, игру воображения, духовность. Это происходит как в результате художественного творчества, так и в процессе общения с произведением искусства, которое есть, по сути, сотворчество .Воспитательное воздействие искусства достигает оптимальных результатов, если удается реализовать принцип С.Т. Шацкого, когда занятия становятся для ребенка частью его жизни, жизни интересной и духовно насыщенной. Искусство очищает и возвышает, позволяет отвлечься от бытовых проблем, почувствовать себя свободнее; взглянуть на мир другими глазами.
В настоящее время, когда стремительно изменяются общественные системы, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость мыслить творчески. Это умение позволит человеку, потеряв привычную точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицировав свою деятельность. Наиважнейшей задачей современного образования является создание таких условий обучения и воспитания, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Как говорил А. де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы «ни в одном человеке не погиб Моцарт» . Развитию творческого мышления школьников в наибольшей степени способствует «погружение» их в творческую среду, в атмосферу творчества , культа творчества. Творчество – прекрасный путь к познанию самого себя. Кто ты есть? Что ты есть? Как ты хочешь заявить о себе миру?. Великая радость творчества – это ощущение единства творческого коллектива, сплоченности единомышленников.
Анализируя деятельность по художественно-эстетическому воспитанию различных социальных институтов, мы пришли к выводу, что максимальные возможности для развития познавательного интереса школьников предоставляет дополнительное образование.
В Федеральном законе "О дополнительном образовании» (принят Государственной Думой 12 июля 2001 года) дополнительное образование определяется как процесс ориентаций и мотивов, а не механическая достройка базового образования, призванного воспитания и обучения ,направленный на развитие личности, способствующий повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации. . Анализируя деятельность по художественно-эстетическому воспитанию различных социальных институтов, мы пришли к выводу, что максимальные возможности для развития познавательного интереса школьников предоставляет дополнительное образование
Направленность программы : Художественно-эстетическая.
Актуальность. Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения относится к числу непреходяще актуальных проблем, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляя свои новые требования, или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности.
Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство. Онозарождает возвышенные эмоции, способствует стремлению к прекрасному. Поэтому одним из направлений эстетического воспитания является художественно-эстетическое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие в первую очередь направлено на воспитание гармонично развитой личности ребенка. Художественно-эстетическое образование расширяет кругозор, развивает творческие навыки детей, формирует эстетический вкус, культуру быта, труда, человеческих взаимоотношений.
Целью эстетического воспитания детей младшего школьного возраста является перевод их эстетических эмоций в эстетически целенаправленные действия, т.е. превращение эстетических установок и критериев в регуляторы всех направлений практической деятельности ребёнка.
Но поставленная цель будет достигнута, если в процессе воспитания одновременно и целенаправленно учитываются все составные части воспитания, а именно: физические, нравственные, умственное, трудовое, эстетическое.
Цель программы– формирование гармонично развитой личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение различными видами искусств; развитие познавательного интереса к творчеству;
Задачи программы:
· Первоначальное создание запаса элементарных эстетически знаний и впечатлений;
· На основе полученных знаний формирование и развитие способности художественного и эстетического воспитания;
· Формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности и трудолюбие;
· Формирование потребности к самореализации, развития познавательных интересов к искусству;
· Обучение этическим нормам и правилам
Характеристика целевой аудитории - В младшем школьном возрасте (7-9 лет) в силу физиологических и других факторов, начинают ярко проявляться творческие наклонности ребенка. Если внимательно присмотреться к ним, то возможно более полное раскрытие способностей, в результате которого становится облегченным профессиональное ориентирование ребенка в недалеком будущем.
Дети 7-9 лет обладают большой смелостью и активностью. Они легко исполняют задания, слушают педагога, его пожелания и требования в процессе обучения.
В этом возрасте ребёнок в композиции не умеет отличить главное от второстепенного. Не умеют сравнивать предметы и не умеют внимательно наблюдать за природой. Дети не могут еще делать анализ своих работ. Для каждого ребёнка своя работа самая лучшая. Поэтому много времени на занятиях уделяется вниманию, наблюдению и восприятию. Это период перехода от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению.
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили.Когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.
Отличие художественно-игрового момента в эстетическом воспитании младших школьников состоит, прежде всего, в том, что появляется новый ведущий вид деятельности – деятельность познавательная и поэтому радикально меняется соотношение игры и учения: у школьника элементы игры вплетаются в процесс познания.
У детей 7-9 лет необходимо возбудить заинтересованно - эмоциональное, радостное отношение к получаемым знаниям и самому процессу их получения.
Проблемы.Процесс воспитания художественно-эстетической культуры школьника и становление его личности как субъекта творческой деятельности всегда были сопряжены с рядом трудностей.
В условиях размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, прекрасным и безобразным, необходимо учить детей распознавать эту грань.
Вместе с тем, занятия искусством в школе большей частью ориентированы на расширение кругозора, вовлечение учащихся в те или иные виды художественной деятельности. Как правило, учитель не ставит перед собой задачу формирования у школьников целостного эстетического отношения к жизни, в котором проявляется избирательно-ценностная позиция личности. К тому же не только в массовой школьной практике, но и даже в классах с углубленным изучением художественно-эстетических дисциплин далеко не в полной мере реализуется духовно-нравственный потенциал эстетики, искусства.
Формирование у школьников целостного эстетического отношения к жизни должно достигаться не путем углубленного изучения художественно-эстетических дисциплин по отдельности, а путем выбора направлений и применения этих дисциплин в едином комплексе.
Степень разработанности проблемы - осмысление проблемы эстетического воспитания осуществлялось такими видными педагогами и психологами В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, И.Л. Лазарева, Л.П. Печко, Е.В. Квятковского и другие.
Ведущие русские педагоги К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский и другие видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчёркивали, что в каждом школьном предмете содержаться возможности эстетического воспитания.
Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И. Бецкой, К. Истомин, М. Ломоносов, Н. Новиков, Ф. Салтыков, В. Татищев и др. В содержание эстетического воспитания они предполагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на музыкальных инструментах, а также художественное творчество - детский театр.
В последние десятилетия учёные, педагоги О.А. Апраксина, Н.А. Дмитриев, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др. разрабатывали проблемыэстетического воспитания, результатом которых стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью. На их основе развивалась система эстетического воспитания, а также методологические проблемы эстетического воспитания.
Ожидаемые результаты:
- Широкий эстетический кругозор;
- Способность ориентироваться в мире искусств;
- Способность художественно-эстетическому восприятию искусства;
- Устойчивость проявления художественно-творческих способностей;
- Наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления.
- Вовлечение в художественно-творческую деятельность;
- Активация позиции семьи в художественно-эстетическом образовании детей.
Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя.
2. Содержательная часть
Основные направления программы |
Задачи |
Формы |
Содержание |
Ожидаемый результат |
1.Красота в природе
|
Первоначальное создание запаса элементарных эстетически знаний и впечатлений;
На основе полученных знаний -формирование и развитие способности художественного и эстетического воспитания;
Формирование потребности к самореализации, развитие познавательных интересов к искусству
Обучение этическим нормам и правилам;
Формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности и трудолюбие;
Формирование потребности в трудовой деятельности |
Пленер «Необыкновн-ное в природе»
Игра –викторина «Пернатые певцы»
Театрализованные игры «Мир джунглей», «Морской мир», «Явления природы»
Выставка фотогазет «Времена года»
|
Наблюдение и рисование на природе, слушание в записи звуков природы.
Знакомство с голосами птиц, их угадывание.
Подражание движениям животных, явлениям природы.
Создание газет с фотографиями природы.
|
Формирова-ние творческой способности наслаждаться красотой окружающего мира;
Создание запаса элементарных эстетических знаний в области различных искусств;
Способность ориентиро-ваться в мире искусств;
Наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления;
|
2. Красота в искусстве
|
Экскурсии-игры в музее или с музейными предметами ,построенные на основе ролевого поведения ребенка «Ожившие картинки»
Мюзикл «Муха Цокотуха», «Колобок»
Фестиваль народов мира «Калейдоскоп»
|
Имитации жеста или мимики человека, птиц, или животного, изображённого, на картине,вживание детей в образ какого-либо героя-экспоната. В процессе игры музейный предмет может «ожить» и рассказывать детям о себе.
Исполнение танцев. Песен, стихов
Пение, танцы различных народов мира, выставка ДПИ и рисунков «Мы разные, но мы вместе».
|
||
3. Красота в повседневной жизни. (быт, трудовая деятельность)
|
Игра-беседа «Каждой вещи - свое место»
Игра –викторина «Мы едим красиво»
Праздник «Дело в шляпе»
Тематический вечер «Маленькие Леди и джентльмены»
Операция "Мойдодыр"
Субботник «Дерево, посаженное тобою». |
Наблюдение и запоминание места расположения предметов и их возврат на нужное место. Домашнее задание «Где живут вещи»
Правила поведения за столом.
Изучить разнообразие головных уборов, их назначение и применение с помощью героев различных сказок (Незнайка.Буратино,Шапокляк, Мэри Поппинс).
Чаепитие, танцы, правила этикета.
Генеральная уборка класса
Посадка деревьев |
Формирова-ние потребности в трудовой деятельности и бережного отношения к труду, формирование культуры быта. |