Дополнительная образовательная программа по хореографии
как условие для творческого самовыражения личности
Елена Владимировна Горшкова, педагог дополнительного образования
МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Кирова
Наталья Сергеевна Прищепёнок, методист
МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Кирова
Хореографический ансамбль «Каприз» в 2014 году отмечает 15-летний юбилей. В 2007 году коллектив удостоен звания «Образцовый детский коллектив», а в 2012 году подтвердил его.
Особенностью комплектования состава нашего коллектива является то, что мы принимаем всех желающих в возрасте шести лет при условии отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья.
Как показала многолетняя практика работы с детским коллективом, порой дети, не имеющие особых природных качеств для занятий хореографией, но имеющие большое желание заниматься танцами, через 2-3 года достигают гораздо больших успехов в освоении программы. Это происходит за счёт трудолюбия и упорства. Те же, кто имеют природные задатки, порою ленятся, пропускают занятия, надеясь, что у них сразу все легко получится. «Неперспективные» для хореографии дети благодаря своему упорству раскрываются на занятиях быстрее, из «гадких утят» превращаются в «лебедей», и позднее, во взрослой жизни, добиваются во всём значительных результатов.
Образовательная программа рассчитана на четыре года обучения для детей от 6 до 18 лет. Включает такие предметы как основы классического танца; основы народно-сценического танца; партерную гимнастику; элементы акробатики; актёрское мастерство
Цель программы - развитие творческих и специальных способностей детей через приобщение к искусству хореографии. Программа включает три уровня подготовки образования: подготовительный (3 года обучения); базовый (4 года обучения); продвинутый (2 года обучения).
Главные задачи подготовительного этапа - создать условия для творческого самовыражения личности ребёнка и повышения заинтересованности в занятиях хореографией. Для решения этих задач на занятиях используется игровой стретчинг, в процессе упражнений которого дети перевоплощаются в различных животных, насекомых, цветы, что помогает более глубокому погружению в выполнение упражнения, поддерживает в детях интерес и, как следствие, даёт более хорошие результаты.
Большое внимание при подготовке к занятиям уделяется подбору музыки. Главное при подборе музыкального репертуара – развитие эмоционально-образной сферы воспитанников. При подборе музыки необходимо руководствоваться следующими критериями:
- репертуар по характеру и содержанию должен быть ярким, образным, сюжетным;
- должен соответствовать психо-физиологическим особенностям возраста детей.
При развитии эмоционально-образной сферы у детей младшего возраста на занятиях используются творческие задания, которые включают выполнение различных движений для выражения настроения музыки.
Самовыражение – высшая потребность человека. Всё то, о чем хочется рассказать, поделиться мыслями, чувствовать с другими людьми - всё это можно сделать языком танца. Именно современная хореография имеет в своем арсенале неограниченные возможности для реализации человека в искусстве. Поэтому программа строится на идеях личностного подхода к воспитанникам, развития творчества, обучения и воспитания в деятельности и развития личности от физического совершенства к совершенству нравственному и духовному при сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации деятельности.
В ходе реализации программы решаются задачи по формированию интереса к хореографическому искусству через раскрытие его многообразия и красоты, воспитания художественного вкуса, эмоционально-образного мышления, эмоциональной отзывчивости, гармонического развития через физические упражнения и упражнения психофизического здоровья средствами танца.
Содержание программы ориентировано на выполнение поставленных задач. Освоение тематического содержания программы опирается на такие принципы как постепенность и развитие природных данных обучающихся, строгая последовательность в овладении лексикой танца и техническими приёмами, систематичность занятий и целенаправленность учебно-воспитательного процесса.
В результате этого к концу первого этапа обучения (на подготовительном уровне в возрасте 5-6 лет) воспитанники умеют различать характер и темп музыки танца, выполняют различные движения (полуприседания, притопы, приставные шаги и др.), знают и выполняют элементарные правила танцевального общения в паре, имеют общее понятие о танце и его видах.
Заканчивая основной базовый уровень (4 года подготовки), воспитанники хорошо владеют методикой исполнения упражнений классического танца, выражают в пластике общее содержание музыки, её образные ассоциации, исполняют технически сложные комбинации, этюды в сложных и ускоренных темпах и уже владеют навыками ансамблевого исполнения технически насыщенных танцев.
На третьем уровне освоения программы – продвинутом - идёт профессионально -ориентированное обучение, где преобладает индивидуальная работа с наиболее одарёнными детьми. Благодаря включённости коллектива в воспитательный процесс ЦРТДЮ – участие в социальных проектах и программах, акциях, конкурсах, праздниках, концертных выступлениях для социума – воспитанники третьего уровня обучения уже могут выступать в организации образовательного процесса как помощники педагога, консультанты, репетиторы, а в условиях традиционного летнего оздоровительного лагеря ЦРТДЮ являются помощниками воспитателя отряда – педагога объединения.
Для воспитанников хореографического ансамбля «Каприз» важно не только участие в занятиях танцами, но и совместный отдых, концертная деятельность на различных площадках города в День матери, выступления, посвящённые Дню инвалидов, Дню города, празднику Победы, Дню пожилого человека; участие в социально-значимых акциях «Чистый город», «Подарок ветерану».
Всё это помогает в сплочении коллектива и помогает добиться побед на различных конкурсах и фестивалях. Так особенно нам дороги победы:
- 2009 год Российский конкурс «Золотое кольцо» г. Иваново, лауреат 2 степени;
- 2011 год Российский конкурс-фестиваль «Четыре сезона» г. Н. Новгород, лауреат 2 степени;
- 2012 год Всероссийский фестиваль-конкурс «Мелодии белых ночей» г. Санкт- Петербург, диплом лауреата 1 степени, номинация «Эстрадный танец» (11-13 л), диплом лауреата 1 степени, номинация «Эстрадный танец» (13-16 л);
- 2013 год Российский фестиваль-конкурс «Радуга танца» г. Чебоксары, лауреат 2 степени.
В выступлениях коллектива «Каприз» жюри часто отмечают эмоционально-образное воплощение идеи танца всеми участниками коллектива. Этому способствует и доброжелательная атмосфера на занятиях в группах детей, участие родителей в наших традиционных делах и поездках.
Образовательный процесс в Центре развития творчества на прекращается и во время каникул. Важным для творческого самовыражения личности воспитанников является отдых в летнем оздоровительном лагере ЦРТДЮ. Смены в лагере всегда тематические: «Колесо истории», «Безопасное колесо», «Волшебный цветок». В течение смены танцоры успевают побывать в различных социальных ролях, ещё больше сплачивается в условиях летнего отдыха и коллектив, ведь вместе с детьми на творческих делах в лагере выступают не только дети, но их старшие друзья – вожатые и педагоги дополнительного образования. В течение летней лагерной смены воспитанники образцового хореографического ансамбля «Каприз» пополняют свой репертуар новыми танцевальными постановками для различных концертных и игровых тематических программ. Отряды в летнем лагере профильные, они объединяют детей из разных возрастных групп одного объединения. Такой принцип деления на отряды позволяет педагогу, который является летом воспитателем у своих воспитанников, лучше узнать интересы детей, увидеть их в разных ситуациях, а также продолжить образовательный процесс по программе. Но дети в течение лагерной смены имеют возможность позаниматься у других педагогов Центра, для них организуются разные мастер-классы по изобразительному, прикладному, вокальному творчеству.
Такие занятия способствуют развитию творческого самовыражения детей, создают детям ситуацию выбора деятельности. А трудовые акции по оформлению помещений Центра, благоустройству территории, уходу за цветниками предлагают детям возможность разработать, реализовать свои социальные проекты.
Занимаясь в летнем оздоровительном лагере различными видами творческой деятельности, воспитанники объединения «Каприз» за счёт своего трудолюбия, упорства и таланта получают награды за призовые места в городских выставках, спортивных соревнованиях, конкурсах среди оздоровительных лагерей. Это ещё одна возможность для пополнения своего портфолио новыми достижениями.
В 2011 году коллектив «Каприз» занесён в книгу Почета ЦРТДЮ «Имя твоё в истории Центра». Это дорогая награда, так как книга Почёта хранится в Музее Детства ЦРТДЮ города Кирова. Экспозиция Музея рассказывает о достижениях педагогов и воспитанников первого внешкольного учреждения нашего города, которому в 2013 году исполнилось 90 лет. Среди номинантов книги Почёта наши выпускники: Бокова Анастасия, Толмачёва Светлана, Пупышева Анна, Слаутина Ксения в номинации «Воспитанник года». Коллектив гордится и теми выпускниками, кто был наиболее одарён при поступлении в объединение, добивался в процессе обучения значительных успехов, выбрав путь хореографа, достигнув жизненных успехов,. Среди них можно назвать имена Вылегжанина Сергея, Токаревой Екатерины (г. Санкт-Петербург).
Хотя образовательная программа, по которой занимаются дети хореографией в течение 8 лет, предполагает разные уровни освоения, в ней не ставится задача обязательного профессионально определения воспитанников. Главное, чтобы у детей было развито чувство любви к прекрасному в жизни, ответственность, трудолюбие – всё то, что можно развить в ребёнке средствами дополнительного образования, средствами хореографического искусства.