Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики
для детей в детской школе искусств
В одной древней притче человек обратился к мудрецу: «О премудрый, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал мудрец и научил человека танцевать.
Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи человеку. Танцевальные упражнения снимают мышечную
закрепощенность, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии. Танец рассматривается функциональным стимулятором личности, повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и инвалида[1].
Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и т.д., без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ОВЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность обеспечивают:
а) для обучающихся с ОВЗ по зрению;
б) для обучающихся с ОВЗ по слуху;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Занятия в объединениях обучающихся с ОВЗ могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.[2]
В нашей школе искусств обучение строится на принципах инклюзивного образования. Педагогами нашей школы создана и разработана специальная программа для детей с ОВЗ.
Для обучающихся с ОВЗ созданы все условия – это квалифицированные педагоги, имеющие опыт работы с такими детьми, активно взаимодействующие сотрудниками ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» (территориальный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями), это обучение на основе синтеза искусств (предметов), которые благотворно влияют на психофизическое, психоэмоциональное развитие обучающихся, а самое главное – теплая и приятная атмосфера, которая царит в нашей школе. Такие предметы, как: театрализация, рисование (ИЗО), декоративно-прикладное искусство, техника изготовления кукол (ТИК), кукловождение, лепка, аппликация и т.д. развивают моторику, воображение, творческую фантазию. Ну и, конечно, ритмика и танец, которые способствуют преодолению психологических барьеров и помогают в общении детей со своими сверстниками.
Работая преподавателем ритмики и хореографии в Детской школе искусств г. Воркуты на протяжении 12 лет, с детьми разного возраста и психоэмоционального склада темперамента, а также с детьми ОВЗ, я пришла к выводу, что дети быстро устают от однообразия и повторения движений, хотя в занятия включались и психогимнастические этюды, и игровые упражнения. Ведь на самом деле работа хореографа идет на показ, т.е. на отработку «снова и снова» какого-либо движения или танца, а мне бы хотелось, чтобы занятия доставляли детям больше радости.
И так, постепенно, мои уроки ритмики и танца перестраиваются в танцевально-оздоровительные, включающие в себя:
- Танец;
- Музыку;
- Психогимнастику;
- Дыхательную гимнастику;
- Пальчиковую гимнастику;
- Релаксацию, медитацию;
- Элементы детской адаптивной йоги;
- Элементы самомассажа;
- Цветотерапию.
Задачи танцевально-оздоровительных уроков:
- Укрепление здоровья детей;
- Совершенствование психомоторных способностей детей;
- Развитие творческих способностей детей;
- Адаптация – положительная психологическая динамика детей ОВЗ на уроках ритмики и танца в Детской школе искусств.
Дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Нервная система детей ослаблена. Многие дети дошкольного возраста не могут уснуть во время тихого часа.
Поэтому детям очень нужно несколько минут «расслабухи» - релаксации.
Одна из важных составляющих, которая наиболее эффективно способствовала бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии – это музыка. Один из наиболее простых инструментов ума – внимание музыки – вид терапии, доступный каждому и не требующий никакой дополнительной подготовки.
Недавнее исследование, посвященное воздействию музыки на мозг, показало, что некоторые произведения классической музыки, написанные Бахом, Моцартом, Бетховеном, оказывают широкий спектр позитивных воздействий на ребенка.
Педагог-психолог Н.Л. Кряжева, психологи ШелдонЛевис и ШейлаЛевис, кандидат педагогических наук доцент Н.Н. Ефременко и многие другие едины в своем убеждении эффективности правильного подбора музыкального материала.
Психогимнастика– это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сфер).
Основная цель – преодоление барьеров, особенно детей ОВЗ, в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Существуют множество игр и упражнений на снятие страхов и развитие уверенности в себе: «Рычи лев, рычи; стучи поезд, стучи»; «Дружба начинается с улыбки»; «Комплименты»; гармоничный танец и другие.
А также методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения детей; упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, и т.д.
Очень важно на занятиях ритмики и танца будь то коррекционно-профилактические или просто обычные занятия с детьми, применять элементы дыхательной гимнастики. Дыхание соединяет тело и душу.В разных культурах дыхание является вратами духа и мостом между телом и душой. Есть много древних и современных дыхательных методик: «Воздушный шарик», «Надуй шарик», «Подуй на одуванчик», «Хомячок», Трубач», «Пыхтелка», мыльные пузыри и т.д.
Техника правильного дыхания успокаивает нервную систему и гасит эмоции, укрепляет защитные силы организма.
Элементы самомассажа и йоги также включают в себя игровой момент и с удовольствием выполняются детьми: «Растирание ладоней», «Точка ума», «Точка веселья», «Согревание ушек». Всем известные позы «Кошки ласковой или сердитой, аиста, льва, змеи» и другиеразвивают творческие способности, снимают зажимы, которые у трудных детей проявляются как механизмы психологической защиты.
Разумеется комплекс сопровождает специально подобранная музыка: произведения Баха, Генделя, Вивальди, Китаро, «космическая музыка», медитативная.
Попробуйте рассмотреть танец как способ помочь ребёнку выразить свои чувства. Очень часто дети, которых называют трудными в сфере движения становятся «звёздами». Дети «превращаются» из застенчивых, тихих в более уверенных и открытых.
Одно из важных правил моих занятий – всё делается по желанию, с охотой, т. е. для начала необходимо «разбудить» тело, хорошенько потянуться и лишь потом, можно предложить те или иные движения.
Каждое занятие начинается со спокойной, лёгкой музыки, самомассажа, который переходит в разминку, куда входит пальчиковая гимнастика. В заключение мы можем нарисовать свой танец или передать его настроение в цвете. Но занятие не всегда проходит по запланированным этапам. Большое значение имеет эмоционально – психологический настрой класса; если дети возбуждены, то занятие начинается с лёгкой, короткой разминки, затем дети садятся на ковёр, проводят несколько действий самомассажа. Далее идёт пассивное слушание спокойной музыки.
Педагог на занятиях не должен давать оценку движениям ребёнка, главное заключается в том, чтобы побудить желание обучающегося двигаться, поэтому похвала педагога является основой общения с ребёнком.
Так что, уважаемые педагоги, играйте вместе с детьми, пойте, лепите, рисуйте, танцуйте – это оздоравливает взаимоотношения. Между педагогом и учеником всегда создается дружеская атмосфера!
На занятиях в Детской школе искусств в игровой форме создается обстановка для общения детей независимо от характера и возраста. Совместный веселый танец или игра могут совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.
Именно такая танцетерапия будет воздейство вать не только на физическое тело, но и на психико-эмоциональное состояние детей.
Список используемой литературы:
- Акимова, М., Козлова, В. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход [Текст] – М.: Знание, 1992 год.
- Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: (учеб.-метод. пособие для клубных работников) / Мин-во культуры СССР, ВНМЦ нар. тв-ва и культ.-просвет. работы. - М. : ВНМЦ нар. тв-ва и культ.-просвет. работы Мин-ва культуры СССР, 1986. – 93 с.
- Черемнова, Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей. 2008 – 121, [2] с.: [8] л., ил. – (Мир вашего ребенка).
[1] Часть 3 статьи 79 Федерального закона 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, №53, ст.7598;2013;№19, ст.2326)
[2] Часть 1 статьи 79 Федерального закона 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, №53, ст.7598;2013;№19, ст.2326)