Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
Программа развития ОДОД
«Синергия»
«ОДОД -открытое пространство для развития успешной личности»
Найденова Людмила Алексеевна
Санкт-Петербург 2011г
1. Паспорт программы развития ОДОД «Синергия»
ГБОУ школы № 583
Полное наименование программы |
ОДОД – открытое пространство для развития успешной личности. |
Основания для разработки программы |
Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании», приоритетный национальный проект «Образование», Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 г., Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегия развития системы образования СПб 2011 – 2020 «Петербургская школа 2020»
|
Период и этапы реализации программы |
Программа реализуется в период с 2011 по 2017 годы по следующим этапам: 1 этап (ноябрь 2011- январь 2012) 1. Формирование творческой группы для разработки программы развития ОДОД. 2. Проведение мониторинга с целью анализа ресурсного обеспечения реализации программы и систематизация материалов. 3. Разработка проектов и подпрограмм по реализации Программы развития. 2 этап(2012-2016) Реализация Программы по направлениям: 1. Достижение качественных результатов в реализации программ дополнительного образования – ключевых компетенций учащихся в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами 2. Развитие воспитательной среды ОДОД 3. Совершенствование системы управления ОДОД 4. Материально-техническое обеспечение 5. Создание безопасной и здоровьесберегающей образовательной среды в ОДОД 6.Мониторинг деятельности ОДОД по всем направлениям 7. Коррекция программ и проектов
3 этап (2016-2017) 1. Мониторинг результативности реализации программы. 2.Подведение итогов, обобщение накопленного опыта. 3. Планирование новых стратегических задач развития ОДОД. |
Цель программы |
Создание открытого образовательного пространства, основанного на взаимосвязи новых образовательных стандартов с возможностями дополнительного образования и позволяющего разносторонне развивать личность ребенка, создавать условия для самореализации детей и взрослых. |
Основные задачи программы |
1. Совершенствование системы управления ОДОД: - Расширение открытости ОДОД с целью повышения эффективности управленческих решений путем развития общественных форм управления и социального партнерства. - Внедрение инновационных компьютерных технологий в процесс руководства ОДОД. - Мониторинг развития личности учащегося в условиях основного и дополнительного образования с целью определения уровня сформированности метапредметных компетенций. - Внедрение системы методической, материальной и моральной поддержки профессиональной успешности педагогов дополнительного образования. 2. Совершенствование системы повышения качества дополнительного образования: - Создание социально-педагогических условий, способствующих самореализации личности в условиях образовательного процесса - Формирование активной инновационной позиции педагога и ученика в достижении качественных результатов. Корректировка условий повышения качества образования (технологий, материального оснащения, кадрового обеспечения и т.д.) на основе внешнего и внутреннего аудита. - Мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг. - Повышение конкурентоспособности ОДОД среди учреждений дополнительного образования района и города. 3. Совершенствование материально-технической базы ОДОД с целью создания комфортных условий и развития системы оздоровительных мероприятий.
|
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы |
·Выпускник ОДОД – это физически, психически, нравственно здоровый, интеллектуально развитый и социально адаптированный человек, обладающий мета предметными и личностными компетентностями. ·Совершенствование и развитие единого открытого информационного пространства ОДОД. ·Повышение имиджа ОДОД благодаря успешной самореализации каждого педагога (тренера) и ученика. |
Разработчики программы |
Найденова Л. А.– зав. ОДОД Калтушкина Г.Н. – зам.директора по ВР; |
ФИО, должность, телефон руководителя программы |
Найденова Людмила Алексеевна руководитель отделения дополнительного образования «Синергия» 8-921-987-17-83
|
Сайт школы в Интернете |
|
Постановление об утверждении программы |
Программа утверждена Педагогическим советом от 20.12.2011 года (протокол № 4 ) |
2. Преамбула к программе
Программа развития школы «Школа – открытое пространство для развития успешной личности» адресована педагогическому коллективу ОДОД, так как именно ему предстоит реализация данного проекта. Представление программы возможно как в печатном, так и в электронном варианте. Программа является документом, обязательным для исполнения каждым членом педагогического сообщества ОДОД. На основе ее возможна разработка педагогами дополнительного образования собственных проектов для решения сформулированных в программе задач и для достижения поставленной цели.
При разработке программы были учтены основные запросы всех членов образовательного процесса: родителей, учащихся, педагогов. Разработчики надеются, что реализация программы поможет укреплению взаимоотношений семьи и школы в вопросах дополнительного образования и воспитания детей, их всестороннего развития.
Программа принята на Педагогическом совете 20.12. 2011 года, протокол № 4.
3. Педагогическая позиция коллектива
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Сущность современного образования, на наш взгляд, состоит в том, чтобы, опираясь на индивидуальные качества каждого ребенка, сформировать самостоятельность, способность творить собственную жизнь, приносить пользу обществу,
Наше отделение дополнительного образования детей - это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых.
Наша миссия- воспитание физически и духовно развитой образованной личности, ориентированной на осознанный выбор профессии, на творческое преобразование действительности и саморазвитие, на достижение успеха во всех областях деятельности.
В достижении намеченного результата нам помогут различные дополнительные образовательные программы и проекты, реализуемые в нашем ОДОД на всех ступенях обучения, дающие право выбора своего собственного образовательного маршрута и гарантирующие достижение образовательного стандарта в рамках программ дополнительного образования и всестороннее развитие личности.
В своей педагогической практике педагоги ОДОД придерживаются основного принципа: никогда не нарушать права учащихся, родителей, коллег и никому не отказывать в помощи. Педагог ОДОД должен работать на совесть, создавать условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся и думать о сохранении здоровья ребенка.
Представленная Программа развития реализует идею преемственности по отношению к предыдущим этапам развития ОДОД ( реализации 3-летней программы «Путь к успеху») и намечает перспективы дальнейшего его развития.
4. Информационная справка
4.1 Сведения о ОДОД
Отделение дополнительного образования „Синергия“ государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №583 Приморского района, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, пр.Авиаконструкторов, д.14, лит.А открыто 01.09.2000 года. Учредителем ГБОУ является Администрация Приморского района Санкт-Петербурга. Лицензия № 898 от 22 ноября 2011 г. (бессрочно) Аккредитация № 314 от 26 марта 2012 по 28 марта 2013 года.
Формами самоуправления ОДОД являются:
· Общее собрание коллектива
· Педагогический совет образовательного учреждения
· Родительский комитет ОДОД
Органы самоуправления действуют в соответствии с действующим Уставом и положением об этом органе.
4.2 Краткая характеристика микрорайона
ГБОУ находится в окраинном спальном районе. В нем проживают большинство многодетных семей рабочих и служащих, а также много переселенцев из сельсских районов. В связи с наметившимся в последнее время демографическим ростом в стране в школе ежегодно открывается три -четыре первых класса. В ближайшем окружении находятся еще три школы имеющие ОДОД и ДДТ Приморского района.
ОДОД тесно сотрудничает с детским домом №13, проводя совместные мероприятия для учащихся ДД, с ДДТ осуществояя совместную методическую работу, с дошкольными ОУ -открыв школу будущих первоклассников.
Также ОДОД поддерживает связи с близлежащими ОДОД школами № 580, 581, принимая участие в муниципальных соревнованиях по футболу, волейболу, ориентированию,баскетболу, шахматам, проводя на базе школы конкурса по спортивным танцам „Танцевальный марафон“, спортивные соревнования «Веселые старты», фестивали театрального творчества и Японской культуры и другие меропиятия.
ОДОД также сотрудничает с информационно-методическим центром Приморского района (далее по тексту – ИМЦ), социальной службой, Центром спорта Приморского района, Комитетом по спорту, городскими спортивными федерациями по баскетболу, шахматам и шашкам, танцевальному спорту.
4.3 Характеристика учащихся
В ОДОД обучается 600 учащихся, занимающихся в 22 объединениях, 41 группах. Образовательный процесс осуществляется с 14.00 до 21.00. Продолжительность занятий – от 1 до 3 академических часов в зависимости от уровня программы.
Групп 1 года обучения – 15 (242 человека), 2 года обучения – 17 (248 человек), 3 и последующих годов обучения – 9 (105 человек).
В ОДОД занимаются дети следующих категорий:
· с ограниченными возможностями- 1,
· из многотетных семей - 40,
· опекаемые – 3,
· Дети-мигранты – 1,
· Детей, состоящих на учете в КДН – 5 человек..
4.4 Характеристика педагогического коллектива
В ОДОД работает 21 педагог. Имеют высшую аттестационную категорию - 13 педагогов (62%); первую категорию - 5 человек (23,8%). Обучаются в вузах заочно – 3 человека, что говорит о желании педагогов повысить свой профессиональный уровень. За последние 3 года свою квалификацию через АППО, НМЦ, другие организации повысили 18 педагогов.
Педагогический коллектив ОДОД стабильный и сплоченный, что помогает коллективно решать многие задачи, стоящие перед структурным подразделением.
Имеют почетные звания и награды:
· Заслуженный тренер РФ – 1
· Знак «За гуманизацию образования СПБ- 3
· Победители и призеры конкурса педагогических достижений- 2
Это говорит о признании государством высокого качества работы педагогов ОДОД.
За последние три года активность педколлектива заметно возросла, так как выросло профессиональное мастерство педагогов и ими накоплен большой опыт работы, которым есть желание поделиться с другими. В 2011-12 году в профессиональных конкурсах участвовало 3 человека. Также возросло количество педагогов, размещающих на собственных веб-страницах различных образовательных порталов свои методические разработки.
5. Достижения и нерешенные проблемы.
5.1 Краткая характеристика образовательного процесса
На общекультурном уровне реализуются следующие программы:
· „Японский с увлечением“
· „Основы японской языковой культуры“
· „Японский как праздник“
· „Декоративно-прикладное искусство“
· „Веселая кисточка“
· „Наш маленький школьный театр“
· „Хор“
· „Основы шахматной игры“
· „Шесть ступеней мастерства“
· „Спортивные игры“
· „Клуб авторской песни“
· „Маленький модельер“
· „Волейбол“
· „Мини-футбол“
На углубленном уровне реализуются программы:
· „Солнечный город“ (краеведение)
· „Футболишка“ (женский мини-футбол)
· „Аэробика“
· „Черлидинг“
· „Вокальная студия“
· „Секция шахмат“
· „Радуга цветов“ (флористика)
· „Балагуры“ (театр кукол)
· „Акварелька“
· „Баскетбол“
На прфессионально-ориентированном уровне реализуются программы:
· „Баскетбол-maх“
· „Спортивные танцы“
На всех уровнях образовательный процесс обеспечен учебно-методическими комплексами, учебными и методическими пособиями, программным материалом.
5.2 Положительные результаты образовательной деятельности ОДОД
за последние три года
· Минимальный отсева обучающихся 1 уровня.
· Устойчивый интерес детей занимающихся по программам 2-3 уровня.
· Положительная динамика качества успеваемости знаний в большинстве объединений.
· Запись в детские объединения и спортивные секции детей из других ОУ района и города.
Благодаря Отделению дополнительного образования детей и работе школьного спортивного клуба, количество участников спортивных соревнований ежегодно растет. Также это происходит и вследствие увеличения количество самих соревнований и большей активности, проявляемой педагогами и тренерами ОДОД.
Итоги районной Спартакиады
· 2009-2010 учебный год – 10 место
· 2010-2011 учебный год – 7 место
· 2011-2012 учебный год — 2 место
Сравнительный анализ достижений за 3 года.
Название мероприятия |
2009/2010 |
Кол-во участн. |
2010/2011 |
Кол-во участн. |
2011/2012 |
Кол-во участник |
Международный фестиваль в Болгарии |
Лауреаты («Балагуры», «Феерия») |
14 чел. |
Дипломанты «Балагуры» |
6 человек |
«Балагуры» |
|
Кубок Кондрашина и Белова (баскетбол) |
мальчики-1м девочки-1м |
|
мальчики-3м девочки-1м |
|
м-1 д-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Название мероприятия |
2009/2010 |
Кол-во участн. |
2010/2011 |
Кол-во участн. |
2011/2012 |
Кол-во участник |
Первенство района по баскетболу 6 классы |
мальчики-1м девочки-1м |
|
мальчики-1м девочки-1м |
|
м-1 д-1 |
|
Городской конкурс «Восходящие звезды»(Феерия) |
«Д» класс-1м «Н» - 5 место |
10 человек |
За 2010 год «С»класс-3м «Е»- 1 м «Н»- 1м,2м, 3м |
26человек |
«Д» класс 1м латина «Е» класс 1 место «Н» класс 1-2 места |
32 чел. |
«Кубок губернатора» международный турнир по спортивным танцам |
Не участвовали |
|
финалисты |
|
финалисты |
|
Городской фестиваль кукольных театров «Балагуры» |
Победители в номинации «лучшая роль» |
10 человек |
Победители в номинации «лучшая роль», «лучшее музыкальное оформление» |
12 человек |
|
|
Городской конкурс "Шахматы и шашки в моей школе" |
1 место |
6 человек |
1 место |
12 человек |
1 место |
|
«Школа плюс» (флористика) |
лауреаты |
8человек |
Не участвовали |
|
участники |
|
«Школа плюс» (ДПИ) |
призеры |
8 человек |
призеры |
10 человек |
участники |
|
Достижения учащихся ОДОД– заслуга их педагогов, которые используют различные методики и технологии для всестороннего развития личности ребенка, для сохранения и укрепления его здоровья.
5.3 Характеристика здоровья обучающихся
На фоне общегосударственного ухудшения показателей уровня здоровья в ОДОД также наблюдается уменьшение количества здоровых учащихся и увеличение количества детей, имеющих различные заболевания, в том числе и хронические, но их количество неизменно сокращается.
Сведения о группах здоровья учащихся ОДОД
Год |
Всего по ОДОД |
Основная |
Подготовительная |
||
I группа |
II группа |
IIIгруппа |
IV группа |
||
2010 |
470 |
|
|
|
|
2011 |
500 |
|
|
|
|
2012 |
600 |
|
|
|
|
Меры по улучшению здоровья учащихся, предпринимавшиеся школой
последние 3 года
1.Организация работы столовой до 16.00
Качество пищи и нормативы отпуска контролируются службой здоровья школы
!!!??? Организован правильный питьевой режим в школе: в кабинетах установлены помпы с питьевой водой, в столовой – кулер.
2. Диспансеризация и вакцинация обучающихся в соответствии с требованиями организаций здравоохранения.
3. Ежегодные профилактические медосмотры в начале учебного года.
4. Ежегодное флюорографическое обследование учащихся 9-11 классов.
5. Ежегодная диспансеризация учащихся 9-11 классов.
6. Современно оснащенный медицинский кабинет в школе.
7. Широкая сеть спортивных секций в Отделении дополнительного образования детей.
8. Введение третьего часа физкультуры, как профилирующего (1-4 классы – аэробика, черлидинг; 5-11 классы - волейбол).
9. Строительство оснащенного современного школьного стадиона.
10.Систематическое проведение различных конкурсов, акций, бесед по профилактике здорового образа жизни.
5.4 Характеристика воспитательного процесса
В условиях новой социально-экономической реальности, когда большая занятость многих родителей на работе создает дефицит времени общения их с детьми, ослабляется контроль за учебой и времяпрепровождением ребят. Порой дети предоставлены сами себе. В такой ситуации не каждый ребенок способен выбрать жизненный путь с доминированием нравственных ценностей. Поэтому мы считаем, что ОДОД должно предоставить детям возможность для самореализации во второй половине. Для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в психологической и социальной помощи, в школе создана и активно действует социально-психологическая служба здоровья.
Воспитательная работа в ОДОД ведется не разрывно с воспитательной службой школы, включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению достаточно разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения, внеурочная деятельность и внешкольная деятельность.
Создание воспитательной среды в процессе обучения предполагает:
· Корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин, но особенно профильных предметов.
· Использование в учебной деятельности инновационных форм и методов обучения, развивающих программ, позволяющих преодолевать пассивность учащихся, раскрепощать личность ребенка в учебном процессе.
· Ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «Отечество», «семья», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
· Создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы (школьная газета; сайт класса и школы в Интернете и др.)
Во внеурочной деятельности обязательное проведение тематических классных часов не реже 1 раза в месяц, а также проведение внеклассных общешкольных мероприятий в соответствии с годовой циклограммой праздников и дел.
Традиционными являются праздники: День знаний, День учителя, День матери, Новый год, День снятия блокады, 23 февраля, 8 марта, Хоровой фестиваль, Праздник танца, Последний звонок, турслет старшеклассников, сборы макулатуры, субботники и др. Стали традиционными фестиваль творчества «Зажигай звезду» и Дни самоуправления.
Участие школы в различных спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях района и города является достаточно широким: конкурсы сочинений, рисунков, плакатов, певцов и т.д. Участие во множестве спортивных соревнований, в играх «Безопасное колесо» и «Зарница», районных и муниципальных праздниках.
Воспитательная служба школы стремится к тому, чтобы учащиеся были заняты полезными делами, спортом, чтобы в школе им жилось весело и интересно.
5.5 Характеристика материальной базы ОДОД
Образовательный процесс осуществляется в 10 учебных классах, в 1 мастерской, в 2-х спортивных залах, в актовом зале, хореграфическом классе, библиотеке. В 2012 году школа будет располагать стадионом и волейбольно-баскетбольной площадкой.
Обеспечение ОДОД компьютерной техникой
|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
К/классов |
|
10 |
|
Компьютеров в ОДОД |
|
1 |
|
Мультимедиапроекторов |
|
0 |
|
Принтеров |
1 |
1 |
|
Ксероксов |
0 |
0 |
|
Интерактивных досок |
|
0 |
|
Как видно из таблицы, количества цифровой техники в ОДОД не достаточно, что создает не возможность широкого использования информационных технологий учителями и учащимися в учебном процессе.Это является большой проблемой требующей решения.
5.6 Социальный заказ и ожидаемые результаты развития ОДОД
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к ребенку ко времени окончания им школы, или так называемый «портрет выпускника школы».
Изучая социальные ожидания по отношению к школе, можно выделить несколько субъектов, участвующих в формировании этого заказа нашей школе, следовательно и ОДОД:
· Государство (Россия, Санкт-Петербург, Администрация Приморского района, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования);
· Учащиеся;
· Их родители;
· Педагогическое сообщество.
С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:
· Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.
· Усиление роли социально-гуманитарных дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру.
· Внедрение новых Федеральных образовательных стандартов.
· Введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся.
· Обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
· Совершенствование системы оценивания достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества дополнительного образования.
· Информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными всеми участниками образовательного процесса школы (учениками, учителями, родителями). По их мнению, школа, ОДОД должны быть открытым информационным образовательным пространством, в котором созданы все условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
По результатам анкетирования, родители учащихся хотят, чтобы ОДОД обеспечивало:
· Возможность получения ребенком качественного дополнительного образования.
· Качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования через олимпиады и др. формы
· Безопасность пребывания учащихся в ОДОД.
· Сохранение и укрепление здоровья детей.
· Интересный досуг детей, а также создания условия для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей обучающихся.
Обучащиеся, по результатам опросов, хотят, чтобы в ОДОД:
· Было интересно учиться и проводить досуг.
· Имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной дополнительной деятельности, общения, самореализации.
· Была возможность получить качественное дополнительное образование.
· Имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагогиожидают:
· Создания в ОДОД комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности.
· Улучшения материально-технического обеспечения учебного процесса.
· Создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности и для внедрения в широкую практику здоровьесберегающих технологий.
Учитывая государственную стратегию развития образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены стратегические направления развития нашего ОДОД.
Таковыми являются:
1. Постепенный переход на обучение по новым Федеральным образовательным стандартам.
2. Развитие творческой среды для выявления особо одарённых и способных ребят.
3. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного и воспитательного процессов в ОДОД;
4. Совершенствование в ОДОД открытого образовательного пространства для всех субъектов образования;
5. Создание условий, обеспечивающих успешность во всех областях деятельности для обучащихся и педагогов;
6. Внедрение системы методической, материальной и моральной поддержки профессиональной успешности педагога дополнительного образования.
7. Сохранение физического, психического, морально-нравственного здоровья детей и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения обучащихся.
Данные стратегические направления развития ОДОД являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Эти задачи будут сформулированы в Проектах по реализации программы развития ОДОД на 2012-17 г.г. Высокие результаты в развитии ОДОД по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.
6.Условия развития ОДОД в 2012-17 г.г.
Опираясь на основные положения Национальной доктрины развития образования РФ до 2025 г., Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, можно предположить, что в ближайшие 5 лет в российской системе дополнительного образования должны произойти существенные перемены, затрагивающие каждое образовательное учреждение. Это, например, поэтапный переход на новые Федеральные образовательные стандарты второго поколения, широкое использование электронных учебных пособий; применение дистанционного обучения; введение новых Федеральных образовательных стандартов второго поколения и другие. Следовательно структурное полразделение школы не может не учитывать данных изменений при разработке программы развития.
Также возможны изменения в требованиях, предъявляемых государством, родителями, учащимися к образовательному учреждению. Это может быть обязательное непрерывное профессиональное образование по государственному заказу промышленных предприятий и учреждений, начальной ступенью которого может стать профильная школа, дающая возможность более способным выпускникам поступить в вуз, а остальным – получать профессиональное образование в начальных и средних профессиональных учебных заведениях.
В требованиях, предъявляемых родителями к школе в последнее время, ведущим является сохранение здоровья детей и развитие их индивидуальных творческих способностей через систему дополнительного образования. Учитывая пожелания родителей, ОДОД планирует расширить сеть кружков и секций, активнее внедрять здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс.
В ресурсном обеспечении в последнее время наметилась тенденция роста. Это финансовые и материальные средства, особенно по городским программам, и более качественное кадровое обеспечение, так как в связи с увеличением заработной платы и улучшением условий труда дефицит кадров практически отсутствует. Следует надеяться, что эта тенденция к росту сохранится, и программа развития ОДОД станет реально выполнимой. Все вышеперечисленные изменения и будут учтены в программе развития.
7. Внутренние ресурсы развития ОДОД
К внутренним ресурсам, обеспечивающим движение вперед, можно в нашей школе отнести следующие:
- стабильный, достаточно молодой, амбициозный и работоспособный коллектив, способный к инновационной деятельности.
- доверие родителей, в числе которых много бывших выпускников нашей школы, родителей, приводящих к нашим педагогам своих вторых и третьих детей.
- здоровый морально-нравственный климат в коллективе, взаимоуважительные отношения педагогов с учащимися и родителями, основывающиеся на сотрудничестве семьи и школы.
- собственные источники ресурсного обеспечения за счет дополнительных платных образовательных услуг, благотворительной помощи родителей и выпускников.
Надеемся, что именно благодаря творческому потенциалу педагогического коллектива ОДОД решит все задачи, которые ставит перед собой в программе развития.
Проекты для реализации программы развития отделения дополнительного образования в 2012-17 годах
„ОДОД– открытое пространство для развития успешной личности“
Проект «Совершенствование системыуправления»
Руководитель проекта:
Участники проекта: все субъекты ОП и органы самоуправления.
Цель проекта:Создание условий для личностного роста всех субъектов образовательного процесса и эффективной реализации Программы развития школы «ОДОД – открытое пространство для развития успешной личности».
Ожидаемые результаты: Эффективная реализация Программы развития и личностный рост каждого участника ОП.
План реализации проекта:
1 |
Создание Попечительского совета ОДОД |
2012 г. |
2 |
Обновление программного обеспечения |
Постоянно |
3 |
Создание системы оценивания результатов обучения и воспитания не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных обучающимися |
2013-16 г.г. |
4 |
Стимулирование педагогов дополнительного образования на инновационную деятельность |
Постоянно |
5 |
Разработка структуры портфолио педагога и воспитанника |
2012 г. |
6 |
Поддержание корпоративного имиджа объединений ОДОД (эмблема, клубная форма, гимн и т.д.) |
Постоянно |
7 |
Создание эффективной модели взаимодействия основного и дополнительного образования |
2012-16 |
9 |
Переход на новую форму аттестации педагогических работников |
2012 |
10 |
Реализация Программы повышения квалификации педагогов ОДОД в соответствии с современными требованиями и программой развития |
2012-17 |
11 |
Своевременное обеспечение информированности участников ОП об аспектах деятельности образовательного учреждения, системы образования района, города |
Постоянно |
12 |
Расширение социального партнерства на уровне района, города |
Постоянно |
13 |
Внедрение системы методической, материальной и моральной поддержки профессиональной успешности педагога дополнительного образования. |
2012-13 г.г. |
Проект «Инновации – путь к успеху»
Руководитель проекта:
Участники проекта: педагогический коллектив
Цель проекта:Широкое использование педагогами ОДОД современных образовательных технологий и педагогических инноваций для успешной профессиональной деятельности.
Основные задачи:
- Создание условий для широкого использования инновационных технологий.
- Обучение инновационным образовательным технологиям на базе социальных партнеров и внутри ОУ.
- Активное включение педагогического коллектива в ОЭР.
- Создание каждым педагогом собственного портфеля достижений (портфолио).
- Популяризация достижений педколлектива в освоении инноваций.
- Мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг.
Срок деятельности: 2012-2017 год
Ожидаемые результаты: Создание личных портфолио педагогов и печатных методических изданий с обобщением и распространением педагогического опыта
План работы поэтапно:
1этап. Подготовительный. Сроки реализации - 01.09.2011-01.09.2012
Мероприятия |
1. Создание условий для широкого использования инновационных технологий. 2. Создание программы внутрифирменного обучения по современным образовательным технологиям. 3. Обучение инновационным образовательным технологиям на базе социальных партнеров и внутри ОУ. 4. Разработка структуры портфолио педагога. |
2этап.Реализация проекта. Сроки реализации 01.09.2012-01.09.2017.
Мероприятия |
Ø Активное включение педагогического коллектива в ОЭР. Ø Корректировка программ обучения. Ø Обучение инновационным образовательным технологиям на базе социальных партнеров и внутри ОУ. Ø Создание каждым педагогом собственного портфеля достижений (портфолио). Ø Наработка банка методических материалов по сопровождению образовательного процесса в ОДОД. Создание медиатеки. Ø Посещение педагогами научно-практических конференций и практических семинаров по методическому сопровождению и мониторингу образовательного процесса. Ø Укрепление и обновление материально-технической базы. |
3 этап.Итог. Сроки реализации 01.09.2017 – 31.12.2017
Мероприятия |
1. Оценка полученных результатов ОЭР, подведение итогов, определение перспективных направлений на следующий этап развития ОУ. 2. Систематизация накопленного опыта. 3. Мониторинг удовлетворенности ОП обучащихся и родителей. 4. Обобщение и распространение передового педагогического опыта. |
Проект «Одаренные дети»
Руководитель проекта:
Участники проекта:педагогический коллектив и обучащиеся ОДОД.
Цель проекта: Создание эффективной системы выявления, развития и поддержки талантливых детей, а также создание условий для раскрытия потенциальных способностей обучащихся.
Задачи:
1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и методических приемах работы с ними;
2. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
3. Проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучащимся проявить свои способности.
4. Выбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
5. Предоставление возможности обучащимся совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу.
Ожидаемый результат:Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся. Создание системы работы в ОДОД с одаренными детьми.
План реализации поэтапно:
1 этап подготовительный01.09.2011 – 01.09.2012
1. Изучение научно – методической литературы по теме, знакомство с накопленным опытом по работе с талантливой молодежью.
2. Отбор, разработка и апробация психолого-педагогических методик по выявлению детей с высоким потенциалом, неординарными способностями и талантами. Создание банка методик для систематической диагностики талантливых детей.
3. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта и их совершенствование.
4. Обучение педагогического коллектива приемам целенаправленного педагогического наблюдения и диагностики талантливых детей;
5. Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми
2 этап основной01.09.2012 -1.09.2017
1. Диагностика одаренных учащихся. Создание банка «Одаренные дети»
2. Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком. Обеспечение психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей;
3. Научно-методическая поддержка педагогов, работающих с данной категорией детей.
4. Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучащихся.
5. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
6. Представление возможности самореализации талантливым учащимся через широкий спектр форм внеурочной деятельности и участие в конкурсном движении.
7. Создание портфолио учащихся
8. Создание «Аллеи успеха» (альбом, доска почета, веб-страница) для увеличения категорий «знание» и «успех» в шкале социальных ценностей обучащихся.
9. Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися, коррекция.
3 этап заключительный01.09.2017 -31.12.2017
1. Мониторинг реализации проекта, выявление проблем и постановка задач на следующий этап развития ОДОД.
2. Обобщение и распространение опыта педагогического коллектива с талантливыми детьми.
Проект «ОДОД – территория здоровья»
Руководитель проекта:
Участники проекта: обучающиеся и педагоги ОДОД.
Цель проекта:Развитие единой здоровьесберегающей среды в ОДОД, направленной на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся и педагогов и включающей в себя совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных мероприятий.
Задачи
1. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ).
2. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, обучащихся и их родителей.
3. Участие в районном сетевом проекте «Школа – территория здоровья».
4. Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также по сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
5. Организация учебно-воспитательного процесса с использованием современных здоровьесберегающих технологий.
6. Практико-ориентированное формирование умений и навыков поведения учащихся в экстремальных жизненных ситуациях на занятиях, в Дни здоровья.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличение количества детей и педагогов, сохранивших и улучшивших свое физическое и психическое здоровье в школе.
2. Выпускники будут владеть знаниями о ЗОЖ, осознавать ответственность за свое здоровье и сознательно отказываться от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих.
3. Обучающиеся и педагоги будут сознательно участвовать в охране здоровья и создании среды, способствующей здоровью, особенно условий учебы, труда и быта.
План реализации проекта:
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса |
||
1. |
Обновление банка данных о заболеваемости обучающихся, анализ заболеваний и их динамика. |
1 раз в год |
2. |
Составление социального портрета объединений,ОДОД в целом |
сентябрь |
3. |
Поддержание в ОДОД надлежащих санитарно-гигиенических условий |
постоянно |
4. |
Учет посещаемости обучащимися ОДОД |
В течение года |
5. |
Укрепление материально-технической базы в соответствии с требованиями СанПиНа. |
В течение года |
6. |
Организация горячего питания детей занимающихся в ОДОД |
сентябрь |
7. |
Создание школьного спортивного стадиона. |
2012 год |
Учебно-воспитательная работа |
||
1. |
Организация работы по изучению правил дорожного движения. |
Перед каждым выездным мероприятием |
2. |
Проведение тематических часов и общеих мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ и мотивацию к сохранению здоровья. |
Не менее 1 раза в квартал |
3. |
Создание библиотечки методической литературы по пропаганде здорового образа жизни |
2012 год |
4. |
Повышение уровня знаний педагогов по вопросам сохранения собственного здоровья и использования здоровьесберегающих технологий на занятиях |
периодически |
5. |
Контроль физической активности детей в период их пребывания в ОДОД (физическая активность на переменах и во время занятий), спортивно-оздоровительные мероприятия |
1раза в квартал |
6. |
Расширение использования в учебном процессе здоровьесберегающих инновационных технологий |
2012-17 годы |
7. |
Посещение объединений ОДОД с целью анализа проведения занятия с позиций здоровьесбережения. |
1 раз в год |
8. |
Исследование психологического климата в ОДОД |
Не менее 1 раза в год |
9. |
Обследование уровня грамотности обучающихся и педагогов по вопросам здоровья |
Не менее 1 раза в год |
10. |
Взаимодействие со школьной Службыой здоровья |
постоянно |
Оздоровительно-профилактическая работа |
||
1. |
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди обучащихся: лекции, беседы, вечера, спортивные мероприятия |
По плану ВР |
2. |
Участие в различных конкурсах и акциях по здоровьесбережению |
По плану района и города |
3. |
Оказание социально-психологической поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
Постоянно |
4. |
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок и посещения тубдиспансера обучащимися и педагогами |
По мере необходимости |
5. |
Обучение детей эффективным поведенческим стратегиям, умению разрешать жизненные проблемы, владеть своими эмоциями |
По плану пед/психолога |
6. |
Предоставление педагогам компенсации на оздоровление и отдых |
1 раз в 5 лет |
7. |
Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива |
В течение года |
Материально-техническое обеспечение реализации
Программы развития «ОДОД – открытое пространство для развития успешной личности»
№п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемый результат |
1. |
Дальнейшее развитие системы повышения квалификации педагогов |
2012-17 |
Увеличение числа педагогов, имеющих первую и высшую категории, отсутствие вакансий |
2. |
Пополнение библиотеки современным дидактическим материалом и методлитературой |
2012-17 |
Повышение качества обучения и создание условий для самообразования |
3. |
Оснащение ОДОД специально оборудованными кабинетами (ИЗО, шахматы, ДПИ, тренажерного зала, теннисного зала, танцевального зала) |
2012-17 |
Повышение качества обучения, обеспечение внедрения новых ФГОС |
4. |
Оснащение всех кабинетов прикладного отделения регулируемой мебелью |
2012-17 |
Сохранение здоровой осанки обучащихся |
5. |
Создание уголков отдыха для обучащихся |
2012-17 |
Комфортные условия пребывания |
6. |
Замена окон на стеклопакеты |
2012-14 |
Экономия энергоресурсов, сохранение здоровья участников ОП |
7. |
Оборудование и современное оснащение актового зала. |
2012-13 |
Комфортные условия, обеспечение воспитательного процесса |
8. |
Обновление и пополнение парка компьютерной техники |
2012-17 |
Установка ПК по кабинетам, в КК |
9. |
Пополнение парка мобильной компьютерной техникой |
2012-17 |
Широкое использование на занятиях мультимедиасредств |
10. |
Приобретение интерактивных средств обучения |
2012-17 |
Повышение качества обучения |
11. |
Пополнение и систематизация школьной медиатеки |
2012-17 |
Банк программного обеспечения |
12. |
Строительство школьного бассейна по городской программе |
2013-17 |
Создание условий для физического развития |
13. |
Ремонт школьного двора |
2014-17 |
Проведение перемен на свежем воздухе |
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
Организация работы ОДОД
«Синергия»
Принята Утверждена
Педагогическим советом Директор ГБОУ школа № 583
«___» ___________ 20____г. _______________А.В.Чередниченко
Протокол № _______ «___»___________20____г.
Организации работы ОДОД „Синергия“ ГБОУ школы № 583.
Отделение дополнительного образования детей ведет свою деятельность в целях формирования единого образовательного пространства ГБОУ школы № 583 для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. ОДОД является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. ОДОД предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
ОДОД организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
Содержание образования ОДОД определяется образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.
Прием обучающихся в объединения ОДОД осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.
Структура ОДОД определяется целями и задачами школы, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает профильные лаборатории, кружки, студии, секции, клубы, учебные группы и т.д.).
Объединения ОДОД располагаются в основном здании школы.
Задачи дополнительного образования
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры школьников;
- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Содержание образовательного процесса в объединениях ОДОД
В ОДОД реализуются программы дополнительного образования детей
- различного уровня:дошкольного образования, начального общего образования, основного общего и т.д.) и
- направленностей: художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, культурологической и др. в соответствии с имеющейся лицензией.
Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.
Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения, определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в „Пояснительной записке“ программы.
Педагогические работники ОДОД могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним, либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.
Организация образовательного процесса
Работа ОДОД осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором ГБОУ или руководителем ОДОД. ОДОД имеет право ежегодно (до начала учебного года) изменить перечень принятых к реализации образовательных программ, в исключительных случаях возможны замены одной программы на другую в течении учебного года, по решению педагогического совета и согласованию с РОНО.
Учебный год в ОДОД начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая текущего года. Во время каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога. Режим работы ОДОД с 25 мая по 31 августа определяется администрацией ГБОУ.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательном учреждении. В этой связи при зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья и заключении о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю, а объединения физкультурно-спортивного направления и конию „страховки от несчастных случаев и травм“.
Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации ОДОД и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.
В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3-5- человек) или индивидуально (если это придусмотренно программой). Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся.
Прием в объединение ОДОД производится ежегодно с 1 по 10 сентября.
Зачисление обучающихся осуществляется на срок, предусмотренный для полного освоения программы.
Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.). В работе объединения могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.
В ОДОД ведется методическая работа, направленная на совершенствование содержания образовательного процесса, форм и методов обучения и диагностики, повышение педагогического мастерства работников.
Развитие подразделения «Школьный спортивный клуб Банзай»
Школьный спортивный клуб - общественная организация учителей и учащихся, способствующих развитию физической культуры, спорта.
Школьный спортивный клуб создается с целью организации и проведения спортивно-массовой работы в образовательном учреждении во внеурочное время.
Общее руководство осуществляется Советом клуба. Состав совета клуба утверждается приказом директора образовательного учреждения.
Школьный спортивный клуб имеет название, эмблему и спортивную форму.
Дополнительное образование детей в ШСК – это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения за пределами основных образовательных программ. После основных уроков ученикам предоставляется возможность заниматься именно той
деятельностью, которая отвечает их желаниям, интересам и потенциальным возможностям. Эти занятия помогают ученикам раскрыться, стать успешными.
Создание школьного спортивногоклуба обусловлено необходимостью:
· повышения массовости занятий школьниками физической культурой и спортом в целях поэтапного достижения показателя не менее 80% детей, вовлеченных в систематический процесс физического и спортивного совершенствования;
· удовлетворения потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) в более широком спектре предоставляемых им физкультурно-спортивных услуг;
· эффективного использования имеющейся учебно-спортивной базы (2 спортивных зала, тренажерный зал, пришкольный стадион) и кадрового потенциала в области физической культуры и спорта;
· расширения возможностей школьного спорта как фактора сплочения педагогического, ученического и родительского состава ОУ;
· повышения статуса, а также материальной, финансовой, методической и кадровой обеспеченности существующих в ОУ объединений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной, спортивно-технической направленности.
Целью созданияклуба является развитие мотивации личности к физическому развитию.
Основными задачами создания и деятельности клуба являются;
· пропаганда здорового образа жизни, личностных и общественных ценностей
· физической культуры и спорта;
· формирование у детей ранней мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья, физическому и спортивному совершенствованию;
· вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом;
· совершенствование организации различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками;
· воспитание у обучающихся чувства гордости за свое ОУ, развитие культуры и традиций болельщиков спортивных команд;
· улучшение спортивных достижений обучающихся ОУ;
Достижение указанных цели и задач осуществляется в единстве с общими образовательными и воспитательными целями ОУ.
С января 2012 года ШСК влился в состав ОДОД и ведет свою работу в рамках намеченных к реализации программ дополнительного образования.