Программа дополнительного образования
Физкультурно-игровой кружок «Старт»
(возраст детей 3 - 4 года, 5 - 6 лет)
Срок реализации 2 года
Яковлева Эльвира Иосифовна,
воспитатель1 категории ГБДОУ
детский сад №72
Калининского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
В своей работе я придерживаюсь следующего принципа: “Физическое воспитание – это польза для жизни Важно обеспечивать широкий круг спортивных и оздоровительных мероприятий для пропаганды активного и здорового образа жизни.
Физкультурой необходимо заниматься для того, чтобы:
- улучшить физическую подготовку (увеличение мышечной силы детей, развитие гибкости, мышечной выносливости;
- развить двигательные навыки (совершенствование моторики, которая обеспечивает безопасное, успешное и полноценное участие в физической деятельности);
- иметь регулярную полезную физическую нагрузку (предоставление широкого спектра физкультурных занятий, соответствующих возрасту ребенка);
- развить самодисциплину (развитие ответственности у детей за свое здоровье и физическое состояние);
- повысить оценку (качественное физическое воспитание может влиять на нравственное развитие).
- повысить уверенность в себе и укрепить чувство собственного достоинства (физическое воспитание помогает детям стать более активными и независимыми, развить в себе чувство самоконтроля);
- уменьшить стресс (физическая нагрузка позволяет освободиться от напряженности и беспокойства, способствует эмоциональной стабильности и устойчивости);
- укрепить взаимоотношения (занятия физической культурой помогает детям успешно общаться между собой);
- осваивать позитивные человеческие навыки и умения;
- получить опыт постановки задач (дает детям возможность ставить и реализовывать собственные цели).
Создание данной программы обусловлено следующими причинами:
Я, как, педагог обеспокоена малоподвижным образом жизни современных детей. Мои наблюдения за детьми во время занятий и индивидуальной работы, а также медицинские обследования, с которыми медики знакомят во время проведения медико-педагогических совещаний подтверждают опасения в том, что очень большое количество детей нуждается в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, миотомии а также гиподинамии.
Но поскольку на занятиях по физической культуре и во время индивидуальной работы не всегда и не в полной мере можно реализовать работу по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, миотомии, а также гиподинамии, наш детский сад и предложил родителям Образовательную программу дополнительного образования, Спортивно-игровой кружок «Старт».
Программа рассчитана на 2 года работы и две разновозрастные группы: 3-4 года, 5-6 лет. Продолжительность занятий соответственно 20 – 30 минут.
Каждое упражнение или задание преподается детям поэтапно:
- теоретическое ознакомление (включает в себя показ упражнения воспитателем).
- Постепенное осваивание упражнения ребенком.
- Автоматизация упражнения (включает в себя включение данного упраднения в подвижные игры и упражнения).
Все занятия состоят из нескольких частей:
1. Разминка.
2 Комплекс упражнений, направленных на профилактику заболеваний опорно- двигательного аппарата, дыхательной системы, миотомии а также гиподинамии.
3 Висы.
4 Дыхательная гимнастика.
5 Подвижные игры.
Основная целью программы по физическому воспитанию заключается в том, чтобы вооружить детей полезными знаниями, навыками и умениями, что позволит им с энтузиазмом вести здоровый образ жизни, независимо от разных физических возможностей.
Свои задачи пери реализации программы я вижу в следующем: каждому ребенку необходимо:
- быть здоровым;
- находиться в безопасной обстановке;
- Иметь знания о строении своего тела и организма
- получать удовольствие от занятий физической культурой и добиваться поставленных целей;
- технично выполнять упражнения соответствующие его возрастной группе.
. Как только дети начинают посещать детский сад или школу, жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое здоровье.
Проблема здоровья подрастающего поколения, дошкольников, в частности, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. Я хочу добиться добиться, чтобы каждый ребенок был здоров и нормально развит физически.
По многолетнему опыту работы я пришла к мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки в физической, познавательной, эмоциональной и социальной областях жизни. У физически активных детей значительно снижается риск развития многих заболеваний, включая заболеванияопорно-двигательного аппарата, дыхательной системы . Привычки закладываются в начале жизни и свидетельствуют о том, что физически активные дети, как правило, чаще становятся физически активными взрослыми.
Преимущества регулярной физической деятельности:
- Подвижный ребенок обладает более крепким здоровьем;
-чувствует себя более энергичным;
- лучше контролирует свой вес; у
-крепкие кости и мышцы;
-у него наблюдается улучшение координации и равновесия,
- повышается способность к физическому расслаблению и, следовательно, возможность избежать хронического напряжения мышц шеи и спины.
Регулярная физическая нагрузка уменьшает эмоциональные проблемы, такие как тревога и депрессия, и, наконец, ребенок чувствует себя уверенным, счастливым и расслабленным, у него улучшается сон.
Ожидаемыми результатами работы являются:
- Понимание детьми необходимости движения – любая форма физической активности является возможностью улучшить свое здоровье;
- любые формы физической активности должны стать для ребенка ежедневными и войти в привычку;
- регулярное выполнение интенсивных по физической нагрузке упражнений поможет детям улучшить свою физическую форму и приобрести дополнительную пользу для здоровья.
- У детей улучшаться координация и равновесие.
- Регулярная физическая нагрузка уменьшит эмоциональные проблемы.
- Улучшение состояния опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы.
- Улучшение знаний о своем теле.
Формой подведения итогов являются открытые занятия для родителей (2 раза в год) и диагностика.
Учебно-тематический план физкультурно-игрового кружка «Старт» для детей 3 -4 лет.
Разделы, темы:
1. Теоретическая часть.
1.1 Валиологические знания.
Цель: Ознакомление детей с частями тела, их функцией. Иметь знания о строении своего тела и организма
1.2 Знания по ОБЖ.
Цель: Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на занятиях по физкультуре, правильным и безопасным выполнение6м упражнений.
1.3 Объяснение правил выполнения упражнений.
Цель: техничное выполнение упражнений и заданий.
2. Физические упражнения и движения.
2.1 Вводная часть: различные виды ходьбы, бега, подскоков, широкие махи руками.
Цель: Подготовить мышцы детей к выполнению упражнений направленных на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата и пр.
2.2 Упражнения, направление на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, миотомии а также гиподинамии.
Цель данных упражнений предотвратить возникновений данных заболеваний, а также укрепление мышц спины, свода стопы, живота.
3. Висы.
3.1 Упражнения на гимнастической стенке.
Цель: укрепление мышц спины, свода стопы, живота, рук.
3.2 Упражнения на кольцах.
Цель: укрепление мышц спины, живота, рук.
4. Дыхательная гимнастика.
Цель: обучение детей технике правильного дыхания, развития дыхательной системы..
5 .Подвижные игры.
Цель: создание благоприятного психологического климата, получать удовольствие от занятий, развитие творческих способностей детей.
Количество часов по темам.
1 |
Теоретическая часть. |
17 |
2 |
Вводная часть: различные виды ходьбы, бега, подскоков, широкие махи руками. |
6 |
3 |
Упражнения, направление на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата. |
18 |
4 |
Висы. |
6 |
5 |
Дыхательная гимнастика.
|
3 |
6 |
Подвижные игры |
6 |
Итого часов в год: |
56 |
Содержание дополнительной образовательной программы.
1. Теоретическая часть.
Беседы с детьми в форме диалога на темы:
- Ознакомление детей с частями тела, их функцией.
- Беседы о строении своего тела и организма.
- Понимание детьми необходимости движения.
- Теоретическое ознакомление с каждым отдельно взятым движением или упражнением.
- Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на занятиях по физкультуре, правильным и безопасным выполнение6м упражнений.
2. Упражнения, направление на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата:
- Упражнения для укрепления мышц спины ( лев. котята, подтягивание на скамейке, «плавание», кораблик, передача обезьянка, прогибы спины из положения стоя, хлопки перед грудью из положения лежа на спине, мостик, киска и сметана, веселые матрешки, самолетик-вертолетик.
- Упражнения для укрепления мышц стопы ( качели, медвежата, пингвины, хождение по ребристой доске, пружинка).
- Упражнения для укрепления мышц живота ( ножницы, подъемный кран)
3. Вводная часть: различные виды ходьбы, бега, подскоков, широкие махи руками.
4. Висы. Висы на гимнастической стенке с предварительным подъемом и переходом приставным шагом. Упражнение «ножки подними»
5. Дыхательная гимнастика.
Включает игровые упражнения для освоения навыков нижнего брюшного дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха". Упражнения: часики, трубач, петух, паровозик, насос, мяч.
6. Подвижные игры.: Прогулка в лес, самолеты на посадку, по ровненькой дорожке, нитка-иголка, Скачут зайки на лужайке, шофер, снежинки, циркачи, дружная семейка, карусель, космонавты, собери картошку.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Программа реализуется в виде НОД, проходящих в группах детей младше-среднего возраста. НОД проводятся восемь раз в месяц по два раза в неделю. Один академический час составляет 20 минут. Один раз в полугодие проводится открытое занятие. Два раза в год проводится диагностика.
Все занятия проводятся в форме игр-путешествий и основаны на игровых подражательных упражнениях.
Для технического оснащения занятий используются: гимнастический стенки, гимнастические скамейки, мячи разного размера, гимнастические палки, кегли, ребристая доска, обручи и пр.
Формой подведения итогов по каждой теме является мониторинг, который проходит 2 раза в год.
Учебно-тематический план физкультурно-игрового кружка «Старт» для детей 5 -6 лет.
Разделы, темы:
1. Теоретическая часть.
1.1 Валиологические знания.
Цель: Ознакомление детей с частями тела, их функцией. Иметь знания о строении своего тела и организма и функционированием органов.
1.2 Знания по ОБЖ.
Цель: Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на занятиях по физкультуре, правильным и безопасным выполнение6м упражнений.
1.3 Объяснение правил выполнения упражнений в том числе и самими детьми.
Цель: техничное выполнение упражнений и заданий.
2. Физические упражнения и движения.
2.1 Вводная часть: различные виды ходьбы, бега, подскоков, широкие махи руками.
Цель: Подготовить мышцы детей к выполнению упражнений направленных на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата и пр.
2.2 Упражнения, направление на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, миотомии а также гиподинамии.
Цель данных упражнений предотвратить возникновений данных заболеваний, а также укрепление мышц спины, свода стопы, живота.
3. Висы.
3.1 Упражнения на гимнастической стенке.
Цель: укрепление мышц спины, свода стопы, живота, рук.
3.2 Упражнения на кольцах.
Цель: укрепление мышц спины, живота, рук.
4. Дыхательная гимнастика.
Цель: обучение детей технике правильного дыхания, развития дыхательной системы..
5 .Подвижные игры.
Цель: создание благоприятного психологического климата, получать удовольствие от занятий, развитие творческих способностей детей.
Количество часов по темам.
1 |
Теоретическая часть. |
17 |
2 |
Вводная часть: различные виды ходьбы, бега, подскоков, широкие махи руками. |
6 |
3 |
Упражнения, направление на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата. |
18 |
4 |
Висы. |
6 |
5 |
Дыхательная гимнастика.
|
3 |
6 |
Подвижные игры |
6 |
Итого часов в год: |
56 |
Содержание дополнительной образовательной программы.
1. Теоретическая часть.
Беседы с детьми в форме диалога на темы:
- Ознакомление детей с частями тела, их функцией.
- Беседы о строении своего тела и организма.
- Понимание детьми необходимости движения.
- Ознакомление детей с функцией внутренних органов и зависимости их работы от физической формы человека.
- Теоретическое ознакомление с каждым отдельно взятым движением или упражнением.
- Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на занятиях по физкультуре, правильным и безопасным выполнением упражнений.
2. Упражнения, направление на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата:
-Упражнения для укрепления мышц спины ( лев. змея, котята, подтягивание на скамейке, «плавание», кораблик, птичка, передача мяча, обезьянка, прогибы спины из положения стоя, хлопки перед грудью из положения лежа на спине, мостик, киска и сметана, бим-бом.
- Упражнения для укрепления мышц стопы ( качели, медвежата, пингвины, хождение по ребристой доске, пружинка, собери салфетку ножками, катание колесика, ходьба с карандашом).
- Упражнения для укрепления мышц живота (ножницы, подъемный кран, велосипед)
3. Вводная часть: различные виды ходьбы, бега, подскоков, широкие махи руками.
4. Висы. Висы на гимнастической стенке с предварительным подъемом и переходом приставным шагом. Упражнение «ножки подними» Висы на кольцах с отжиманием. Висы на рукоходе с последующим прохождением по рукоходу.
5. Дыхательная гимнастика.
Включает игровые упражнения для освоения навыков нижнего брюшного дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха". Комплексы прилагаются.
6. Подвижные игры: Боевая тревога, Группа «Смирно», Гулливер и лилипуты, космонавты, Кто я?, Капканы, Лягушата, Морские обитатели, Найди свое место, Обезьянки., Парашютисты, Повтори за мной, Пожарные на учениях, Трансформеры, Циркачи.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Программа реализуется в виде НОД, проходящих в группах детей старше-подготовительного возраста. Занятия проводятся восемь раз в месяц по два раза в неделю. Один академический час составляет 30 минут. Один раз в полугодие проводится открытое занятие. Два раза в год проводится диагностика.
Все занятия проводятся в форме игр-путешествий и основаны на игровых подражательных упражнениях.
Для технического оснащения занятий используются: гимнастический стенки, гимнастические скамейки, мячи разного размера, гимнастические палки, кегли, ребристая доска, обручи и пр.
Формой подведения итогов по каждой теме является мониторинг, который проходит 2 раза в год.
Литература:
Стрельниковская А.Н. Дыхательная гимнастика для детей.
Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. Пособие для инструкторов лечебной физкультуры, родителей и воспитателей.–
Железняк Н.Ч.Занятия на тренажерах в детском саду
Юрко Г.П. Организация двигательной активности детей // Дошкольное воспитание. 1973, 10, с. 24 - 25.
Демидова Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет). Автореф. канд. дис. Краснодар, 1989. - 20 с.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, 6, с. 10 - 15.
Приложение 1.
Комплексы дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет.
Комплекс 1.
1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м……).
1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…..).
1.6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…..).
1.7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
1.8. Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Комплекс 2.
2.1. Вдох – носом, выдох через нос толчками.
2.2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)
2.3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
2.4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).
2.5. Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).
2.6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
2.7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!)
Комплекс 3
3.1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф…ф! ф!).
3.2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф…).
3.3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у…у! у!).
3.4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у…).
3.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м…м! м!).
3.6. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м…).
3.7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с…с! с! ).
3.8. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с…).
3.9. Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш…ш! ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш…).
Приложение 2. Мониторинг детей при реализации программы дополнительного образования. спортивно-игрового кружка «Старт».
Мониторинг различных групп мышц.
№ |
Фамилия, имя |
Тест 1 |
Тест 2 |
Определение силы и выносливости мышц спины. Лежа на животе, приподнять голову, руки и верхнюю часть груди вверх или в стороны. Показатели: 2-4 года 0,5 – 1 минута. 4-7 лет 1,5 – 2 минуты. |
Определение силы и выносливости мышц брюшного пресса. Переход из положения лежа в положение сидя. Показатели: 2-4 года 10 раз. 4-7 лет 15-20 раз. |