Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Организация проектной деятельности учащихся

 

Шмелева Гульджихан Равильевна

 

педагог дополнительного образования лицея № 384

 

Кировского района Санкт-Петербурга

 

Важным направлением организации внеурочной деятельности является проектная деятельность учащихся. Проект – это «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых новых данных» [Психолого-педагогический словарь для учителей  С. 191, 346].

Проектная деятельность предполагает выполнение долговременных, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от детей самостоятельной и глубокой переработки материала. Использование ИКТ-технологий создаёт самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Над  проектом  работает обычно группа детей. Конечный результат проекта: отчёт о работе, компьютерная презентация; тематический сайт в сети Интернет; мультимедийный диск.

Учебное исследование с точки зрения педагога – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать специфические навыки исследования:

- проблематизация  ( формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы);

- целеполагание и планирование исследовательской деятельности;

- самоанализ и рефлексия;

- представление результатов своей деятельности в ходе исследования;

- поиск и отбор необходимой информации;

- практическое применение знаний в различных ситуациях

При таком подходе изменяется роль самого учителя в учебном процессе. Сегодня наука, экономика, образование России выбирает стратегию качества.  Мы переходим к информационному обществу, становление которого на современном этапе его развития реализуется за счет высокого уровня информационных технологий, в первую очередь, коммуникативных, т.к. высокое качество – это успех только командной работы.

В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Новой школе требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- реализовывали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были приоритетно направлены на развитие познавательного интереса учащихся.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой  проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося.

Стандарт второго поколения предлагает такие виды проектов, как информационные (поисковые), исследовательские, творческие, социальные, прикладные(практико-ориентированные),  игровые (ролевые).  Они могут быть индивидуальными, парными, групповыми и т. д.

Проектная деятельность  способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов), развитию информационной компетентности. Групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость тактичность, готовность прийти на помощь и другие личностные качества.

Итогом проектной учебной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие учеников, рост его компетентности в выбранной ими для проекта сферы, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Какую же роль предстоит прожить учителю в ходе руководства проектом?

Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

В своей практике использую проектную деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность предусматривает три вида урочных занятий.

Первый вид-урок-исследование. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении исследования. Актуализируемые знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе исследования и освоения нового знания учащимися.

Второй вид- урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного материала, но и относительно формирования и развития универсальных навыков, относящихся к исследовательским умениям. Это может быть проведение практических работ с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Например, отработка навыков постановки цели, навыка составления планов действий, разбивка цели на задачи.

Презентация - не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Необходимо приучать учеников к тому, чтобы поставив цель исследования, они могли сформулировать вывод и представить результаты своей работы.

Третий вид- урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений и навыков в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать исследовательскую деятельность поэлементно с одной стороны, и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету, с другой.

Как показывает опыт работы тематика проектов может затрагивать не только физику, но и такие предметы как химия, биология, литература, география, математика.

Основные характеристики исследовательского обучения в сопоставлении с традиционным определяются изменением позиции учащегося висследовательском учебном процессе, ее инициативным, субъектным характером, из которого, в свою очередь вытекают специфические условия учебной деятельности.

Каков же конкретный алгоритм самостоятельного поиска знания и, соответственно, построения урока в исследовательском обучении? Для поискового и исследовательского обучения характерна последовательность обобщенных этапов учебного процесса:

- постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;

- поиск фактов для лучшего понимания проблемы, ее уточнения, поиска путей и возможностей ее решения;

- максимально широкий поиск нового знания, информации, практических примеров, выдвижение идей, которые помогут решить поставленную проблему; оценка информации, знания, примеров и идей откладывается до того времени, пока учащиеся не сформулируют их наиболее полно;

- поиск решения, при котором отбирается найденная информация, анализируются приобретенные знания, высказанные идеи подвергаются анализу и оценке; для воплощения выбираются лучшие из них;

-обобщение отобранной информации, формулировка способа решения проблемы, поиск признания найденного решения окружающими.

Приведенные этапы учебной деятельности ясно показывает основные отличия поискового обучения от традиционного. Необходимо ставить учащихся в позицию исследователя, первооткрывателя.

Активность учителя на уроке зависит от сложности изучаемой темы и от уровня развития класса. На протяжении последних десятилетий многие зарубежные педагоги придерживаются представления о трех уровнях исследовательского обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и сам намечает метод ее решения. Решение, его поиск предстоит самостоятельно осуществить учащемуся. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). На высшем, третьем уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляются учащимися самостоятельно, учитель лишь очерчивает сферу, в которой обучающиеся должны вычленить проблему.

При постановке проблемы учитель оценивает и способности и возможности отельных учащихся, выбирая для них степень сложности задания. В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:

- побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;

- сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;

- побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки;

-давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах;

-давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.

         Конструирование урока с использованием данной технологии требует соблюдения определенных дидактических принципов, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.

Дидактические задачи:

·         усвоить базовые знания по предмету;

·        систематизировать усвоенные знания;

·        сформировать навыки самоконтроля;

·        сформировать мотивацию к учению в целом и к физике в частности;

 Работу учащихся в классе можно организовать  т.о.

·         фронтально (просмотр видеофрагментов, наблюдение за изменениями объектов);

·        индивидуально (выполнение практических работ, решение задач);

·        малыми группами (выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.)   

           В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения 

·        актуализация знаний

·        первичное усвоение материала

·        формирование знаний, умений, навыков;

·        применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала).

             Пример  урока с использованием  информационных технологий, сконструированный с учётом перечисленных дидактических принципов проведён в 7 классе. Тема урока « Архимедова сила»

Первый компонент « Актуализация знаний»

- легенда об Архимеде

- обозначение проблемы: каким образом Архимед решил поставленную перед ним задачу

Второй компонент « Первичное усвоение материала»

- формулировка закона Архимеда  

- опыт, подтверждающий закон Архимеда  - видеофрагмент

- вывод формулы для архимедовой силы 

Третий компонент « Формирование знаний, умений, навыков»

- анализ формулы архимедовой силы;

-  от каких факторов зависит архимедова сила;

- как можно измерить архимедову силу?

    Четвёртый компонент « Применение учебного материала на практике»

1. Исследовательская работа 

 Проблемный вопрос: предположите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы.

Возможные предположения:

- объём тела

- форма тела

- глубина погружения тела

- плотность тела

- плотность жидкости.

Цель исследования

- обнаружить выталкивающее действие жидкости

- выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила,

- выяснить, от каких факторов не зависит архимедова сила

Задание одной из групп

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной  бруски одинакового объема, нить.

Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.

Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

 

2. работа по группам

3. сведение всех результатов в таблицу, выводится на интерактивную доску, заполняется с помощью электронной клавиатуры

Факторы

Тела для

исследования

Вес тела

в воздухе

Р, Н

Вес тела в жидкости

Р1, Н

Выталкивающая сила

 FА,Н

Зависит

Не

зависит

плотность тела

алюминиевый

стальной

цилиндр

 

 

 

 

 

род

жидкости

вода

глицерин

 

 

 

 

 

объем тела

1 тело

2 тело

 

 

 

 

 

форма тела

1 тело

2 тело

 

 

 

 

 

глубина

погружения

5 см

10 см

 

 

 

 

 

 

4. Формулировка общего вывода

Внеурочные проектыребята, выбрав интересующие их темы, готовят дома, и представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект -  инсценировка, организационный проект, проект -  выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик,  мультимедийный проект.

Таким образом, посредством метода проектов, задействованы практически все виды универсальных учебных умений:

-регулятивные: планирование, саморегуляция.

-познавательные: поиск и сбор информации, структурирование материала, построение речевого высказывания, смысловое чтение, обобщение, анализ и другие мыслительные операции, решение поисковых, творческих и исследовательских задач.

-коммуникативные: планирование сотрудничества, распределение функций, ролей, умение слушать, интегрироваться в группу, управление поведения партнера, умение выражать свои мысли, владение речью.

При организации проекта необходимо соблюдать ряд условий:

Проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту и возможностям обучающихся. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов, как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

Необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении используемых методов. Необходимо использовать тетрадь самоконтроля, в которой проводить самоанализ в ходе работы и которая будет использоваться при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проектов. Результаты и продукты проектной деятельности должны быть презентованы. Они должны получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме.

Такое сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.

Пример такого проекта

Проект «Энергия и энергосбережение»

Цели:

1)    Обучающая: углубление и расширение знаний учащихся по теме                         « Энергия»

2)    Развивающая : продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; формирование универсальных умений, относящихся к проектным: постановка цели, разбивка цели на задачи, отработка навыка составления плана действий

3)    Воспитывающая: самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана позволяет в повседневной жизни проявлять ответственное отношение  к построению и выполнению спланированного

Стадии работы над проектом:

- постановка цели и задач

- формирование групп и работа в группах

- информационная обеспеченность проекта

- оформление работы (каждая группа готовит свой отчёт)

- презентация

- рефлексия-самоанализ

 

Цели проекта:

1.     Познакомиться с понятием «Энергия и энергосбережение»

2.     Выявить меры энергосбережения

3.    Провести сравнительный анализ энергопотребления семьи из 6 человек за обычную   контрольную неделю,  и неделю  с применением существующих энергосберегающих технологий.

         Задачи проекта:

1.   Исследовать литературу по теме;

2.  Собрать  материал о мерах по энергосбережению .

3.  Представить собственные меры по энергосбережению

         Методы:

1.  Анализ публикаций и технической документации.

2.  Метод мысленного эксперимента.

3.  Теоретический анализ справочной литературы по данному вопросу.

4.  Практическое применение полученных сведений.

   Отчёт группы  историков:

                                       История энергопотребления.

       Когда первобытные люди овладели огнём, это произвело революцию в их жизни. Люди научились варить и жарить пищу, убивая болезнетворные бактерии и паразитов, содержащихся в ней.  Овладев огнём, они могли отпугивать диких животных, согреваться, изготовлять примитивные металлические орудия труда и оружие для охоты.

      Как для древних людей, так и для нас, современных потребителей, энергия – не самоцель, а средство улучшения качества жизни.  

      Любая деятельность, независимо от её природы, предполагает использование энергии. Как различные древние памятники цивилизации, так и нынешняя человеческая деятельность на Земле показывают, что люди использовали и используют много энергии. Человек слишком слаб физически, чтобы собственными силами достичь тех результатов, которых достигло человечество в результате своей деятельности. Но у людей есть другие способности кроме физической силы. Главная из них – это способность мыслить и осуществлять свои замыслы. На протяжении всей истории результатом этого были различные способы использования других энергоисточников, кроме мускульной энергии, для достижения с их помощью желаемых результатов.

      Овладение энергией и методами её потребления дало возможность использовать её для замены ручного труда. Первым и самым известным было внедрение прядильной машины, которая заменила многих рабочих в прядильной промышленности. Трактора заменили сельскохозяйственных животных. Роботы заменили людей при выполнении опасной и тяжёлой работы.

      Высокий уровень жизни в современном индустриальном обществе требует всё больших и больших затрат энергии.

                              От возобновляемой к не возобновляемой энергии.

       Кратко историю энергопотребления можно изложить так: человечество начало с бережного использования возобновляемых источников энергии, но постепенно перешло к безрассудному использованию невозобновляемых источников.

       Несколько примеров:

     Первый пример:как люди и товары пересекали океаны раньше и сейчас?

     Сначала человек скромно использовал свою мышечную энергию, передвигаясь по воде на вёслах. Затем он научился пользоваться ветром и морскими течениями. В XIXвеке конструкции парусных судов достигли совершенства, и энергия ветра стала использоваться ещё эффективней. В конце XIX– начале XXвека человечество стало использовать энергию угля, затем – нефти, а во второй половине XXвека – урана (атомные ледоколы, атомные подводные лодки).

       Возьмём другой пример:производство пищи. Задача сельскохозяйственного производства – использование фотосинтеза для превращения солнечной энергии  в пищевые продукты и одежду. Фермеры вкладывают в этот процесс дополнительную энергию. Это дополнительная энергия может быть в форме мышечной энергии самого фермера, энергии рабочих животных, тракторов, удобрений, оросительных систем, и др.

        Много лет прошло с тех пор, как Европа перестала использовать в сельском хозяйстве ручные орудия труда. Но их всё ещё используют почти 460 миллионов людей во всём мире. Не более одного поколения сменились в Европе с тех пор, как в сельском хозяйстве перестали использовать рабочих животных. Но до сих пор около 260 миллионов людей в мире используют в сельском хозяйстве 335 миллионов лошадей, быков верблюдов и ослов. Механизированный труд используют в сельском хозяйстве только 50 миллионов человек.

        Ещё одна тенденция истории энергопотребления. На пути к технологическому обществу мы все больше и больше зависим от невозобновляемых энергоисточников и электроэнергии. В России 69% электроэнергии производится на тепловых электростанциях, которые работают на невозобновляемых энергоисточниках: газе, нефтепродуктах, угле. Мы не осознаём, насколько мы зависим от электричества и нефтяных продуктов до тех пор, пока по той или иной причине они не исчезнут на время. Как же тогда мы будем перевозить товары, и передвигаться сами? Если исчезнет электричество и все экраны компьютеров погаснут – подумайте, к какому хаосу это приведёт!

                         Выводы по результатам работы над проектом:

1. У нас самая богатая природными ресурсами страна и так уж сложилось, что мы не привыкли отказывать себе ни в  чём: ни в воде, ни в электричестве, ни в газе. Однако, наше безоглядное использование энергоресурсов способствует развитию опасных необратимых процессов в атмосфере планеты, усиливает парниковый эффект, а значит приближает глобальное изменение климата.

2. В новостных передачах  часто мелькают сообщения о том, что цены на ведущие энергоносители нефть и газ  снова возросли.  И в ближайшее время этот рост останется стремительным. Это понятно – ведь,  по прогнозам специалистов, в течение ближайших 25 лет мировые энергетические потребности вырастут на 60%. Поэтому разработка стратегии и тактики экономии очень своевременна и позволит нам направить сбережённые средства семейного бюджета на другие нужды.    

 3. В последние годы во всём мире ведутся исследования, направленные на поиск и вовлечение в топливно-энергетический баланс новых источников энергии. Особый интерес проявляется к нетрадиционным возобновляемым источникам энергии (НВИЭ) таким, как энергия солнца, ветра, гидроэнергия малых рек, приливная энергия и др. Потенциальные возможности этих источников практически не ограничены. Их экологическая чистота не вызывает сомнений.

4. Самые простые и элементарные меры энергосбережения доступны для каждого и могут быть применены в быту фактически повсеместно. Более сложные методы энергосбережения, как, например, планировка домов с учетом улавливания солнечного тепла, реконструкция старых систем отопления, применение новейшего энергоэффективного оборудования в промышленности должны стать постоянной заботой  государства, владельцев предприятий или местных администраций.

 5. Экономить энергию должно всё человечество и каждый человек в отдельности. Используя меньше ископаемого топлива для получения энергии, мы уменьшаем количество вредных выбросов в атмосферу. Сэкономленную энергию можно использовать взамен вновь производимой, и за счёт этого тоже снизить загрязнение окружающей среды. Кроме того, энергосбережение выгодно экономически. Мероприятия по экономии энергоресурсов в 2,5 - 3 раза дешевле, чем производство и доставка потребителям такого же количества вновь полученной энергии.

6. Как известно, в  России уровень цен на энергоносители один из самых высоких в мире, тогда как  средняя заработная плата  населения – относительно невысока.  Поэтому шаги по снижению расходов населения на  электро- и теплоэнергию  необходимы населению каждого города и области.

7. В нашей стране есть необходимый научно-технический потенциал для  обеспечения перехода к более дешевой и чистой энергетике.  

                             Отзывы учащихся о работе над проектом

«Во время работы помогали друг другу, делились найденной информацией, обсуждали результаты исследований»

«При работе над проектом почувствовал ответственность за свою работу перед своей группой»

«Научились понимать друг друга»

«Работа каждого ученика не осталась без внимания, и в общем получился полный и важный отчёт»

«Такой проект был для нас новым, было сложно отобрать нужный материал, но интересно»


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»