Смирнова Светлана Анатольевна
Педагог дополнительного образования по экологии, методист
Всемирная организация здравоохранения в 1948 году приняла следующее определение здоровья: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В этом определении есть принципиально важные моменты:
- Если здоровье – это состояние, то оно динамично и проявляется на разных уровнях, т.е. понятие здоровья включается и здоровое развитие.
- Понятие здоровья включает все стороны развития человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.
- Детские и юношеские годы приходятся на период интенсивного роста человека, поэтому здоровье – это состояние гармонии психического и физического развития.
Одним из продуктивных подходов к решению проблемы развития, сохранения и укрепления здоровья детей является единство целей и формирование особой образовательной среды учреждений основного и дополнительного образования, нацеленной на формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни.
В школьном среднем образовании учащиеся узнают «понемногу о многом», в добровольных объединениях по интересам они постигают то или явление глубоко и подробно, то есть узнают «все о немногом». В этом и заключается сущность дополнительного образования, так как происходит гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность, свободныйпоиск пути к мастерству и постижению смысла жизни. В системе дополнительного образования процесс учения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах, максимально учитывается индивидуальность ученика. Поэтому педагогика дополнительного образования наиболее полно отвечает принципам гуманистической педагогики - педагогике успеха, и поворот школы к дополнительному образованию вызван его большим социально-педагогическим потенциалом.
Усиление роли дополнительного образования в решении проблемы формирования культуры здоровья и навыков здорового образа жизни детей и подростков происходит, так как на практике именно после школьных уроков, когда дети не озабочены школьными заданиями, появляется реальная возможность формирования здорового образа жизни. Главным инструментом процесса формирования ценностных ориентаций воспитанников в учреждениях дополнительного образования (УДОД) выступает само детское творчество, которое помогает решать многие воспитательные задачи, в том числе и задачи формирования здорового образа жизни. При этом дополнительное образование не дублирует предметное обучение в области здоровья. Это качественно другой уровень-освоение знаний и навыков через практический опыт ребенка.
Деятельность ДДТ Калининского района учитывает специфику содержания дополнительного образования, определяемого, в первую очередь, интересами образовательного учреждения, запросами ребенка и его родителей, как основных социальных заказчиков и потребителей предоставляемых дополнительных образовательных услуг, а также программой развития ДДТ и имеющимися программно-методическими разработками педагогов и сотрудников.
Наше образовательное учреждение готово поделиться опытом работы по формированию ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей и подростков, их родителей, педагогических работников. Но главное - в сложившихся социально-экономических условиях ДДТ Калининского района видит свою миссию в создании здоровьесберегающей образовательной среды совместно с другими образовательными учреждениями Калининского района, социальными и муниципальными образованиями, любыми заинтересованными партнерами.
Эта практическая деятельность осуществляется в следующих направлениях:
· Пропаганда ценности здоровья через привлечение детей в творческие объединения туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного, эколого-биологического направлений.
· Включение здоровьесберегающих технологий в образовательную среду ДДТ.
· Пропаганда культуры ЗОЖ через досуговые, массовые мероприятия, проводимые нашим образовательным учреждением.
· Организация летней оздоровительной кампании для детей из образовательных учреждений Калининского района.
· Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, медицинская диагностика обучающихся.
· Включение родительской общественности в обсуждение и решение проблем ЗОЖ.
· Работа с педагогическим коллективом по формированию культуры ЗОЖ и т.д.
Внутри нашего «Домика» сформировалась инициативная группа, включающая администрацию, методическую службу, педагогов, родителей, которая координирует условия для формирования и мотивации ЗОЖ внутри ДДТ - Служба здорового образа жизни. Эти условия разнообразны по содержанию и целевым аудиториям:
· Разработка и совершенствование проектов Программы развития ДДТ «Комфортная среда», «Здоровое поколение».
· Проведение тематических педагогических советов.
· Оказание методической службой постоянной помощи педагогам в разработке и апробации учебных здоровьесберегающих программ.
· Обучение и консультирование методической службой педагогов ДДТ по использованию доступными методами диагностики индивидуального развития обучающихся и применение полученных результатов при реализации индивидуального подхода.
· Создание базы данных состояния здоровья обучающихся в ДДТ на основе диагностики, ежегодно проводимой Врачебно-физкультурным диспансером Калининского района .Эти данные учитываются при подборе индивидуальных маршрутов обучающихся.
· Организация различных форм повышения квалификации педагогов на базе ДДТ с темами по формированию культуры ЗОЖ (лекции, педагогические конференции и др.).
· Обеспечение педагогов печатными материалами и эффективное функционирование методического кабинета Дома детского творчества. В 2010-11 учебном году было выписано около 40 периодических изданий, из них непосредственно относящихся к ЗОЖ: «Здоровье школьника» и «Здоровье детей» непосредственно к здоровью, а также «Школьный психолог», «Детский тренер» , «Спорт в школе».
· Создание в методическом кабинете электронного тематического каталога публикаций по здоровьесбережению.
· Распространение накопленного положительного опыта через публичные выступления педагогических работников, организацию семинаров для педагогов ОУ нашего района.
· Осуществление психолого-педагогической поддержки образовательного процесса в ДДТ. Консультативная работа психолога с родителями, детьми.
· Организация семинаров-тренингов взаимодействия для педагогических работников ДДТ.
Главным партнером ДДТв реализации задач здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса являются родители наших детей. Именно родители знают своих детей с рождения, наблюдают их в самых разнообразных жизненных ситуациях, могут располагать наиболее полной информацией об их здоровье и индивидуальных особенностях. Но практика показывает, что не всегда родители заботятся о том, чтобы иметь полную информацию о здоровье и развитии детей. Поэтому служба ЗОЖ ДДТ постоянно направляет усилия на поддержание контакта с родителями детей в режиме диалога, согласовывает особенности индивидуального подхода к обучающимся, привлекает родителей к участию во всех проводимых массовых мероприятиях, открытых занятиях, спортивных соревнованиях. Мы практикуем такие формы работы с родителями как:
· Вовлечение родителей в реализацию образовательной программы по спортивному ориентированию- участие в соревнованиях в группах фитнес и группах ДТР (дети-тренеры –родители) -ребенок проходит маршрут вместе с родителями.
· Разработку памяток для родителей «Антигрипп», «Береги зрение», «Мой друг-компьютер» и т.д.
· В режиме постоянного сопровождения осуществление консультативной и коррекционной помощи психологом ДДТ.
· В 2010-11 уч.году введена традиция спортивных соревнований родителей и детей из творческих коллективов ДДТ «Папа, мама, я- спортивная семья».
· Наблюдение за детьми и корректирование их индивидуальных маршрутов.
· Ежегодное проведение диагностики потребностей социума в образовательных услугах нашего Дома творчества. В рамках программы по набору детей в творческие объединения мы проводим анкетирование родителей и учет их пожеланий. В диагностической работе методической службы «Востребованность в образовательных услугах ДДТ» - 70 % опрошенных родителей указали комфортную психологическую среду обучения как одну из главных причин посещения ДДТ детьми. Таким образом, сохранение психологического здоровья детей в нашем ОУ является одним из ключевых характеристик образовательной среды.
«Как вы считаете, почему Ваш ребенок посещает УДОД»- задавали мы вопрос родителям в анкетах и получили интересные данные, непосредственно связанные с формированием и сохранением культуры психологического, социального здоровья. Приоритеты распределились так:
1. прежде всего для формирования системы этических, морально-нравственных, эстетических ценностей; 2. для того, чтобы развивать то, что развито недостаточно; 3. для развития навыков общения в группе; 4. дополнительное образование отвлекает ребенка от улицы, дурных компаний; 5. для того, чтобы развить природный талант и подготовиться к профессиональной деятельности; |
По распоряжению Администрации Калининского района Санкт-Петербурга ДДТ Калининского района осуществляет координацию, информационно-методическое и организационное обеспечение деятельностипо патриотическому и гражданскому воспитанию, эколого-биологической, туристско-краеведческой, художественно-эстетической направленностям, а также по спортивно-массовой работе, деятельности школьных спортивных клубов, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, методическое сопровождение деятельности ОДОД и т.д.
Все эти направления деятельности Дома детского творчества являются включают в себя аспекты по формированию культуры ЗОЖ обучающихся как внутри ДДТ так и в ОУ нашего района.
Школьные спортивные клубы(ШСК) –современная активная, развивающаяся форма работы с детьми. Открытие ШСК было обусловлено необходимостью:
1.Значительного повышения массовости занятий школьниками физкультурой и спортом, в целях поэтапного достижения показателя – не менее 80% детей вовлеченных в систематический процесс физического и спортивного совершенствования.
2.Удовлетворение потребности обучающихся в более широком спектре предоставляемых им физкультурно-спортивных услуг.
Задачами создания и деятельности клуба являются:
· Пропаганда ЗОЖ.
· Формирование у детей ранней мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья, физическому и спортивному совершенствованию.
· Вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой.
· Использование школьных возможностей для детей с ограничениями по здоровью.
В Калининском районе только в сентябре 2010 года образовалось 5 ШСК, а в январе их уже было 10. На сегодняшний день в школьных спортивных клубах нашего района занимается более 1400 детей всех возрастов. Эти клубы уже завоевывают первые победы: ШСК ОУ №79 принял участие в конкурсе спортивных клубов Санкт-Петербурга, и его команда по мини-футболу заняла первое место в городе, а в марте 2011 года отправляется в Москву для продолжения соревнований на более высоком уровне. Подведены итоги по лыжным эстафетам(2 км по 4 и 3 км по 3), где сборная команда из ОУ № 63, 89 Калининского района заняла 1 место.
Эколого-биологическоенаправление работы Дома детского творчества по формированию культуры ЗОЖ,основывается как на образовательной деятельности, так и на массовых формах работы с ОУ района. Эколого-биологический отдел ДДТ разработал и успешно внедряет систему работы по формированию здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса, она развивается в следующих направлениях:
· Разработка и внедрение образовательных программ по формированию здорового образа жизни обучающихся. В отделе реализуется 17 образовательных программ, в каждой из которых есть разделы, посвященные темам по формированию здоровьеориентированного мышления. Это такие программы как: «Неболей-ка», «Хочу быть здоровым!», «Зеленая аптека» - для детей младшего возраста, «Экология человека», «Экология городской среды», «Я — творец» - для детей среднего возраста, «Движение навстречу», «Школа будущих родителей», «Генетика и экология: перекрестки и взаимодействия» - для старшеклассников и другие.
· Организация и проведение занятий с детьми, с использованием здоровьесберегающих технологий. В течение учебного года в учебных группах и творческих объединениях отдела проводятся беседы на различные темы: «Мое здоровье в моих руках», «Психологические аспекты здоровья», «Профилактика вредных привычек», для старшеклассников «Генетическое картирование», «Правила оказания доврачебной помощи» и другие.
· Разработка игр и упражнений для проведения «минуток здоровья» во время учебного процесса с детьми творческих объединений ДДТ. Сотрудниками отдела разработаны рекомендации по профилактике гриппа, создан видеофильм «Курение не модно!», в перспективе выпуск серии методических рекомендаций для педагогов, родителей и детей «Ключ к здоровью», а также сборник игр и упражнений по профилактике заболеваний «Играйте на здоровье!».
· Организация экскурсий в музеи города для обучающихся различных возрастных групп. Формированию и сохранению социального здоровья способствует участие воспитанников эколого-биологического отдела в городской игре «Большая регата», более 15 музеев Санкт-Петербурга посетили дети из творческих коллективов. А команда, под руководством педагога дополнительного образования Белавиной Н.Н., в прошлом учебном году стала победителем в своей возрастной группе.
· Организация и проведение массовых мероприятий, направленных на просвещение и пропаганду здорового образа жизни. Ежегодно эколого-биологический отдел предлагает ОУ района массовые мероприятия по данной теме. Это - конкурс рисунков и фотографий «Здоровье –Дети -Красота» в 2010-2011 учебном году в нем приняли участие 12 ОУ района, досуговая программа «Наша чистая планета», в рамках которой проходит игра по изучению лекарственных растений «Зеленая аптека» (в 2010-2011 году приняли участие 22 ОУ), акция «Пробуждение».
· Организация участия старшеклассников в городской медико-биологической олимпиаде.
· Организация и проведение семинаров для педагогов ОУ района, в т.ч. выездных. Для педагогов естественно научного цикла ОУ района ЭБО проводит один раз в год обучающие семинары, в т. ч. и по темам сохранения и укрепления здоровья детей - «Школа-территория здоровья» и педагогов -«Профилактика педагогического выгорания».
· Участие в летней оздоровительной кампании. Каждый год для юных экологов ДДТ, в рамках летней оздоровительной кампании, организуется отдых на Азовском или Черном море. За 5 лет более 200 детей творческих объединений эколого-биологического направления деятельности ДДТ приняли участие в этой программе.
Деятельность старейшего отдела ДДТ – туристско-спортивного полностью основана на формировании мотивации здорового образа жизни, формировании и сохранении здоровья обучающихся, педагогов, родителей. Туристско-спортивныйотдел существует в Доме детского творчества с 1988 года, т.е. уже на протяжении 22 лет, по количеству обучающихся –это самый массовый отдел ( более 1030 человек), здесь же занимается и самое большое количество детей среднего и старшего возраста. Однажды придя в коллективы туристско-спортивной направленности – ребята не уходят, а «заражаются» необыкновенным образом жизни спортсменов, туристов, однажды продемонстрированный здоровый подход к жизни –становится правилом на всю жизнь.
Туристско-спортивное структурное подразделение -районныйтуристскийцентр. В 2008 году Дом детского творчества стал победителем городского конкурса организационно-массовых и учебных центров туристской работы, проводившегося Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. В конкурсе массовой туристско-спортивной работы мызанялиIIместо.
Благодаря деятельности отдела как районного туристского центра в районе сформирована система туристской работы. Ежегодно организовывается и проводится 10 массовых районных туристских мероприятий, в которых принимают участие более 2 500 человек из 38 школ Калининского района (73% охвата школ). Эти мероприятия уже стали традиционными. Также ежегодно почти в 30 школах района проводятся школьные и муниципальные туристские слеты общим охватом более 3 500 человек.С 2010-11 учебного года 2 мероприятия – Осеннее первенство по спортивному туризму и Открытое первенство по парковому ориентированию – включены в Спартакиаду учащихся Калининского района.
Сегодня наше структурное подразделение называется туристско-спортивным. Это неслучайно, так как мы работаем по 17 образовательным программ по 4 направлениям: туризм, спортивное ориентирование, скалолазание и шахматы. В 83 объединениях отдела занимаются 1030 обучающихся. Занятия проходят как на базе Дома творчества, так и на базе 16 школ района (31%).
В Доме творчества работает маршрутно-квалификационная комиссия отдела образования администрации Калининского района, состоящая из сотрудников туристско-спортивного отдела. Ежегодно в МКК оформляется более 100 походов, путешествий и учебно-тренировочных сборов. В 2009 году 5 туристских объединений стали победителями и призерами XXII Первенства спортивных походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга.
Туристско-спортивный отдел является активным участником летней оздоровительной кампании и неоднократно становился победителем и призером городского смотра-конкурса туристской работы с обучающимися по «Программе отдыха и оздоровления детей и молодежи СПб летом»: в 2007 году – Iместо, в 2010 году – IIIместо.Ежегодно мы осваиваем не менее 900 путевок по программе «Отдых учащихся в туристских походах».
Одним из важнейших направлений работы отдела является спортивное ориентирование. Возглавляет это направление деятельности опытнейший тренер Степанова Ирина Вилениновна, педагог высшей категории, Отличник физической культуры, Мастер спорта, Чемпионка Мира среди ветеранов. В 2009 году она стала победителем ежегодного конкурса Фонда «Новое поколение» среди детских тренеров спортивных школ и клубов по месту жительства и получила Грант Правительства РФ. В 2008 году под руководством Ирины Вилениновны был создан Клуб спортивного ориентирования «Калинка» (http://o-kalinka.spb.ru/), который объединяет в себе не только педагогов и обучающихся, но и родителей, и выпускников Дома творчества.
Обучающиеся сектора спортивного ориентирования добиваются высоких результатов: регулярно становятся победителями и занимают призовые места на соревнованиях различного уровня. Тольколетом 2010 года на Чемпионатах России они завоевали 38 медалей: 8 золотых, 16 серебряных и 14 бронзовых. В 2008 году Елизаров Даниил стал Лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной указом Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». В 2009 году Андреев Олег занял IIместо на Международных соревнованиях по велоориентированию среди юниоров.
Деятельность по формированию культуры ЗОЖ у детей, родителей, педагогических работников в Доме детского творчества строится в контакте и при участии районной администрации, НМЦ Калининского района, образовательных учреждений Калининского района, Муниципалитетов района, высших учебных заведений, медицинских учреждений, Центров психологической поддержки и т.д.
Подводя итоги нашей работы хочется вернуться к основному вопросу – так в чем же роль учреждения дополнительного образования, Дома детского творчества Калининского района, по формированию культуры здорового образа жизни? Можно это сформулировать так:
главная роль - в формировании здоровьесберегающей, развивающей образовательной среды среди обучающихся, педагогов, родителей как внутри нашего учреждения, так и в расширении образовательной среды с включением в нее социума.
Использованная литература:.
- Говорушина Т.К., Воробейкова Т.С., Лебедева Л.Ю., Колябина Т.Д. Здоровьесберегающая деятельность учреждения дополнительного образования. Из опыта работы Дома детского творчества Московского района Санкт-Петербурга.- Спб., 2005. - 377 с.
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. yar-edudep.ru>page/dopmp/zdo-rovesberegajuschie.
- Здоровьесберегающие технологии. ordash.narod.ru>p69aa1.html.
- Куженова О.А. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизнижурнал «Дополнительное образование и воспитание» №3-137 2011.
- Масстер-класс Здоровьесберегающие технологии - Wiki.iot.ru>index.php/здоровьесберегающие технологии
- Методические материалы «Из опыта работы Дома детского творчества Калининского района г. СПб 2009-10 , 2010-11 учебный год».
- Севрук А.И., Юнина Е.А., Здоровьесберегающий урок: концепция, технологии, мониторинг (Школьные технологии, 2004, № 2, с.200-208) Интеграция элементов здоровьесберегающей педагогики в систему дополнительного образования.
- Султанова Ф.Р. Роль УДОД в системе развития образования, Научно-методический журнал «Методист», №6, 2007.
- Шевнина А.Ю. «Здоровый образ жизни – это здорово!», Научно-методический журнал «Методист», №9, 2010 стр.27.