Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Художественный труд как средство формирования духовно-нравственных ценностей воспитанников. Аристархова С.И, педагог дополнительного образования ГБОУ школы 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга. Создание векового художественного труда народа не должны остаться в тени, ибо в них с большой глубиной и силой отразился творческий дух народного коллектива. В.С Воронов. Закон «Об образовании в Российской Федерации», говорит о том, что важнейшей целью российского образования, наряду с интеллектуальным и физическим воспитанием, является духовно-нравственное развитие. Если определять духовно-нравственное развитие как становление личности обучающихся, то мы понимаем, что это должны быть не только мероприятия, направленные на воспитание детей, а построение целостной системы образования и воспитания в образовательных организациях страны. В контексте духовно-нравственного развития обучающихся важнейшим стратегическим ориентиром современного образования в целом становится культурологическая безопасность подрастающего поколения. Под культурологической безопасностью мы понимаем развитие, обучение и воспитание подрастающего поколения, принимающего и приумножающего культурное наследие страны, исторических традиций и норм общечеловеческой жизни, сохраняющего национальное достояние и самобытность своего народа. Целью культурологической безопасности является защита от разрушения культурных образцов прежних поколений и обеспечение условий для эволюции новых национальных традиций. Главным критерием культурологической безопасности выступает приоритет культурных образцов своего государства, своего этноса, а также пропаганда самобытности, обращение к традициям своего народа. Формирование культурологической безопасности должно происходить на всех уровнях образования и в разнообразных формах: на школьном уроке, на занятиях дополнительным образованием, во внеурочное время. Область русского искусства лежит в историческом и нравственном контексте православной веры. Все ее аспекты, от содержания религиозных христианских символов до иконописи, говорят нам о божественной значимости народного творчества. Православные сюжеты мы находим в декоре народного костюма, росписи предметов русского национального быта, в ткачестве и во многих других направлениях декоративного прикладного искусства, где душа мастера -Бога ищущая и за Богом идущая. Произведения народного искусства сегодня отчасти утратили своё первоначальное назначение, зато возросла другая их функция – эстетическая. Изделия народных мастеров используются сейчас, главным образом, как произведения искусства. Прекрасная коллекция в Государственном Музее этнографии народов. Возле витрины с декоративными изделиями, где представлены многие промыслы народов России, дети долго стояли и не хотели уходить. Именно там они меня спросили: «Будем ли мы делать такие поделки?» Я ответила: «Да, если вы хотите». (Этим детям уже около 40 лет). С тех пор я увлеклась народным творчеством и с удовольствием делюсь знаниями и умениями с детьми. Курс внеурочной деятельности «Художественный труд» относится к направлению, в котором занятия создают условия для удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в творческом развитии, помощи самореализации раскрытии и развитии способностей и талантов; позволяет решать задачи воспитания у детей духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств. Окружающий нас мир постоянно развивается и изменяется. В огромном потоке информации нелегко преодолеть противоречивость знаний и представлений. Обращение к прошлому помогает человеку упорядочить свои знания. Красота окружающего мира находила отражение в произведениях русского народа. Народное декоративное искусство – неиссякаемый источник мудрости и красоты. Значение народного искусства в духовной культуре людей огромно. Веками народ стремился в своём искусстве – в песнях, сказках, былинах, танцах, росписях в художественной форме выразить своё понимание жизни, природы мира. Народное искусство – это искусство многих поколений безымянных художников из народа. Народное искусство всегда влияло на формирование национального самосознания. В нём воспеваются лучшие черты народного характера – смелость, преданность долгу, Родине, честность, гуманность, а также богатырская сила, широта и оптимизм народного характера. В приёмах мастерства, создаваемые в разные исторические периоды, мы постоянно ощущаем живую связь с многовековой национальной культурой. Узнать народное искусство – значит и полюбить основы художественной культуры народов. В народном искусстве реализуется художественный гений народа – его поэтичность, фантазия, образность мышления, восторженное понимание красоты, объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера; уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий, каковыми были многие Святые. Художественный талант народа широко проявлялся при создании предметов быта. Он говорит не только об эстетической красоте, но и о духовном развитии личности. Ещё на заре человеческой культуры, создавая своими руками предметы первой необходимости, человек придавал им ясную форму, наносил на поверхность геометрические линии, цветные пятна, орнаменты. Он делал это в силу творческой потребности сделать вещь не только удобной, но и красивой, и, кроме того, рассказать в ней об окружающем мире. Велико эмоциональное и содержательное значение цвета в традиционном народном искусстве. В праздничных подарочных предметах цвет отличает приподнятый, мажорный характер и гармоничные сочетания. Краски в старину изготовляли с применением растительных и земляных красителей. Декоративное искусство часто сравнивают с детским изобразительным творчеством. Их роднит непосредственное восприятие окружающего мира, чувство декоративности, позволяющее в смелых красочных сочетаниях и образах передавать самую диковинную фантастику. Современные народные промыслы сейчас организованы в виде фабрик, художественных комбинатов, производственных объединений. В центрах традиционных промыслов детей приобщают к навыкам и творческим основам местного художественного мастерства на уроках труда в школах на занятиях специальных художественных школ, студий. Удивительным образом декоративно-прикладное искусство даёт возможность раскрыть свои способности любому ребёнку. С помощью декоративно-прикладного искусства дети расширяют кругозор, воспитывают в себе трудолюбие, учатся воспринимать и чувствовать прекрасное, получают возможность открыть для себя волшебный мир, проявить и реализовать творческие способности. Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия воспитанников, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Именно это определяет возможность реализации по формированию гражданской позиции и патриотических чувств, развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности и умения осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности. Важным идеологическим аспектом занятий является формирование трудолюбия у учащихся, его естественное воплощение в реальной жизни, практическом применении. Леность, являясь самостоятельным пороком, способна пробуждать и другие пороки. оказывающие не только разрушающее воздействие на личность, но и неrативные последствия для формирования окружающей среды, в человеческих. взаимоотношениях, взаимодействии человека и природы, и, безусловно, отдаление от Бога. В качестве достоинств занятий следует отметить воспитательный потенциал совместной деятельности педагог-ученик. Необыкновенная одухотворённость составляет основное достоинство народных промыслов. Народные умельцы вкладывали всю душу в создание своих произведений. Дети с не меньшим старанием работают над изделиями. Надо видеть ту радость, которая светится в их глазах, когда работа закончена. Ведь работы воспитанников украсят дом и доставят радость родным и близким. Любви к Родине не может быть без любви к родным. В наши дни – это занятие является не только увлекательным хобби, но и даёт прекрасную возможность реализовать свои творческие фантазии, превращая обычные предметы обихода в эксклюзивные изделия, способные украсить наш интерьер и сделать дом по-настоящему уютным. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение. Воспитанники вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения, они для себя и своих близких. Данные занятия способствует воспитанию гражданственности и патриотизма детей, эстетической культуры и трудолюбия воспитанников, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Художественный талант народа широко проявлялся при создании предметов быта. Он говорит не только об эстетической красоте, но и о духовном развитии личности. Ещё на заре человеческой культуры, создавая своими руками предметы первой необходимости, человек придавал им ясную форму, наносил на поверхность геометрические линии, цветные пятна, орнаменты. Он делал это в силу творческой потребности сделать вещь не только удобной, но и красивой, и, кроме того, рассказать в ней об окружающем мире. Велико эмоциональное и содержательное значение цвета в традиционном народном искусстве. В праздничных подарочных предметах цвет отличает приподнятый, мажорный характер и гармоничные сочетания. Посредством включения детей в активную деятельность по изучению народных традиций и ремёсел это способствует формированию духовно­нравственных качеств личности младшего школьника. Занятия предоставляют обучающимся возможность приобщиться к народным промыслам. Достижение личностного практического результата при изготовлении изделия (росписи) воспитывает уважение к таланту и самобытности русского народа. Содержание представленного материала соответствует психовозрастным особенностям обучающихся начальных классов, обеспечивает положительную динамику усвоения нравственных правил и норм, поскольку знания о нравственных качествах присваиваются в практической деятельности. Проводя занятия по художественному труду, я заметила, что детей интересует не только сам промысел, но и истории народных традиций вообще. Поэтому я добавила информацию об истории народа, традициях, играх. Занятия приобрели немного другое содержание. Ребята с удовольствием рассматривают иллюстрации, обмениваются мнением, стали замечать красоту родного края. Дети стали более трепетно относиться к тем поделкам, которые выполняют. Не зря Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2021 № 745 «О проведении в Российской Федерации Года «культурного наследия народов России. «Год народного искусства и культурного наследия народов России». Работа с декоративно-прикладным искусством оставляет в их душе искру добра, любви и гордости за русский народ.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»