Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности формирования мотивации
обучения в классе фортепиано

Березина Елена Сергеевна,
педагог ОДОД ГБОУ Гимназии 587
 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
E-mail: kobr@gov.spb.ru
 
Рыбас Елена Сергеевна,
педагог ОДОД ГБОУ Гимназии 587
 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
E-mail: kobr@gov.spb.ru
                   Аннотация
Мотивация учебной деятельности является ключевой составляющей успеха в обучении игре на фортепиано. Важно не только дать ученику необходимые знания и навыки, но и заинтересовать его и поддерживать мотивацию на протяжении всего процесса обучения.
 
      Детское музыкальное образование сегодня ставит перед собой несколько задач: развитие музыкальности и музыкального мышления у детей, превращение учения в увлечение, активное участие учеников в учебной деятельности, повышение личного интереса к музыкальным занятиям, а также создание условий для самостоятельности и творческой инициативы.
       Одной из главных задач педагога по классу фортепиано является пробуждение у детей интереса к музыке. Зажечь их интерес и постепенно привить любовь к работе, к выполнению домашних заданий  требует труда и усилий.
      Добиться от ребенка заниматься на фортепиано труднее, чем в других отраслях искусства, например, в рисовании или танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. Здесь очень важно помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать правильный выбор. Ведь только тогда, когда ребенок будет видеть конкретные результаты своей работы, он сможет постепенно обрести необходимую мотивацию.
       Мотивация является одним из ключевых факторов успеха в учебной деятельности. Мотивация – это психологический процесс, который выступает в качестве двигателя поведения человека. Мотивация может быть внутренней или внешней. Внутренняя мотивация связана с личностными потребностями и интересами ученика, которые он получает от процесса обучения. Внешняя мотивация – это результат внешних стимулов, которые могут быть связаны с поощрением или наказанием.
       На начальном этапе обучения игре на фортепиано одной из главных задач является создание учеником внутренней мотивации. Именно она позволяет ребёнку осознать свои интересы и потребности в творчестве, а также стимулирует его к дальнейшим успехам.
      Одной из основных проблем на начальном этапе обучения является нехватка мотивации. Это может быть связано с различными факторами: ученик может чувствовать отсутствие поддержки со стороны родителей или педагога, ему может не хватать знаний и навыков для успешного продвижения в обучении, а также возможны другие причины.
       Один из основных методов, способствующих развитию мотивации учащихся - это создание благоприятного эмоционального климата в классе фортепиано. Учитель должен быть дружелюбным, понимающим и терпеливым. Педагог должен проявлять доброжелательность и заинтересованность в детях, задавая им вопросы о настроении, успехах в школе. Такой подход устанавливает доверительный и непринужденный контакт между учащимися и педагогом, настраивая детей на занятие. При этом, если дети видят педагога в хорошем настроении, то они эмоционально раскрепощаются и легче вовлекаются в учебно-творческую деятельность.
           С первых занятий следует воспитывать в ребенке «представление о самом себе как о хорошем, достойном человеке». Сухомлинский предлагает педагогу «видеть, неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее. Пороки же искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств» 
          Если нужна критика, то она должна быть деликатной, и прежде всего нужно похвалить ребенка. Любую хорошую мелочь нужно отмечать. «Мне понравилось, как выразительно была сыграна мелодия в пьесе», «Сегодня ты внимательно слушал, себя во время игры», похвала за верно взятый темп, передачу настроения, певучий, глубокий звук, четкую артикуляцию. Цель педагога - видеть и укреплять в ребенке всё лучшее.
         При выборе репертуара на занятиях с детьми нужно учитывать их пожелания. После проигрывания нескольких произведений,  предлагать ребенку выбрать понравившуюся пьесу, которая будет полезна для его музыкального развития. Ребенок с большим удовольствием и охотой разучивает самостоятельно выбранное произведение. Все занятия проходят в индивидуальной форме, что позволяет уважать путь и выбор ребенка, поддерживать его интерес к музыке и не навязывать ему то, к чему он пока не готов.
          Важно с первых занятий приучать детей к дисциплине, чтобы достичь желаемого результата. Систематичность и непрерывность занятий позволят избежать разучивания однообразной программы в течение длительного времени. Ребёнок овладеет большим количеством произведений, пополнит теоретический багаж знаний, разовьет технические навыки и освоит пианистические приемы.
         При ознакомлении с новым произведением нужно уделить значительную часть времени на разбор нотного текста, чтобы у юного музыканта не возникало никаких «непонятностей», которые могут привести к затруднениям и ослаблению интереса к занятиям.
          В работе с учениками очень важно воспитание интереса и внимания к музыке. Четкий образ звучания изучаемого произведения не возникает сразу, он появляется в процессе игры, прослушивания, размышлений и постоянного общения с музыкой. Чтобы усилить впечатления детей от музыки, сделать учебный процесс более интересным и понятным ребёнку, можно использовать наглядные методы. В качестве средств наглядности могут выступать: показ педагога, аудио и видеозаписи. Также, исполнение произведения педагогом перед началом работы помогает ученику лучше разобраться в сложных сочинениях.
          Важно также раскрывать содержание музыки через словесные пояснения,  говоря о музыке образно, поэтично, увлекательно. Это помогает ученику выявить связь музыки с реальным миром, который нашёл в ней своё отражение.  Чтобы разбудить образное восприятие пьесы можно предложить детям рисовать то, что навевает образ пьесы, придумать название, или сочинять стихи подтекстовки к музыке пьесы. С их помощью можно разбудить фантазию детей. Всё это помогает конкретизировать музыкальный образ. Таким образом, музыка становится более доступной. Особенно эффективными являются образы, найденные самим ребёнком в совместной работе с педагогом.
        Также активно нужно использовать наглядные, дидактические пособия для изучения и закрепления полученных знаний учащимися на занятиях, расширения кругозора воспитанников, активизации познавательного интереса учащихся. В игровой форме ребята запоминают музыкальные термины и их значения в игре «Музыкальное лото», расселяют длительности в комнатах разных размеров «Музыкальной гостиницы», разгадывают кроссворды, сочиняют музыкальные ответы на музыкальные вопросы, подбирают аккомпанемент к детским песенкам, угадывают музыкальные загадки, ребусы и др.
          Важнейшей частью педагогической работы является воспитание самостоятельности ученика, начиная с первого урока и вплоть до выпускного экзамена. Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду.
          Необходимым компонентом в успешном обучении и воспитании детей в учреждении дополнительного образования является организация партнерских отношений между педагогом и родителями обучающихся, формирование осознанного подхода в воспитании, ориентации на успех ребенка. Большинство родителей заинтересованы в обучении своих детей и чем сильнее родительская поддержка, тем более значимых результатов он достигает.
         Участие детей в концертной деятельности играет важную роль в образовательном процессе и способствует развитию учебной мотивации. Выступление на концерте требует от детей величайшей собранности, что является важным навыком для их развития. Почти все дети желают выступать и участвовать в концертах, особенно для своих понимающих и благодарных зрителей - своих родителей. Концерты для родителей становятся настоящим праздником для всей семьи.
          В течение учебного года, каждый ребенок может выступить на различных мероприятиях, концертах, которые проводятся на музыкальном отделении. Ставшие уже традиционными такие мероприятия как, «Посвящение в музыканты», праздничные концерты, конкурсы. Детям важен результат труда и оценка зрителей, а педагогам – успешное выступление каждого ученика.
          Девиз "Музыка - это радость" должен сопровождать как учителя, так и ученика на всех этапах обучения. Музыкальные занятия дома - это не урок или наказание, а хобби и увлечение. Ребенку не нужно играть часами, лучше дать ему возможность играть в свое удовольствие в перерывах между выполнением уроков. Это поможет укрепить его интерес к музыке и станет верным стимулом для любой работы.
          Обучение музыке - трудный путь для педагога-пианиста, особенно с учетом разнообразия природных музыкальных данных детей. Поэтому очень важно, чтобы педагог внимательно следил за развитием каждого ученика.
          Нельзя забывать о том, что сама мотивация - это процесс динамичный и изменчивый. Поэтому преподаватель должен обновлять методы мотивации и адаптироваться к потребностям каждого конкретного ученика.
           В заключении, можно сказать, что мотивация - это ключевой элемент успешного обучения в классе фортепиано. Применение эффективных методов мотивации помогает ученикам развиваться, достигать лучших результатов и сохранять интерес к предмету на долгое время.
 
              Список литературы
1. Балашова, А.В. Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано в ДШИ через развитие творческой активности учащихся// http://pedsovetnik.org/stati-po-pedagogike/14/222/
2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.- С-Петербург, 2006.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979.
4. Хохрякова Г. Фортепиано: Возможно ли обучение без мучения? - Москва, «Классика XXI век», 2005.
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»