Лепка во всем её многообразии Анна Михайловна ФедькушоваГБДОУ детский сад №70 Невского района Санкт-Петербурга Педагог дополнительного образования Художественно – эстетическая деятельность является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Лепка формирует эстетические вкусы, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Дети не только видят то, что создали, но и трогают, берут в руки и по мере необходимости изменяют. Это одно из полезнейших занятий для ребенка, средство эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мышление, руки, пальцы, что способствует развитию речи, наблюдательности, фантазии. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, влажный песок, бумажная масса для папье-маше. Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле. Из одного комка пластилина, глины или теста можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы его преобразования. Тесто, пластилин, глина – универсальные материалы, которые дают возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранять полученный результат. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛЕПКИ С помощью различных материалов можно лепить самые разнообразные фигуры, а также создавать восхитительные поделки. Пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Пластилин отечественного производства Достаточно прочный – с поделками из него можно долго играть не опасаясь, что они развалятся. Из-за его свойств отдельные элементы легко соединяются между собой, образуя устойчивую композицию. Отечественный пластилин не очень пластичен, перед тем, как начать лепить, его нужно долго разминать в руках, чтобы он стал помягче. Пластилин зарубежного производства Импортный пластилин отличается от отечественной исключительной мягкости и яркостью, которую ему придают натуральные красители. Он не пачкает руки и одежду, легко очищается. Недостатки импортного пластилина заключаются в его мягкости. Поделки получаются не очень прочными и легко разваливаются. Отдельные детали плохо соединяются между собой. Шариковый пластилин Маленькие шарики, из которых состоит этот пластилин, соединены между собой клеевым раствором, который не липнет к рукам, но позволяет легко склеивать вылепленные элементы между собой. Для того чтобы соединить две детали поделки, достаточно просто приложить их друг к другу, и они «склеятся» без каких-либо лишних усилий и «примазывания» пальцами или стеками. Шариковый пластилин бывает разных видов: высыхающий и невысыхающий; обычный и мелкозернистый; по цветам делится на классические и неоновые, а также с блестками; выпускается в дисплеях, в пластиковых баночках, в блистерах (в виде матрешки и «страусиного яйца»). В наборе бывает от 2 до 8 различных цветов. Плавающий пластилин Фигурки, вылепленные из него, отлично держатся на поверхности воды. Чтобы фигурка держалась на поверхности воды, советуют производители, ее основание должно быть плоским и широким, а остальные детали сбалансировано распределены. Этот пластилин не прилипает к рукам, хорошо смешивается и не высыхает, что позволяет использовать его многократно. Масса для лепки Масса для лепки очень приятная на ощупь: мягкая, легкая, бархатистая. По пластичности её можно сравнить с жевательной резинкой, она также замечательно растягивается, но абсолютно не прилипает к рукам и одежде! Кусочки массы разных цветов отлично смешиваются, благодаря этому можно создать огромное количество любых однородных цветов и оттенков, а также добиться эффекта красивых мраморных узоров. Поделка высыхает на воздухе в течение 6-8 часов. Масса для лепки, не достигшая полного высыхания (12 часов) способна восстанавливаться — для этого ее надо сбрызнуть водой из пульверизатора (некоторые оборачивают влажной тканью) и герметично закрыть. Так же советуют поступать для исправления, изменения поделок. Восковой пластилин Восковый пластилин отличается исключительной мягкостью и отлично склеивается. При этом поделки из него долгое время сохраняют форму. Цвета, как правило, яркие и насыщенные. Не оставляет загрязнений на рабочем месте или одежде. Выбирая восковый пластилин следует помнить, что он походит для лепки только самых простых поделок. Приобретать и использовать необходимо только те наборы, в которых каждый кусочек пластилина находится в индивидуальной упаковке, так как материал легко слипается. Тесто для лепки Тесто для лепки совершенно безопасный материал, который имеет солоноватый вкус и яркие цвета. Из теста можно лепить все что угодно, если оставить заготовку на ночь, то она засохнет. Если Вы не хотите, чтобы она засохло, просто положите его в баночку и закройте крышкой. Тесто не пачкает руки, не прилипает к ним, не оставляет следов ни на одежде, ни на других покрытиях. Очень пластичный материал и приятный на ощупь. Очень удобно, когда в комплект набора входят формочки Паста для моделирования Приятная на ощупь. Пластичная. По свойствам напоминает глину, но не требует сушки в духовке или микроволновке. Твердеет на воздухе. Поделку можно раскрасить красками или покрыть лаком. Нельзя склеить несколько деталей между собой. Из-за быстрого высыхания можно не успеть доделать поделку. ВИДЫ ЛЕПКИ В предметной лепке изображение отдельных предметов для детей является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки. Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия. Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши). Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы. Для успешного овладения навыками декоративной лепки используют предметы декоративно – прикладного искусства, художественные изделия народных умельцев. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности. Художественно – эстетическая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающий художественный образ в детском творчестве. СПОСОБЫ ЛЕПКИ Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их. Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть, как глина, так и пластилин или солёное тесто. Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др., например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. ПРИЕМЫ ЛЕПКИ Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста. Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Шлепанье - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движения можно варьировать. Сплющивание - сжимание куска теста или пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности. Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным пальцами руки. Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки. Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки. Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия. Раскатывание - формирование из куска пластилина жгута путем раскатывания его движениями вперед - назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Разрезание - деление куска пластилина при помощи стека на кусочки меньшего размера. Сглаживание - придание гладкой формы изделию при помощи пальцев рук. Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия. Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных деталей при помощи щипковых движений пальцев. Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых движений пальцев рук. СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИИ: ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА Закон равновесия гласит: все элементы композиции должны быть уравновешены относительно друг друга. Другими словами, когда вы рассматриваете группу фигур, у вас не должно возникать чувство дискомфорта, которое бывает из-за неуравновешенности деталей. Необходимо помнить правило: большую, светлую или неяркую деталь можно уравновесить одной или несколькими мелкими, но более темного цвета. Закон равновесия Закон мотива и среды (доминанты). В любой композиции для нормального ее восприятия необходим главный элемент всей композиции. Это не обязательно какая-то одна фигура. Центральной может стать и группа фигур. Доминанта (мотив) всегда тесно связана со средой. Связь может быть простой (например, среда состоит из разреженных элементов мотива) и опосредованной, вплоть до контраста. Мотив не должен располагаться в геометрическом центре композиции или точно по его середине. Закон трехкомпонентности. Уже своим названием говорит об идеальном количестве важных элементов в композиции. Это связано с особенностями человеческого восприятия и описания практически любых характеристик и явлений. О росте человека мы обычно говорим — высокий, низкий и средний. Приблизительно так же характеризуем уровень интеллекта — умный, глупый и опять же средний уровень. В случае с композицией выбираем характеристику «большое, малое, среднее». Это не значит, что в композиции должно быть три, например, предмета разной величины. Большую роль в выразительности композиции играют статика и динамика. Статичная композиция выглядит устойчивой, спокойной, часто бывает симметричной. Если для работы вы выбираете тематику спокойную, уравновешенную, философскую, то лучше использовать статичную композицию. Если необходимо передать движение, стремление, порыв, то ваша композиция должна быть динамичной. Это не значит, что детали композиции должны обязательно иметь диагональное направление. Более того, в композицию придется вводить вертикальные или горизонтальные линии, или формы, призванные зрительно остановить движение. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексахин Н.Н. Учебное пособие для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста // Н.Н. Алексахин. - Москва: АГАР, 2009. - 47с.: 2. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке-// Н.С. Боголюбов Москва, «Просвещение»2003г. 3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. //Л.В. Горнова - Волгоград. 2008г. 4. Комарова Т.С., Савенков В.И. Коллективное творчество детей. // Т.С. Комарова Учебное пособие. – М.: «Российское пед.агенство», 2008. 5. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». // Т.С. Комарова - М., 2005. 6. Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. // Н.М. Конышева -Москва, «Просвещение»2005г. 7. Лепим из пластилина. –// Лепим из пластилина Смоленск: Русич, 2000 8. Методика отслеживания и стимулирования саморазвития ребёнка в досуговой деятельности. Клёнова Н.В. и др. //Дополнительное образование. - №2 – «Витязь-М», 2001. – с.22 9. Методика отслеживания результатов образовательной деятельности детей. Н.В. Клёнова, Л.Н. Буйлова. //Дополнительное образование. - №12 – «Витязь-М», 2004. – с.17 10. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. // В.И. Колякина М.: «Владос», 2002. 11. Горичева С.В., Нагибина М И «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» // С.В. Горичева, М И Нагибина Академия развития-2005г. 12. Расщупкина С.Ю. «Лепка из пластилина» // С.Ю. Расщупкина, 2010. -219с. 13. Сухомлинский В. А «Педагогика» [Электронный ресурс] / В.А. Сухомлинский. – Электрон. ст. – URL: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/pedagogicheskie-vzgljady-suhomlinskogo.html – (15.01.2018). 14. Учимся лепить и рисовать // (Учебное пособие, Серия «От простого к сложному» - СПб.: Кристалл; Валери СПб – 224с., илл. 15. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова; Рец.: С.Е. Игнатьев, А.И. Васильев, М.А. Полонская, Е.С. Балдина: Изобразительное искусство. 1 класс. - М.: Просвещение, 2005 16. [Электронный ресурс] Электрон. ст. – URL: /https://lepka-iz-plastilina.ru/istoriya-plastilina (22.02.2018).