Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Мир профессий» Хвесько Елена Владимировна воспитатель ГБДОУ детский сад №116 комбинированного вида Невского района Санкт – Петербурга. Цель: обогащение и расширение знаний детей о профессиях. Задачи: Образовательные: Конкретизировать представления детей о профессиях; Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса; Стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей; Обогащать словарь детей. Развивающие: Активизировать внимание и память; Развивать логическое мышление, сообразительность, творческое воображение; Развивать связную речь; Развивать у детей интерес к трудовой деятельности взрослых; Активизировать познавательную и творческую деятельность детей. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам; Воспитывать любознательность и сообразительность; Воспитывать чувство ответственности и самостоятельности. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Предварительная работа: Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», Я. Аким «Неумейка», С.Михалков «А что у вас?», Успенский «25 профессий Маши Филипенкo». Беседы: «Профессии моих родителей», «В мире профессий». Рассматривание иллюстраций о профессиях повара, портного, строителя, художника реставратора. Дидактические игры: «Кому, что нужно?», «Четвертый - лишний», «Назови профессию», «Угадай по описанию», «Ассоциации. Профессии». Чтение пословиц, загадок о профессиях. Беседы о правилах безопасности во время проведения экспериментов. Методы и приемы: -словесные: беседы о профессиях, беседы по технике безопасности во время проведения эксперимента, речевые ситуации, объяснение, рассказ детей «Интересные факты о профессии портной»; -практические: экспериментирование; постройки из конструктора. -игровые: подвижная игра «Я повар», нейроигра «Отгадай профессию», загадки; -наглядные: образцы построек, показ способа действия во время проведения опыта «Палитра на молоке». Оборудование: ТСО (интерактивная доска, ноутбук), мольберт, деревянный конструктор, репродукции картин русских художников, молоко, жидкое мыло, тарелки одноразовые, пищевые красители, ватные палочки, бумажные и влажные салфетки.Ход занятия: Этапы и приемы работы Деятельность педагогов Деятельность воспитанников Организацион-ный момент 2 минуты Воспитатель вместе с детьми заходит в зал. -Ребятa, скажите, пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад? Почему? -У меня сегодня тоже хорошее настроение, потому что я пришла на свою любимую работу, где я общаюсь с вами. -Ребята, вы уже заметили, что сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки, чтобы хорошее настроение продлилось до вечера. -Ребята, кто я по профессии? -Кто знает, почему она так называется? -Правильно дети, воспитатель должен много уметь и знaть, чтобы каждый день для детей был интересным. Чтобы дети узнавали что-то новое. Чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми детьми. Ответы детей Ответы детей Здороваются с гостями. Ответы детей Ответы детей Основной этап 25 минут 1. Нам сегодня по видеосвязи позвонил Дим Димыч. Он просит вас помочь ему. Видеописьмо от Дим Димыча. ( Слайд) «Здравствуйте, мои дорогие друзья. Я много получил познавательной и интересной информации от моих друзей Нолика и Симки. Пришло время задуматься, кем я хочу стать, когда вырасту. Помогите мне побольше узнать о профессиях.» -Поможем Дим Димычу? -Как мы можем узнать о профессиях? - Что такое профессия? - Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается. -Вспомните, какие профессии вы знаете. Молодцы вы назвали очень много профессий. -Ребята, я предлагаю отправиться в мир профессий. О какой профессии пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку. Строю я высотный дом, Чтобы люди жили в нём. Есть готовый котлован, Есть леса, подъёмный кран. Есть кирпич. Раствор месите. Догадались? Я…. Какие инструменты нужны строителю? -Где работает строитель? -Что делает строитель? -Я вам сейчас предлагаю стать строителями и самостоятельно построить дом. Присаживайтесь за столы, посмотрите на образцы построек, выберите тот, который вам понравился, и приступайте к работе. -Молодцы, ребята! Вы быстро справились с заданием. У вас здорово получилось. Вы настоящие строители. 2. -Ребята, хотите узнать, о какой следующей профессии мы будем рассказывать Дим Димычу? Тогда отгадайте следующую загадку: Ходит в белом колпаке С поварёшкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, щи и винегрет. -Верно, ребята. -Что делает повар? -Чем отличается профессия повара, от профессии кондитера? -Скажите, какую одежду одевает повар и кондитер? - Как мы можем ее назвать? -Для чего повару и кондитеру нужна специальная одежда? - Какие предметы помогают повару и кондитеру готовить еду? Мы сейчас с вами поиграем в игру и вспомним предметы, которые нужны для работы повару и кондитеру. Игра с мячом « Образуй слово» Мясо рубит – мясорубка…. Кофе мелет – кофемолка…. Хлеб печёт – хлебопечка… Овощи режет - овощерезка… Кофе варит - кофеварка…. Сок выжимает – соковыжималка… Картофель чистит – картофелечистка… Хлеб режет – хлеборезка… - Отлично, ребята вы хорошо знакомы с профессией повара и кондитера. 3.Физкультминутка «Я повар». -А сейчас давайте пройдем на середину зала и поиграем. Игра будет не простая, на внимание и ускорение, поэтому смотрите внимательно и все выполняйте правильно. -Молодцы, ребята, вы очень внимательные, правильно повторяли все движения за мной. 4.-Ребята, у меня для вас есть ещё одна игра. Но она не простая, это игра – загадка. Хотите поиграть?» -Тогда подходите ко мне, садитесь поудобнее. -Прежде чем мы начнем, послушайте внимательно правила игры. На экране изображены различные предметы, а под ними стрелки. -Вы должны называть предмет, который видите на картинке, и одновременно ударить рукой по ноге Если стрелка направлена влево, левой рукой по левой ноге Если стрелка направлена вправо, правой рукой по правой ноге Если стрелка направлена в обе стороны, то ударяем двумя руками по ногам Называть картинки мы будем слева направо, начиная с левого верхнего угла. -Готовы? Начинаем! ( Слайд) Интерактивная игра «Угадай профессию» - Молодцы, ребята. -Ребята, людям какой профессии необходимы эти предметы? -Что делает швея? - А как по – другому, мы можем назвать профессию швеи? -Если швея шьёт, то, что делает портной? -Где работают швея и портной? -Вспомните и назовите слово, как по-другому называется украшение одежды? - Чем можно украшать, или по- другому, декорировать одежду? -Как думаете, важна ли для нас профессия швеи и портного? 5.- Ну что ребята, расскажем Дим Димычу ещё про одну профессию? - Тогда еще одна загадка для вас. Нам экскурсовод сказал, Как пройти в такой-то зал. Мумию мы посмотрели, В чём ходили, разглядели. Даже мамонт здесь стоит, Глаз закрыл, как будто спит. Если ты не ротозей, То иди скорей в… Ребята, а вы были в музее? -Кто нам рассказывает про музейные экспонаты, картины? -В музеях великое множество картин. Экспонатов. Сотрудники музея следят за сохранностью экспонатов, но некоторые картины очень старинные. И со временем они портятся. И тогда им на помощь приходят люди очень интересной профессии. -Как вы думаете, как называется профессия этих людей? -А кто знает, чем занимается реставратор? Я вам сейчас расскажу. Реставратор – это человек удивительной профессии, своего рода врач, который возвращает к жизни потертые временем произведения искусства. Он возвращает вещам их первоначальный вид, будь то книга, предмет мебели или картина. Его работа очень тонкая, ответственная. Ведь нужно восстановить все так, как было сделано автором, исправить, не нарушив прежней красоты. Это требует огромного терпения, знаний и сноровки. Работа реставратора должна быть незаметной: если нужно что- то подклеить, то реставратор подбирает заплатку по цвету, если нужно что- то дорисовать, то он делает это очень аккуратно, подбирая краску нужного цвета. - Ребята, а всегда ли мы можем взять краску нужного цвета? - Что нужно сделать, чтобы получить желаемый цвет краски? -Предлагаю вам провести экспериментальное исследование с молоком и красителями и посмотреть, какие цвета можно получить при смешивании красок. Во время проведения опытов, всем необходимо соблюдать правила: 1.Быть внимательными и аккуратными. 2.Действовать четко по словесной инструкции. 3.Не брать подготовленные предметы раньше времени. Опыт: «Палитра на молоке» Берём молоко и наливаем его в тарелку. Добавляем в молоко по капельке каждый краситель, красители не смешиваем. Смочите ватную палочку жидкостью для мытья посуды, легко дотроньтесь до поверхности молока без перемешивания красок и задержите ненадолго палочку. -Вам всё понятно? Начинаем. -Молодцы, очень крaсиво у вас получилось. - Я предлагаю вам сегодня побыть в роли реставратора. - Посмотрите, эти картины нуждаются в реставрации. На подносах лежат материалы для реставрации. Не все материалы вам пригодятся, необходимо выбрать нужные и восстановить картины. Сейчас вы распределитесь по четыре человека и начнете восстанавливать свои картины. -Ребята, все справились с работой реставратора? - Важное ли дело мы совершили? -Молодцы, с ролью реставраторов справились! ( Слайд) Дим Димыч: «Спасибо вам, ребята, вы мне рассказали много нового и интересного о профессиях строителя, повара, портного и художника реставратора. Теперь я смогу сделать выбор своей будущей профессии. И я с удовольствием поделюсь этой информацией с моими друзьями Ноликом и Симкой.» 6.Ребята, наше путешествие подходит к концу. В стране «Профессий» еще много интересных профессий и мы обязательно с ними познакомимся, но в следующий раз. -Да. -Посмотреть в книге, спросить у мамы… Ответы детей Ответы детей. -Это строитель. -Строителю нужнымолоток, плоскогубцы, мастерок, рулетка. -Строитель работает на стройке. -Строит дома, детские сады, магазины. Дети собирают за столом дом из конструктора по образцу. -Да. Хотим. -Это повар. -Это повар.-Готовит еду, придумывает и украшает блюда. -Повар готовит супы, салаты, котлеты, варит компот. А кондитер выпекает торты, пирожные, печенье. -Повар и кондитер одевают колпак и халат, перчатки, фартук. -Мы ее назовём специальной одеждой. Ответы детей. Ответы детей. Дети выполняют движения, глядя на взрослого. -Да, хотим. Дети садятся на стулья перед интерактивной доской. Дети называют предмет на слайде и в зависимости от того, в какую сторону направлена стрелка, ударяют себя левой или правой рукой по левой или правой ноге, или же двумя руками вместе по обеим ногам. -Швее. -Швея шьёт одежду. -Портной. -Портной шьёт и украшает одежду -В ателье. -Декор -Ответы детей. -Предполагаемые ответы детей. -Расскажем. -Музей Ответы детей -Рассказывает экскурсавод. -Реставраторы Предполагаемые ответы детей. -Нет. Не всегда. -Надо смешать краски. Дети смешивают молоко и красители, следуя словесной инструкции, и наблюдают, как смешиваются краски и появляются новые оттенки. -Да. Дети подбирают заплатки, реставрируют картины. -Да. -Важное. Мы отреставрировали картины. Рефлексия 3 минуты - Ребята мы сегодня помогли Дим Димычу больше узнать о профессиях? -Вам было интересно? Что особенно понравилось? Какая профессия заинтересовала вас больше всего? Почему? Что показалось сложным? Почему? -Ребята, Дим Димыч просил передать вам небольшие подарки, что в них находится, вы посмотрите в группе. -А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями. -Да. Ответы детей -До свидания.