Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ Мироненкова Надежда Михайловна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга Каждому человеку знакомо чувство тревоги, ведь оно заложено генетически для мобилизации организма при возникновении какой-либо опасности. Однако, если волнение возникает без видимых причин и носит продолжительный характер, это может привести к серьезным последствиям, если вовремя не принять меры. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Повышенная тревожность отрицательно влияет на все сферы их жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия. Теоретические основы понятия тревожности Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожности», хотя большинство психологов склонны рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. По определению А.М. Прихожан, известного современного психолога, тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [1]. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявления неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ч. Спилберг выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку [2]. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. Главным источником тревог для дошкольников и младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы. Период жизни от 6 до 12 лет – это время испытания ребёнком своих сил, решения сложных задач, возникающих как результат вызова самому себе, как следствие взаимодействия с окружающей средой. Те, кому удаётся справиться с этими задачами, становятся более умелыми и уверенными в себе; у тех, чьи попытки заканчиваются неудачей, возможно развитие чувства неполноценности или более слабого чувства Я. Дети формируют всё более устойчивые представления о себе, и их видение себя становится более реалистичным. Теперь они лучше понимают, какими навыками обладают, какие у них есть ограничения, и их знание себя организует и ориентирует их поведение. Ребёнок постоянно сравнивает себя со своими сверстниками. При этом у детей в период обучения в начальной школе уровень самооценки напрямую зависит от академических достижений. Соответственно, и показатель тревожности (высокая или низкая) будет тесным образом связан с достижениями не только в учёбе, но и других видах деятельности. Выделяют следующие признаки тревожности у ребенка: хроническое беспокойство, сложности с концентрацией, скованность, застенчивость, заниженная самооценка, неуверенность в себе и своих силах, страх перед новым, неумение и нежелание решать трудности. Довольно часто тревожных детей беспокоят психосоматические проблемы: нарушения сна, повышенная потливость при волнении, плохой аппетит, головокружение, боли в животе. Тревожные дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения. Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающиеся с их близкими. Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании креативного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Тем не менее, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Методы психолого-педагогической коррекции повышенной тревожности через музыкально-творческую деятельность С помощью теста тревожности В.Амена, М.Дорки, Р.Тэммла, предназначенного для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации, в группе вокального ансамбля (возраст 9-10 лет) был определен индекс тревожности детей, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков [3]. К высокому уровню тревожности из 12 человек были отнесены двое детей, с низким уровнем тревожности был всего лишь один ребенок. У остальных детей был определен средний уровень тревожности. Таким образом, можно сказать, что в данной группе 2 человека относятся к числу эмоционально тревожных детей. Это дети с заниженной самооценкой, отличаются неуверенностью в себе, испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Чаще такие дети приходят не сами, их приводят родители. Они менее общительны, отличаются отсутствием инициативы, легко обижаются, у них более выражена потребность в одобрении. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требования родителей и педагогов, произвести на окружающих хорошее впечатление. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Приобрести уверенность в себе, в своих силах, успокоиться, снять напряжение дает возможность творческая деятельность. Творчество – актуальная потребность детства. Детское творчество имеет большое значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной деятельности в будущем. Поэтому на занятиях детского вокального ансамбля в нашем коллективе наряду с вокально-хоровой работой детям предлагаются такие виды деятельности, как слушание музыки, импровизация, пластическое интонирование (движение под музыку), где каждый ребенок может проявить себя, как творческая личность. Творчество детей основывается на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, дети с повышенной тревожностью забывают о своих страхах, растворяются в ней, следуя за собственным творческим воображением. Поэтому, при слушании программного музыкального произведения, лучше не сообщать предварительно его названия детям, с тем, чтобы они сначала определили характер самой музыки, а потом уже попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено. Нужно постепенно подводить их к правильному названию: можно прибегать к подсказкам, но нельзя навязывать свое мнение, основанное на собственных ассоциациях. Одним из приемов вовлечения в творческую деятельность является импровизация. Она усиливает интерес к музыке, способствует проявлению инициативы. На начальном этапе детям можно предложить по-разному произнести маленькие фразы («Ай-я-яй», «Иди сюда», «Пойдем гулять» и т.п.). Дети с помощью педагога находят множество вариантов произношения – с радостью, с удивлением, с недовольством, негодованием и т.д. Даже тревожные дети, робкие, неактивные, безынициативные, смотря на других детей, увлекаются заданием, исполняют свои варианты. Затем эти фразы можно предложить спеть по-разному (в разном характере, меняя смысл при помощи акцентирования разных слов и т.д.). Вокальные импровизации могут быть различными. Самые простые – пропеть ответ на вопрос: «Как тебя зовут?», на приветствие педагога: «Здравствуйте, ребята, добрый день!». Можно предложить детям диалог - «музыкальный разговор», импровизацию «цепочкой» (дети один за другим по фразам сочиняют мелодию на какой-либо текст), создать свой вариант мелодии на текст разучиваемой песни. Могут быть импровизации, связанные с исполнением: изменить темп, динамику, характер произведения. Даже робкие, неактивные, безынициативные дети, смотря на других детей, увлекаются заданием, раскрываются, исполняют свои варианты. В этот момент они отвлекаются, забывают о своих страхах, становятся увереннее, ощущают себя в коллективе наравне с другими детьми. «Пластическое интонирование» - это одна из возможностей «проживания» музыкальных образов, форма эмоционального выражения содержания посредством жестов, движения человеческого тела, вызванных музыкой. Движения могут быть самыми разнообразными - движения руки, имитация игры на музыкальных инструментах в характере произведения, покачивание корпусом, танцевальные движения и т.д. расслабление, снятие эмоционального и физического напряжения. Важно, чтобы дети старались сами выражать свое настроение, восприятие музыки через движение, а не повторяли движения педагога. При этом происходит расслабление, снятие эмоционального и физического напряжения. Дети с повышенной тревожностью в нашем коллективе обязательно привлекаются к сольным выступлениям. Если нет возможности дать солирующую партию в произведении, можно разделить куплет песни на фразы и поручить исполнить хотя бы одну из них. Если ребенок не может пока участвовать в солировании даже маленьких фраз (стесняется, боится, не хватает музыкальных способностей), ему предлагается объявлять номера на концерте (конечно, нужно много времени уделить его подготовке), он привлекается к организационной работе: развесить афиши, пригласить учителей и т.п. Это вселяет уверенность, способствует повышению своей самооценки, избавляет от страхов. Предоставлять детям возможность проявить себя, свою индивидуальность можно и в других видах творческой деятельности. Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки в рисунках, рассказах. Например, можно провести конкурс рисунков к разучиваемой песне, к самой любимой песне из репертуара ансамбля, предложить сочинить рассказ к прослушанному музыкальному произведению. Одним из важнейших условий снижения повышенной тревожности детей является создание благоприятной среды, комфортной атмосферы на занятиях, умение педагога ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, умение слушать их, улыбаться им. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Нужно постоянно хвалить тревожного ребенка за каждый, даже незначительный успех, тем самым повышая его самооценку, уверенность в своих силах. Результатом творческой работы служит участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Вокально-хоровая музыка, запечатленная в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, значимости, которое естественно возникает у ребенка в момент участия в творческо-исполнительском акте. Вокально-хоровое исполнительство способствует раскрытию, раскрепощению личности, проявлению и развитию ее потенциальных способностей, инициативы. Творческая деятельность позволяет ребенку лучше познать окружающий мир и выразить свое отношение к нему, дать выход внутренним конфликтам и разрядить эмоциональное напряжение, выразить внутренние переживания, приобрести уверенность в себе, повысить уровень самооценки, проявить свою индивидуальность. Подводя итоги, можно предложить следующие методы и приемы коррекции повышенной тревожности у детей: Называть ребенка по имени, чаще обращаться к нему (в том числе и за помощью), не торопить с ответом. Как можно чаще хвалить ребенка даже за самые маленькие успехи в присутствии других детей и взрослых. Не сравнивать ребенка с другими детьми (только с самим собой). Учитывать возможности детей, не требовать от них того, что они не могут выполнить. Использовать упражнения на релаксацию. Активное включение в творческую деятельность, где можно с помощью простых заданий снять эмоциональное напряжение, приобрести уверенность в себе, повысить свою самооценку. Давать ребенку возможность проявить себя в качестве солиста, хотя бы в одной из музыкальных фраз. Всем детям, независимо от их достоинств, необходимо знать, что взрослые любят их и гордятся ими. Источники: Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика) Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Стресс и тревога в сорте / Ч.Д. Спилбергер. - М.: Мысль, 1983. - 336с. https://psycabi.net/testy/645-test-trevozhnosti-r-temml-m-dorki-v-amen-metodika-vyberi-nuzhnoe-litso-proektivnaya-diagnostika-detej

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»