Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Этапы создания анимационного фильма в детской мультстудии. Грубяк Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования Кольцова Светлана Михайловна, художественный руководитель детского киноцентра «Веснянка» В современном мире население земного шара погружено в огромный массив информации, которую невозможно воспринять в полном объёме. Очень трудно ориентироваться в ней даже взрослому, что уже говорить о детях. Это объясняет так называемую «клиповость» их мышления, восприятие отдельных фрагментов информации и, как следствие, узкая специализация навыков, невозможность целостного взгляда на жизнь. В социальной жизни это приводит к обособленности, неумению и нежеланию прислушиваться к мнению товарища, действовать сообща в процессе решения проблем. И, как следствие, отсутствие мотивации к созданию законченного полноценного творческого продукта. Для успешного воспитания творческой личности необходимо преодолеть эти препятствия современного общества, создать в детском коллективе такие условия, в которых ребёнок смог найти своё место в общем деле, получить опыт, навык, умение, применить их и получить радость от работы, общения в процессе совместного труда и, наконец, видимый результат, который можно продемонстрировать родным, друзьям, одноклассникам. Всё это придает ребенку уверенности в своих творческих силах. Сознавая свою полезность общему делу, он также чувствует себя полноправным членом коллектива. Одной из таких систем комплексного эстетического воспитания является создание детьми авторских анимационных фильмов. Почему именно анимация? По выражению известного режиссёра Душана Вуковича «границы анимации совпадают с границами воображения». Мультипликация легко осваивает любой материал и любое содержание. Для мультипликации жизненный материал является не только объектом освоения, но и составной частью самого языка. Поэтому она и привлекает детей – это та сфера творчества, где для них нет рамок. Специфика мультипликации позволяет педагогу работать с ребёнком, не перенося в него элементы человеческой культуры, а естественно помещая его самого в сферу этой культуры. Создание фильма дело коллективное. Это требует широкого спектра навыков в разных сферах творчества: литературном, режиссёрском, изобразительном, музыкальном, театральном. Требуется наблюдательность, чувство юмора, аккуратность, умение координировать свои действия с действиями товарищей. Можно попробовать себя в разных направлениях, участвовать в нескольких процессах одновременно, или делать что-то одно, например, рисовать или снимать, или сочинять истории, делать кадропланы. Авторская детская мультипликация - сегодня трудно найти более универсальный и целостный вид творчества, так естественно подходящий детскому возрасту. В ней и особая структура условности, свобода в трактовке пространства и времени, и возможность использовать разнообразный арсенал выразительных средств профессионального мультипликационного кино. Виды мультипликации: Традиционная мультипликация. Её основные виды – объёмная и плоскостная. В основе объёмной мультипликации лежит покадровая съёмка кукол-персонажей или предметов- персонажей в декорациях. В основе плоскостной мультипликации – покадровая съёмка рисунков или плоских марионеток, лежащих на горизонтальной плоскости. Плоскостная делится на рисованную и перекладку. Для съёмки рисованной мультипликации изготовляется последовательный ряд картинок, изображающих очередную фазу движения снимаемых объектов. Для съёмки мультфильма-перекладки создаются марионетки и фон. Компьютерная мультипликация. В основе 2-х мерной компьютерной мультипликации лежат принципы традиционной рисованной мультипликации, только разница в том, что основным инструментом создания изображения (персонажей, фонов) является компьютер. Не путать со случаем, когда компьютер является инструментом традиционной рисованной мультипликации, который упрощает некоторые этапы производства (например, контур персонажа рисуется карандашом на бумаге, затем рисунок сканируется). Потом посредством компьютера производится заливка цветом, в данном случае компьютер значительно упрощает трудоемкий процесс. Существует ещё так называемая, компьютерная перекладка. Нарисованные вручную марионетки анимируются в компьютерных программах. В основе 3-х мерной мультипликации лежат принципы объемной (кукольной) мультипликации. Разница в том, что все, начиная от съемочной площадки до любого из персонажей, моделируется в компьютере и выглядит объёмно. Экзотическая. К экзотическим видам мультипликации мы относим оригинальные способы создания мультфильмов: - игольчатая (Эту необычную технику изобрел А. Алексеев. Он смастерил «игольчатый» или «щетинный» экран: его стержни по-разному выдвигаются и освещаются, что дает особый изобразительный эффект), - теневая (создается способом съемки теневых силуэтов); - процарапывание изображения на засвеченной кинопленке; - покадровая съемка живых персонажей… Как видим, возможности мультипликации неисчерпаемы. Её выразительные средства, разнообразие видов и техник, их соединение стимулирует творческую активность авторов, раскрепощает их мышление, даёт полную возможность выразить и реализовать себя. Рассмотрим этапы работы над анимационным фильмом в условиях детской студии. Этапы во многом совпадают с последовательностью работы профессиональными авторами, но есть свои отличия, связанные с возрастом авторов, оборудованием, финансированием отдельных этапов и т.д. Есть свои плюсы и свои минусы. Ещё раз подчёркиваю – разговор идёт о системном образовании, не о каком-то разовом проекте, ограниченном во времени, тематике, контингенте, имеющем своего заказчика, а о работе над полноценным художественным произведением, который делается сплочённым коллективом детей, нацеленных на наилучший результат. Для начала несколько мифов, достаточно распространённых среди многих, кто «интересуется» воспитанием детей и детским творчеством. Миф первый: любой ребёнок легко может сделать замечательный мультик, нужно только дать ему всё необходимое и не мешать полёту фантазии. Работа над мультфильмом тяжела и кропотлива, требует хорошей организации и координации действий. Предстоит не один день работы. В одиночку тянуть это всё трудно. Понятие мультик, по - хорошему, каким бы он ни был коротким, представляет законченное произведение, с правильной структурой (завязка, кульминация, развязка), выразительными персонажами, представляющий в изобразительном плане определённую эстетическую ценность, соответственно сюжету озвучен, сделан в хорошем ритме, имеющий качественную «картинку». Потребовать всё это от 5-летнего или даже 10-летнего «любого» ребёнка практически невозможно. По – этому участие педагога необходимо, иначе ребёнок, предоставленный сам себе, на ранних этапах потеряет интерес, и фильм не состоится. Миф второй: детей не надо ничему учить, у них внутри всё заложено. Этот миф перекликается с первым, но ещё более вредный. Это как если бы учили читать, просто давая в руки книгу. Ничего не объясняя. Первый и второй миф придуман людьми, которые проводят платные мастер-классы и не имеют времени толком поработать с детьми, им важно снять по-быстрому какую-нибудь «движуху», чтобы окупить родительские деньги. Конечно же, с детьми надо заниматься и в изобразительном направлении, весёлые детские рисунки у многих получаются не с первого раза. А уж в плане сочинения сюжетов - это просто целина, поверьте. Даже фантазия немного в этом отношении меняет. Без руля, ветрил и. зачастую, конечной цели повествования (поколение не читающих детей). Если ребенок экспромтом рассказывает полноценную историю – поверьте, или прочёл, или пересказал сюжет готового мультфильма. Миф третий: малыши самые креативные, а после 12-ти лет дети теряют эти качества и с ними трудно что-то делать. Отчасти, доля правды в этом есть. Но опять-таки, не все дети одинаковы, и выращенный Вами из пятилетки двенадцатилетний подросток будет явно креативнее своего ровесника, пришедшего в первый раз. Даже если и наблюдается перелом, он в основном, касается изобразительной стороны. Ученика при этом можно занять массой полезных дел в процессе работы над фильмом: вырезать, раскрашивать, анимировать, озвучивать, монтировать и т.д. Руки из плеч – очень важное и полезное качество, ничуть не менее нужное, чем креатив. В этом преимущество подростков. Итак, Этапы работы над анимационным фильмом Работа над сюжетом Начинается с нахождения истории. Истории. ИСТОРИИ. Это должна быть мегаистория, которая взорвёт все фестивали, она откроет зрителям что-то новое и мир станет лучше. Не делайте сказку про Репку или Рукавичку – это уже когда-то было неоднократно. Разве что-то очень неожиданное. Если уж мы говорим о настоящем детском творчестве, где все этапы осуществляют дети, то и история должна быть создана ребёнком. Здесь существует масса подводных камней. Ребёнок придумал историю. Он в неё влюблён. А она - (вторичная, не кинематографичная, с плохой структурой, словом, лишенная потенциала). И Вы понимаете, что если Вы её отвергнете, он бросит студию, разочаруется и т.д. Что делать? Попробуйте поработать над ней, улучшить, ввести дополнительных героев, хотя, как правило, дети с неохотой что-то меняют в своём произведении, особенно, если они сочиняли его дома, с любимой мамой или бабушкой и уже сделали с ней же главного героя, перерисовав с какой-нибудь детской книжки. Если ребёнок настойчив, смог сплотить вокруг себя пару помощников, призывает вас на помощь, консультируется – он заслуживает уважения, пусть продолжает, пусть отснимет, помогите ему смонтировать, озвучить. Занимайтесь с остальными детьми более удачной историей. Но и не бойкотируйте упрямца. При любом результате он заслуживает уважения тем, что реализовал проект от начала до конца. Совсем по - другому дети работают над историями, сочиненными в студии на занятиях. Они относятся к ним как к упражнениям, не особо трепетно и с такими историями можно и, зачастую, нужно работать дальше. Как сочинить историю, чтобы можно было сделать по ней мультфильм. Если Вы даёте детям тему, то она должна быть конкретной, близкой им и актуальной. «Кем я хочу быть», «Как мы с другом …», «Я спасаю мир», «Мой лучший день», «Мой любимый зверь». Объясните, что они должны не столько правдиво описать себя, друга или зверя, а рассказать о каком-то приключении с участием этих героев, используя как можно больше глаголов, и как можно меньше размышлений и описаний. Если что-то при-сочинится, возникнут элементы сказки, фантастики – это только приветствуется. Можно дать каждому интересную сюжетную фотографию или репродукцию картины и предложить сочинить историю по картине: что было до этого момента, что после. Условия написания те же - главное действия героев, а не рассуждения и описания. Кино – искусство, само по себе требующее конкретики и определённости. Это не литература с её умозаключениями, длительными рассуждениями и рефлексией. Кто, где, при каких обстоятельствах, что сделал, что сказал, что сказали люди, чем всё закончилось. Помните эту игру с заворачиванием листка? Метод Джанни Родари из его «Грамматики фантазии». Наряду с «биномом фантазии» и другими подобными играми – отличное средство, играя, придумать сюжет. О выборе тем для сюжетов хочу ещё немного поговорить, так как этот первый этап очень важен, и от него во многом зависит успех фильма. Если время идёт, а сюжеты никак не получаются такими, чтобы стоило тратить на них дальнейшее время и силы – не отчаивайтесь! Доверьтесь профессионалам. Литература, поэзия, песенное искусство готово протянуть Вам руку помощи, и надёжную драматургию. Нужно только правильно сориентироваться на этих широких просторах. Выбирайте оригинальное, короткое, яркое, динамичное, анекдотичное. Обязательно сюжетное, с внутренней драматургией, конфликтом. Выразительным главным героем. И чтобы вам и детям нравилось. Кладезь идей – народное творчество. Народная картинка, песня, сказка – источник вдохновения для многих аниматоров. Песни, стихи также могут служить толчком для создания мультфильма. Во всех предложенных случаях вы используете готовые произведения как отправной пункт, базу для разгона Вашего с детьми креатива. Тему, над которой надо работать, чтобы она открылась зрителю так, как автору, придумавшему её, даже и не снилось. И вот по этой теме вы сочиняете свою историю. Это называется «по-мотивам». Следующим этапом работы над мультфильмом является 2.Создание кадроплана. Кадроплан – это история, нарисованная картинками будущего фильма. Оформляется он в виде таблицы, например: Эскиз кадра Текст сюжета Действие в кадре Эскизы рисуются с учётом крупности планов, от руки, линейно, как комиксы. Самое главное – раскладка по крупности. Это язык кино. Этим кино отличается от театра – возможностью в нужный момент сменить план или ракурс, чтобы стало понятнее, что происходит в кадре. Создание кадроплана очень важный этап работы, по сути, в это время история начинает становиться фильмом. Это работа режиссёра. Проясняются все невнятные моменты – либо усиливаются, либо отсекаются, выверяются мизансцены для создания чёткой композиции, которая несет смысловую нагрузку. Герой одинок – одна композиция кадра, счастье, радость – мизансцена строится по-другому. Для этого мы изучаем с детьми приёмы композиции, рисуя на различные темы, просматривая репродукции картин и фотографии. Кадроплан имеет ещё одну функцию: он помогает организовать дальнейший процесс работы над фильмом. На его основании можно составить список необходимых съемочных материалов. Если речь идёт о мультфильме в технике перекладной анимации, то в этот список входит: - фоны (какие и сколько) - элементы фонов (антураж) - герои в полный рост (анфас, профиль, вид сзади, возможно, какие-то дополнительные ракурсы или позы, например, сидя) - крупные планы героев с отдельно нарисованной мимикой 3.Разработки героев и фонов Опять-таки, речь идёт о технике перекладной анимации. Она является наиболее доступной для детей даже самого юного возраста. Герои в полный рост представляют собой плоские куклы-марионетки из плотной бумаги (ватмана) размером 15-20 см по длинной стороне. Элементы фигурок, которые будут двигаться (ноги, руки, голова, крылья, хвосты и т.д.), изготавливаются отдельно, затем вырезаются и скрепляются шарнирами. Это либо проволочные шарниры, либо нитяные соединения. Сейчас появилась в продаже т.н. многоразовая клеевая масса. Похожа на пластилин, ею удобно соединять элементы, можно легко их переклеивать. Крупные планы героев рисуются отдельно, мимика съёмная. Надо только следить, чтобы крупный план героя соответствовал его основному изображению. Очень важен пластический образ героя, соответствие имиджа характеру его роли. Если это злодей – это должно быть видно по нему сразу, даже если он шифруется, что-то в его облике должно говорить зрителю о его истинном обличье. То же касается и положительных героев. Силуэт, контур, цвет – всё должно быть обусловлено ролью и выразительно. Основное средство выразительности анимации – это жест, движение. Ваш герой должен уметь ещё и выразительно двигаться. При создании героев очень уместна стилизация. Стилизованные герои, как правило, хорошо выглядят в кадре, им легче придать выразительную позу. Фоны должны быть достаточно сдержанными, чтобы герои на них не потерялись. Некоторые элементы антуража (деревья, здания, облака и пр.) изготавливаются отдельно для мобильности в выстраивании мизансцен и создания глубины пространства в кадре. Когда все материалы готовы, можно начинать следующий этап. 4.Съёмка. Перед съёмкой необходимо проиграть сцены, определиться как будут двигаться герои. Съёмка осуществляется на специальном станке, в специальной съёмочной комнате. Снимаем покадрово, выстраивая мизансцены эпизодов в соответствие с кадропланом. Это самый творческий и захватывающий этап работы над фильмом. Куклы-марионетки оживают и исполняют свои роли. Дети здесь выступают и в роли кукловодов - аниматоров и в роли актёров. Чтобы заставить марионетку двигаться нужным образом, надо самому побыть в этой роли, принять нужную позу или выражение лица. В съёмочной для этой цели висит зеркало. Отснятый материал с фотокамеры сразу заводится в компьютер. Затем наступает этап монтажа. 5.Монтаж и озвучивание. Грамотно было бы начинать монтаж, когда готова уже музыкальная фонограмма и запись текста, если таковой имеется. Так поступают профессиональные аниматоры. Конечно, монтировать под музыку гораздо правильней и легче в том плане, что она задаёт фильму ритм. Понятие ритма – основное понятие в кинематографе, и то, что у меня оно упоминается в конце процесса создания фильма, говорит о той самой специфике детской любительской анимации. Профессиональные аниматоры основную часть времени и сил тратят именно на достижение нужного ритма движения в фильме – движения самих персонажей, скорость смены планов, смена событий сюжета – всё это в комплексе и создаёт общий ритм фильма. Список использованной литературы: Ю.Красный, Л.Курдюкова «Мультфильм руками детей», Москва, Просвещение, 1990г. Д.Велинский «Технология производства мультфильмов в технике перекладки» Методическое пособие, 2011г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»