Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
«Методические находки в деятельности ОДОД: Функция наставничества, как обязательная часть любой дополнительной образовательной программы.» Автор: Докичев Александр Викторович Педагог дополнительного образования ГБОУ лицей №533 Аннотация В работе рассматривается вопрос выбора профессии школьников и функция наставничества. В данном случае, функцию наставника выполняет сам ученик. Старший школьников над младшим. Наставник должен обладать качествами менеджера, что необходимо для продвижения на руководящие должности. Работа доказывает необходимость внедрения функции наставника в программы дополнительного образования и раскрывает её пользу. Актуальность По результатам многочисленны опросов и исследований до 70% выпускников 9-11 классов, практически, не обладают знаниями о реальных потребностях на рынке труда, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, что в дальнейшем может привести к поискам «своего места» в жизни и ухудшению самооценки. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил. Так же, в школьном образовательном процессе практически отсутствует функция наставничества старшего ученика, менторство. Успешный карьерный рост неотъемлемо связан с функцией передачи своих знаний «младшему персоналу». Будь то прямая передача знаний ученикам (профессии педагогов, тренеров, ремесленные профессии), функция наставника, куратора в трудовых коллективах, либо управленческая функция менеджера, включающая в себя правильно умение передачи своих знаний младшему персоналу для организации гармоничной работы всех сотрудников. Решение этих задач и должны взять на себя УДОД. Цель Целями данной работы является рассмотрение УДОД как институт для создания условий самореализации и развития талантов детей, а также рассмотреть функцию наставничества, как основного способа выбора будущей профессии. Задачи - реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (хакатоны, волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др.) - вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации - развитие института наставничества в системе дополнительного образования детей Теоретическая часть К вопросу рассмотрения наставничества неоднократно обращались учёные: С.А. Батышев, В.А. Сластенин, Н.А. Томин, В.В. Шапкин и др. Сущность понятия наставничества раскрыли в своих трудах С.Г. Вершловский, С.Я. Батышев, Л.Н. Лесохина, В.Г. Сухобская и др. Современная педагогическая наука под наставничеством понимает поддержку учащегося, студента, начинающего рабочего, при помощи которой происходит более эффективное распределение личностных ресурсов, самоопределение в профессиональном и культурном отношении, формирование гражданской позиции. Е.Н. Фомин, трактуя понятие наставничества, определяет его как «личностно ориентированный педагогический процесс», призванный помочь начинающему работнику овладеть профессией, определить для себя её значимость в своей жизни. Наставничество способно создать условия, при которых приобретается широкий ряд профессиональных компетенций и индивидуальный опыт решения ощутимых задач производства. Автором выделяется одна из перспективных форм наставничества, заключающаяся в том, что молодой человек ориентирован на пример своего наставника. Указанная форма способствует стимуляции молодого работника приобретать навыки, которые присущи его наставнику, способствует адаптации на производстве, в организации. Ю.Л. Львова при раскрытии понятия «педагогическое наставничество» указывает, что оно является процессом «творческого сотрудничества», «парного содружества», которое возникает на основе единых педагогических взглядов, методических поисков и желания совместно решать творческие задачи, в основе которых лежит общение. Зарубежные авторы (Г. Льюис, Д. Меггинсон, Л. Рай и др.) понятие «наставничество» изучают в контексте деятельности менеджеров по управлению персоналом. В издании «Развитие навыков эффективного общения» Л. Рай указывает на наставничество как на «самый важный и успешный метод развития человека», рассматривая наставничество в качестве «процесса передачи навыков от руководства подчинённым». Г. Льюисом даётся определение наставничества как «системы отношений» и «ряда процессов», цель которых заключается в «помощи, руководстве, совете молодым специалистам на рабочем месте». Одним из первых определил наставничество в качестве существенной помощи персоналу, который нуждается в перспективном видении своих возможностей английский исследователь Дэвид Меггинсон. Д. Клаттербак особо выделяет умение наставника совместить в себе роли родителя и сверстника с целью сопровождения молодой личности на переходном этапе её развития. Наставничество, по его мнению, совмещает в себе фисилитацию, коучинг, консультирование и создание сети контактов, чтобы воодушевить и поощрить учеников за отношение к своей деятельности. Наряду с термином «наставничество» используют такие понятия, как «тьюторство», «коучинг», «менторство». Однако понятия «ментор», «тьютор», «коуч», «фасилитатор» имеют свои особенности. «Коуч» (англ. Сouch – тренер) – это опытный сотрудник, который умеет организовать процесс обучения, основываясь на партнёрских взаимоотношениях, может вдохновлять обучающихся на поиск решения проблем самостоятельно. «Коучинг» способствует обеспечению раскрытия потенциала личности обучаемых. Ментор (от лат. Mentos – намерение, цель, дух; mon-i-tor – тот, кто наставляет) – руководитель, наставник, учитель, воспитатель, надзиратель. Имя Ментора носил герой древнегреческой мифологии, мудрый советчик, который пользовался всеобщим доверием. Менторинг – это целенаправленная передача опыта более опытным сотрудником стажёру по типу «делай как я». Слово «ментор» нередко можно услышать от политиков, спортсменов, актёров и многих других, когда они описывают человека, выбранного ими в качестве ролевой модели, или того, кто оказал значительное влияние на судьбу, карьеру, то есть на ход развития самого человека. Очень часто наставничество отождествляют с менторством и тьюторством. В менторстве мы видим сочетание элементов коучинга и деятельности преподавателя. В деятельности ментора первоначально происходит изложение теоретических основ рассматриваемого процесса, далее следует пояснение изложенного на практике, впоследствии ментор предлагает обучаемым задания и следит за их выполнением. Мы видим, что наставничество и менторство — схожие по своей сути понятия, но есть некоторые различия в процессе взаимодействия учителя со своими протеже. Кстати, протеже – это ученики менторов. «Фасилитатором» (англ. facilitator, от лат. Facilis – лёгкий, удобный) является опытный руководитель, который обеспечивает успешную коммуникацию группы с использованием креативных моделей корпоративного обучения. «Тьютор» – «tuior» в переводе с английского – педагог-наставник, преподаватель-консультант. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж». Впервые в истории позиция тьютора была введена в Оксфордском, а чуть позднее в Кембриджском университетах Великобритании еще в XII веке с целью противопоставления узконаправленному процессу обучения студента по определенному предметному направлению и обеспечения возможности видеть и использовать весь потенциал богатой университетской среды, формировать собственные образовательные программы. Позиция тьютора была введена как позиция старшего, сопровождающего процесс формирования каждым студентом собственной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на их конкретные образовательные запросы. Тьютор – консультант, куратор, преподаватель, помогающий обучающимся в их саморазвитии, освоении программы образования, повышении квалификации или переподготовке. Сопровождать, помогать, быть рядом с подопечным на всем его образовательном пути – основная задача тьютора. Тьюторство особо развито в системе образования, особенно в его дистанционной форме. «Тьюторинг» нацелен на сопровождение процесса корпоративного обучения стажёра, на обсуждение вопросов о переносе опыта полученных знаний в профессиональную деятельность. Разница состоит в том, что задача тьютора – оказание поддержки к новым условиям обучения в адаптационный период, а наставник оказывает помощь и поддержку в период адаптации к профессии и условиям жизни в коллективе. При обращении к толковым и этимологическим словарям мы видим различные толкования термина. Наставник трактуется как учитель, руководитель, преподаватель, воспитатель, инструктор, а также вождь, гуру, мэтр, назидатель, нравоучитель, пастырь и др. Определения различаются по сути. В слове «наставник» присутствует приставка «на-» и корень «-став-» (от глагола «ставить»), то есть наставить (например) на путь, по которому ученик дальше будет идти самостоятельно. Наставничество подразумевает обучение практическим навыкам, осуществляемым опытным, авторитетным, высококвалифицированным сотрудником непосредственно на рабочем месте молодых специалистов. Наставничество, независимо от области, можно определить как особую миссию по отношению к наставляемому. Её суть заключается в передаче ряда качеств – духовные, интеллектуальные, иногда физические и материальные. К профессионализму и опыту наставника неизменно присоединяются личностные качества: умение говорить, слушать, желать взаимодействовать, такт, правильное целеполагание, убежденность в истинности и правильности своего дела. Наставничество берет свое начало еще в первобытном обществе, где проводился обряд инициации – имянаречения. Для того чтобы молодые люди могли провести этот обряд, к ним прикреплялись специальные наставники, которые обучали молодых людей ритуальным умениям. Долгое время наставничество понималось в форме профессионального обучения или подмастерья (мастер-ученик). В древнейшей истории находим факты, свидетельствующие о том, что учителя, преподаватели-наставники играли незаменимую роль в воспитании человека. Образование в Древней Греции носило строго военный характер. Благородные семьи обращались к услугам наставников с целью обучения детей многим искусствам, полезным для последующей службы. Например, Ахиллеса сопровождали два наставника – Хирон и Феникс. Для воспитания будущего героя отец подобрал ему двух наставников. Одним из них был старый и мудрый Феникс, обучавший отрока приличным манерам, медицине и сложению поэм, без чего в те времена можно было прослыть невежей и хамом. Вторым же стал кентавр по имени Хирон. У сына Одиссея Телемаха наставником являлся Ментор, мудрейший советник, который пользовался всеобщим доверием. Основные задачи наставника рассматривали философы. По мнению Сократа, наставник способен пробудить духовную силу ученика, заставить его заглянуть в себя, способствовать рождению собственной мысли и нахождению истины. С этой целью Сократ вёл беседы со своими учениками, задавая им продуманные вопросы, обсуждая которые в споре подводил учеников к истине. Говоря о важности воспитания, Платон указывал, что начинать воспитывать надо как можно раньше и наставником должен быть непременно человек пожилого возраста, обладающий жизненным опытом. Платон был наставником Аристотеля, помог ему в нахождении своей истины, несмотря на расхождения во взглядах. Впоследствии Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Во времена Средневековья мы также встречаем примеры наставничества. При царском и королевском дворах для исполнения роли наставника приглашались почитаемые священники, монахи, ученые, деятели культуры и искусства. Королевский наставник стоял особняком в системе королевской свиты, он не был придворным. Глубокие корни наставничества прослеживаются в России. В XVIII веке традиция наставничества сложилась в ремесленном деле, где роль наставника выполнял Мастер. Ученику необходимо было терпеливо и качественно работать над изделием, строго соблюдая заданные каноны. Следовательно, наставничество являлось своеобразным служением примером. Велика роль наставничества в становлении духовности российской нации. Это особенно ярко прослеживается после принятия христианства на Руси. Русские монахи имели чёткую систему воспитания молодого поколения в соответствии с христианским учением и моралью. Ярким примером является наставничество Сергия Радонежского, являвшегося образцом трудолюбия, благочестия, смирения. Велика роль личного примера Сергия Радонежского, пробуждающего в иноках высокие нравственные качества, стремление к духовному сплочению и самосовершенствованию. В России роль учителей выполняли царские наставники. В XIX веке к цесаревичам и княжнам приглашались несколько наставников, которые преподавали царским особам точные и естественные науки, языки, историю, богословие, искусство. Число наставников варьировалось от десяти и более человек. Известный наставник Александра II – поэт В.А. Жуковский был для будущего императора не только учителем, но и спутником в путешествиях и советчиком по самым разным вопросам. Он оставил значительный след в истории и культуре, оказал существенное влияние на взгляды и деятельность будущего императора. Заслугами В.А. Жуковского считаются реформы Александра II, в частности, отмена крепостного права. В 1813 году возникает должность наставника, надзирателя. В их обязанности входило неустанное наблюдение за учениками, их изучение, предостережение от ошибок, привитие вкуса и привычек, воспитание нравственности. Замечательными наставниками, пропагандировавшими роль наставничества в воспитании и становлении подрастающего поколения, можно с уверенностью назвать великих педагогов Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, П.П. Блонского, Л.С. Луначарского. Массовое движение наставничества пришло в отечественную педагогику и практику в конце 50-х – начале 80-х годов прошлого столетия и стало важным направлением государственной политики. В это время отмечено развитие ускоренными темпами профессионально-технического образования и производственного обучения. При рассмотрении роли наставника отечественными педагогами М.Ф. Зарецким, Н.М. Таланчук отмечено, что в его задачи входит наставление другого на путь истины и передача своего жизненного и профессионального опыта младшему поколению. Государственные деятели Советского Союза говорили о необходимости введения института наставничества на производстве и в учебных заведениях. Указывали на значимость данного вида деятельности для образования. Правительственные и государственные документы отмечают роль наставников не только как кадровых рабочих, обладающих высоким мастерством, обширным жизненным опытом, но и как талантливых педагогов. В советское время наставник считался почётным и уважаемым человеком, потому что ему было доверено самое главное – идейно-политическое и профессиональное становление личности молодого рабочего. Почётное звание «Заслуженный наставник республики» было учреждено и присуждалось в союзных республиках. М.Ф. Зарецкий определял наставничество как форму воспитательной работы с молодым поколением, которая направлена на нравственное и профессиональное его развитие. Довольно долгий период наставничество существовало как форма профессионального обучения, которая носила название «подмастерья (мастер-ученик)». Обязанностью наставника было как обучение подопечного специальности рабочего, так и его нравственное и политическое воспитание. В связи с распространением идеи наставничества в производственной практике наставник должен был выполнять ряд задач, способствующих личностным и профессиональным изменениям у новичков. К воспитательным задачам наставника можно отнести: знание личностных качеств подопечного и умение разбираться в них, иметь представление об уровне воспитанности, планах на будущее, увлечениях, интересах; знакомство подопечного с коллективом и профессией, деятельностью предприятия, производства, с его историей и перспективами. Попадая на производство или предприятие, молодой работник должен почувствовать собственную значимость и причастность к жизни всего трудового коллектива, к деятельности производства. Важно показать подопечному перспективы его профессионального и духовного роста. Важно сформировать у начинающего сотрудника положительное впечатление о рабочем месте. Именно это зависит от наставника. Отмечено, что начало деятельности в новом окружении, первые впечатления, наблюдения, встречи способны сформировать установку на дальнейшую работу. Во времена перестройки система наставничества претерпела пусть не полное, но разрушение. Это нашло негативное отражение на кадровой политике страны и преемственности поколений. В современной ситуации в связи с изменением политической и социальноэкономической ситуации отношение к наставничеству изменилось. Наставничество не утратило своей актуальности, однако претерпело трансформацию по виду деятельности. Необходимость возрождения системы наставничества в стране была признана современными менеджерами, занятыми в сфере бизнеса, экономики, услуг. Именно здесь изменения в экономике приводят к изменениям в управленческой деятельности. Современный бизнес взял на вооружение приём наставничества, отдавая ему предпочтение в подготовке и адаптации молодых специалистов: «тьюторство», «коучинг», «менторство». Ориентация наставничества на решение определённых задач менялась в разные периоды развития страны. В довоенный период задачей наставничества было приобщение новичков к передовому опыту мастеров высокопроизводительного труда. В период войны наставничество – основная форма воспроизводства рабочей силы на производстве. Послевоенный период явился для наставничества началом внедрения идей научной организации труда, сохранив при этом свою основную функцию обучения профессии на местах, обучения рациональным приёмам работы с инструментами и приспособлениями. Начиная с 70-х годов прошлого века, наставничество принимает массовое движение. Это явилось результатом роста численности работающей молодёжи на производстве и в строительстве, изменения взаимоотношений между людьми в процессе труда в условиях научно-технического развития. Целью современных программ наставничества молодёжи является помощь детям или подросткам групп риска, которые имеют мало ролевых образцов для подражания и попечителей. Некоторые программы наставничества способны обеспечить не только социальную, но и профессиональную поддержку. Институт наставничества востребован и современным бизнес-пространством. Его функционирование связано с разработкой специальных проектов и программ так называемого смешанного наставничества, которые направлены на руководство развитием человеческого капитала и карьерный рост. Использование новейших технологий и методологии наставничества позволяет расширить возможности формирования эффективных сетевые связей между корпусом наставников и крупнейшими бизнесассоциациями. Примером может служить Департамент Директората Европейской комиссии (проект EMPIRE). Основное содержание Из исследований и сведений, приведённых в теоритической части мы можем заключить, что функция наставничества – важная часть успешного карьерного роста в самых различных отраслях. Однако мы можем проследить, что издревна наставник фактически являлся современным педагогом, учителем. В современности наставник (имеется ввиду любая сфера деятельности, не связанная с педагогическим процессом) не имеет педагогического мастерства. Это старший сотрудник, обладающий базовым набором компетенция и навыков, которые он в свою очередь передаёт новичку. Говорится о множестве моделей передачи опыта от старшего к младшему. Но ни слова о том, какими педагогическими компетенция должен обладать наставник. Мы всё время обмениваемся опытом в повседневной жизни и очень часто оказываемся в ситуации, когда не способность передать его другим людям, приводит к трагическим последствиям. Как же добиться качественного обмена опытом от старшего к младшему? Как стать не просто высококвалифицированным специалистом, а ментором которому доверяют и которого слушают? Эти задачи и предлагается решить дополнительному образованию по средством модели старший ученик – учитель – младший ученик. Почему именно такой порядок? Учебная программа выстроена так, что каждый год педагог набирает группу новичков. В дальнейшем они становятся группой второго, третьего года обучения и т.д. Но педагог всегда набирает новичков и именно он их обучает. Поэтому педагог должен быть главным лицом в образовательном процессе. Этот процесс схож с процессом вылуплением птенцов. Кого он увидит первым, при вхождении в этот мир, того и будет считать родителем. Есть множество описаний межвидовой опеки в природе. Так и с дополнительным образованием. Это мир будущих профессий. Именно в кружках и секциях ребёнок знакомится с конкретным ремеслом, а не абстрактным миром технических профессий. И именно поэтому главную роль в этом мире должен занимать опытный педагог. Однако человеческий социум устроен сложнее. Новичку будет легче осваивать выбранное направление, если рядом будет кто-то, кто недавно шёл по этому пути, кто сам недавно столкнулся со всеми прегради, стоящими на пути новичка, но уже имеет опыт их преодоления и может им поделиться. И здесь важно вспомнить определения ментора и наставника. Наставничество совмещает в себе фисилитацию, коучинг, консультирование и создание сети контактов, чтобы воодушевить и поощрить учеников за отношение к своей деятельности. Менторинг – это целенаправленная передача опыта более опытным сотрудником стажёру по типу «делай как я». То есть старший ученик — это ментор, который может предложить его тропинку. Учитель же в данном случае наставник, который знает все тропинки в своём лесу и может скорректировать маршрут обоих учеников. Так, старший ученик, приобретает опыт менторства, который может применить не только в опеке над младшим учеником, но и использовать в рамках открытых уроков. Не стоит забывать, что при обучении в школе выбор будущей профессии зависит не только от желания и способностей самих учеников, но и их родителей. Часто, дополнительное образование воспринимается как хобби, временное увлечение ребёнка, куда ребёнок ходит 2-3 раза в неделю. А вот на основных уроках он бывает каждый день. Именно основное образование даст дорогу в светлое и успешное будущее. Однако посещаемости кружка даже два раза в неделю, уже равно четырём академическим часам! А это уже больше чем половина изучаемых предметов (каждый отдельно взятый), если составить соотношение часов в неделю. И только на первом году обучения. Дети третьего, четвёртого года обучения могут посещать занятия до четырёх, а то и пяти раз в неделю. Именно по этой причине существуют дни открытых дверей. Родители могут посмотреть, как на основной, так и дополнительный образовательный процесс. Вот только если в рамках основного школьного образования у родителей фактически нет полномочий влиять на него, то в дополнительном образовании родители могут с лёгкостью переводить детей в другие кружки. Чтобы такого не происходило, ребёнок должен уметь показать свою заинтересованность в данной образовательной программе и уметь показать и передать свой опыт родителям, чтобы они имели практическое представление о том, чем занимается их ребёнок и где проводит большую часть своего свободного времени. И нет лучшего средства, чем передача личного опыта. Педагог может придумывать самые разнообразные формы проведения открытого урока. Можно даже вовлечь родителей в образовательный процесс, где родители будут на равных с ребёнком осваивать новый материал. Но ничего не даст понять и увидеть, чем занимается их «малыш», как дать возможность этому «малышу» взять шествие над взрослыми «тётями» и «дядями» и обучить своему любимому делу. Заключение Модель ученик-учитель-ученик универсальна для любого кружка, секции и просто необходимо внедрить её во все учреждения и организации дополнительного образования как можно скорее. Именно эта модель даст толчок не просто к освоению дополнительной образовательной программы, а к освоению будущей профессии. Библиография Бутенко В.С., Бутенко О.С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации // Гуманитарные и социальные науки. Серия «Психология». 2012 №4. С. 248-255 Воробьева Е.В., Разуменко В.А., Семенова Н.К. Сравнительный анализ коучинга и наставничества персонала организации, их характеристики // Молодой ученый. 2016. №12. С. 1193-1196. URL https://moluch.ru/archive/116/31385/ (дата обращения: 08.12.2017). Зарецкий М.Ф. Наставник и педагогика. Л., 1876. 15 с. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. С. 30. Льюис Г. Менеджер-наставник. М.: Баланс Клуб, 2002. С. 63 Эволюция системы наставничества в педагогической практикеПроблемы профориентации школьниковСовременные тенденции развития ДО

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»