Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Контроль и оценка качества образования
в отделении дополнительного образования детей

Саблина Анастасия Игоревна
Дополнительное образование детей, являющееся важнейшей составляющей образовательного пространства российского общества, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка в процессе реализации программ дополнительного образования.
Актуальность дополнительного образования заключается в том, что расширяя возможности основного образования, оно помогает каждому ребенку попробовать себя в различных сферах, приобрести новые умения, найти себе занятие по душе, развивать свой талант, позволяет сориентироваться в дальнейшей образовательной траектории и в выборе будущей профессии. В связи с этим повышение доступности качественного дополнительного образования сегодня определяется как приоритет государственной политики в области образования.
Понимание разнообразных значений понятия «качество» является обязательным условием для его оценивания – это очевидно, ведь прежде, чем выстроить процедуру оценивания, важно понять, осознать суть предмета оценивания.
Попробуем разобраться в многообразии определений и, прежде всего, обратимся к толкованию самого понятия «качество».
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова качество определяется, с одной стороны, как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет и явление от других и придающих ему определенность, с другой, – как то или иное свойство, признак, определяющие степень достоинства, ценности чего-либо. Мы проанализировали различные толкования данного понятия и пришли к выводу, что наиболее подходящим по отношению к системе дополнительного образования будет следующее определение: качество  - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
 
 
 
На нормативном уровне  качество образования рассматривается как комплекс заданных государством единых требований к организации образовательной деятельности и требований к результатам. Планируемые результаты представляются в образовательной программе образовательной организации. А степень достижения этих результатов, устанавливаемая в ходе оценочных процедур, выступает показателем качества образовательной деятельности.
Одним из главных отличий дополнительного образования является то, что в нем отсутствует государственный стандарт на образование, но при этом в каждой дополнительной образовательной программе прогнозируются требования к ее освоению и тем самым задается свой стандарт качества. Он отражен, во-первых, в целях и ожидаемых результатах программы, а также в содержании, формах организации образовательной деятельности. Их ориентиром, отправной точкой является социальный заказ потребителей – детей, родителей, социума, а также нормативные требования государства к системе дополнительного образования.
Таким образом, заказчиками уровня качества дополнительного образования являются потребители (дети, родители, государство, социум), а исполнителями – организации, реализующие программы дополнительного образования (педагогические работники ДОД). Задача управления качеством в этом случае – максимально согласовать запросы потребителей и деятельность исполнителей. Причем следует учитывать, что представители разных социальных групп оценивают качество образования с учетом собственных приоритетов.
Обобщенно их можно представить следующим рядом позиций:
  • для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в социально значимой деятельности, в выборе направленности их профессиональной деятельности.
  • для педагогов качество может означать наличие качественного учебного плана или программы, обеспечение учебными материалами, умениями и навыками выпускников;
  • родители, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;
  • для учащихся качество образования часто связывается с достижениями в конкурсах, выставках, соревнованиях, концертах; с совместным творчеством; с благоприятным психологическим микроклиматом; с выбором будущей профессии и пр.;
В связи с этим процедуры отслеживания успешности обучения не должны ограничиваться только отчётными концертами, выставками и показательными занятиями.
В решении задач, поставленных перед образовательным учреждением, педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без наличия целостной системы непрерывного отслеживания результатов образовательной деятельности и воздействия на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы учреждения, невозможно представить его успешное функционирование и развитие. В научных исследованиях мониторинг рассматривается как системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические средства, условия и результаты обучения. В таком аспекте мониторинг нацелен на получение точной и объективной информации о реальном качестве образования, его соответствии современным требованиям. Одним из важнейших направлений мониторинга является отслеживание результатов образовательного процесса, что позволяет отметить достижения, выделить и конкретизировать значимые проблемы образовательной ситуации, объективно оценить их и на основе анализа результатов работы. Осуществление такого мониторинга — необходимая часть работы по организации педагогического процесса в творческих объединениях.
 
Организация  контроля и оценки качества образования в отделении дополнительного образования детей
В своей статье мы предлагаем вариант организации  контроля и оценки качества образования в отделении дополнительного образования детей (далее ОДОД). Цель мы определили как  создание проекта мониторинга освоения программ: подбор, анализ и доработка существующих форм текущего и итогового контроля в ОДОД и подготовка единой таблицы результативности освоения программного материала по всем направленностям, реализуемым в ОДОД.
На уровне руководства ОДОД должны быть принята единая система контроля качества. Как вариант мы предлагаем следующие критерии:
- отслеживание успехов коллектива на уровне ОДОД и внутри творческих объединений;
- наличие у педагогов заполненных диагностических карт мониторинга качества реализации и освоения ДОП;
- участие в мониторинге учащихся и их родителей;
- регулярное применение педагогом различных форм текущего и итогового контроля, наличие фиксированных результатов;
- сохранность контингента.
 
Руководству ОДОД рекомендуется разработать единые коэффициенты отслеживания успехов. Коэффициент внешней результативности может быть определён как сумма коэффициентов достижений коллектива, например: 10 баллов за участие в районном мероприятии;
50 баллов за организацию районного мероприятия;
20 баллов за участие в городском мероприятии, за победу в городском мероприятии 90 баллов за 1 место, 60 баллов – 2 место, 30 баллов – 3 место; 50баллов – за участие в межрегиональном мероприятии на уровне России; 100 баллов за организацию городского мероприятия, за победу на межрегиональных соревнованиях, за участие в международном выступлении, за участие в международных соревнованиях


В соответствии с результатами участия ребенка или коллектива в конкурсах и фестивалях различного уровня в течение учебного года баллы заносятся в карту и суммируются. По сумме баллов определяется рейтинг учащихся, как в учебной группе, так и в детском коллективе в целом по параметру «внешняя» результативность учебных достижений. Методика может проводиться, как на основе экспертной оценки (педагогом), так и на основе самооценки учащегося. Выявление и анализ данных результатов целесообразно проводить 2 раза в год: по итогам первого полугодия и года. При регулярном проведении методика позволяет зафиксировать динамику достижений учащихся, а также стимулировать их творческую активность. Однако стремление к получению таких результатов не является самоцелью. Любые результаты лишь отражают стремление руководителей коллектива содействовать обучению, развитию и воспитанию растущей личности. Другое дело, что отсутствие наглядных количественных результатов, отсутствие отслеживания динамики результативности воспитанников коллектива является поводом для серьёзного разговора о недоработках в мониторинге реализации образовательной программы, об отсутствии в работе педагога системы контроля качества образования.
 
Для проведения мониторинга необходимо проконтролировать наличие и оценить эффективность разработанных педагогом диагностических карт мониторинга качества реализации и освоения ДОП.
Педагогу при проектировании форм контроля необходимо, прежде всего, уяснить, на какую образовательную цель будет работать создаваемая в детском коллективе система контроля качества дополнительного образования. Иными словами необходимо ответить на вопросы: Сформированность каких знаний, умений, навыков будем выявлять и оценивать? Как будем отслеживать уровень развития личности учащегося, его умений и способностей? Какие основные показатели воспитанности будем отслеживать? Каким образом? Сможем ли мы проследить степень социализации учащегося на разных ступенях освоения программы? Далее необходимо выбрать формы текущего и итогового контроля развития основных компетентностей обучающихся.
Поскольку стандартов в дополнительном образовании не существует, перед педагогом возникает необходимость самостоятельной разработки форм контроля для реализуемой им программы. Создаваемая педагогом система контроля должна содержать: формы текущего контроля на каждом занятии; формы рубежного (тематического) контроля, применяемые после прохождения отдельной темы или группы тем; формы итогового контроля.
Формы контроля должны включать в себя не только механизмы отслеживания со стороны педагога, но и самоконтроль со стороны учащегося и, желательно, должны учитывать мнение родителей. Только таким образом можно получит адекватные представления о качестве результатов, полученных при реализации образовательной программы в дополнительном образовании.
Алгоритм действий педагога по выбору форм контроля:
  1. Постановка цели и выявление объектов контроля в соответствии с требованиями и целеполаганием образовательной программы.
  2.  Выбор форм контроля из имеющегося методического банка отдела образовательного учреждения, из информационной методической сети, из сети ИНТЕРНЕТ
  3. Модификация отобранных форм контроля. Если результаты не удовлетворяют педагога — то в этом случае предпринимается индивидуальной или групповое методическое проектирование форм диагностики текущих результатов выполнения образовательной программы.
  4.  Пробный запуск разработанной формы диагностики: оценка доступности применения, достоверности и адекватности требованиям программы.
  5. В случае удовлетворительных результатов проводится регулярное применение контрольных срезов и других процедур оценивания качества, накопления результатов в банк данных контроля по программе.
  6.  Проведение анализа полученных данных, мотивация обучающихся для новых достижение в освоении программы (в ходе рефлексивных бесед по итогам диагностики).
 
Оценку результатов освоения программного материала по всем направлениям ОДОД также можно осуществлять разными способами: количественным и качественным. Наиболее точный результат получается при сочетании этих двух способов. Для мониторинга результатов учащихся по дополнительной образовательной программе различных направлений  используются методики Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. (см. Таблица 1 Приложения 1). Эти методики позволяют представить:
1) набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
2) систему важнейших личностных качеств у учащихся, которые желательно сформировать за период обучения по данной программе, и времени общения с педагогом и сверстниками.
 Данная таблица позволяет зафиксировать процент освоения ДОП воспитанников объединения за полугодие и год.
 
Также примеры диагностических карт результативности учебно-воспитательного процесса в объединениях различной направленности приведены в Приложении 2.
 
Все сведения о результативности освоения ДОП по всем направлениям можно свести в одну единую таблицу. Мы предлагаем вам следующий вариант (см. таблица 2 Приложения 1). В данной таблице на конец учебного года можно увидеть результаты освоения  программного материала по всем направлениям в отдельности за полугодия и год в качественном и в количественном соотношениях, а также увидеть комплексную оценку  освоения программного материала в системе ОДОД.
 
 Таким образом, мы предложили один из вариантов контроля и  оценки качества в системе отделения дополнительного образования детей. Вне зависимости от того, какие результаты показали обучающиеся в ходе мониторинга, высокие или низкие, педагог обязательно должен их проанализировать. По результатам оценки качества педагог устанавливает уровень подготовки, степень сформированности умений и навыков, полноту выполнения программы, выявляет причины, препятствующие, а также способствующие ее реализации.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»