Контроль и оценка качества образования
в отделении дополнительного образования детей
Саблина Анастасия Игоревна
Дополнительное образование детей, являющееся важнейшей составляющей образовательного пространства российского общества, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка в процессе реализации программ дополнительного образования.Актуальность дополнительного образования заключается в том, что расширяя возможности основного образования, оно помогает каждому ребенку попробовать себя в различных сферах, приобрести новые умения, найти себе занятие по душе, развивать свой талант, позволяет сориентироваться в дальнейшей образовательной траектории и в выборе будущей профессии. В связи с этим повышение доступности качественного дополнительного образования сегодня определяется как приоритет государственной политики в области образования.
Понимание разнообразных значений понятия «качество» является обязательным условием для его оценивания – это очевидно, ведь прежде, чем выстроить процедуру оценивания, важно понять, осознать суть предмета оценивания.
Попробуем разобраться в многообразии определений и, прежде всего, обратимся к толкованию самого понятия «качество».
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова качество определяется, с одной стороны, как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет и явление от других и придающих ему определенность, с другой, – как то или иное свойство, признак, определяющие степень достоинства, ценности чего-либо. Мы проанализировали различные толкования данного понятия и пришли к выводу, что наиболее подходящим по отношению к системе дополнительного образования будет следующее определение: качество - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
На нормативном уровне качество образования рассматривается как комплекс заданных государством единых требований к организации образовательной деятельности и требований к результатам. Планируемые результаты представляются в образовательной программе образовательной организации. А степень достижения этих результатов, устанавливаемая в ходе оценочных процедур, выступает показателем качества образовательной деятельности.
Одним из главных отличий дополнительного образования является то, что в нем отсутствует государственный стандарт на образование, но при этом в каждой дополнительной образовательной программе прогнозируются требования к ее освоению и тем самым задается свой стандарт качества. Он отражен, во-первых, в целях и ожидаемых результатах программы, а также в содержании, формах организации образовательной деятельности. Их ориентиром, отправной точкой является социальный заказ потребителей – детей, родителей, социума, а также нормативные требования государства к системе дополнительного образования.
Таким образом, заказчиками уровня качества дополнительного образования являются потребители (дети, родители, государство, социум), а исполнителями – организации, реализующие программы дополнительного образования (педагогические работники ДОД). Задача управления качеством в этом случае – максимально согласовать запросы потребителей и деятельность исполнителей. Причем следует учитывать, что представители разных социальных групп оценивают качество образования с учетом собственных приоритетов.
Обобщенно их можно представить следующим рядом позиций:
- для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в социально значимой деятельности, в выборе направленности их профессиональной деятельности.
- для педагогов качество может означать наличие качественного учебного плана или программы, обеспечение учебными материалами, умениями и навыками выпускников;
- родители, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;
- для учащихся качество образования часто связывается с достижениями в конкурсах, выставках, соревнованиях, концертах; с совместным творчеством; с благоприятным психологическим микроклиматом; с выбором будущей профессии и пр.;
В решении задач, поставленных перед образовательным учреждением, педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без наличия целостной системы непрерывного отслеживания результатов образовательной деятельности и воздействия на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы учреждения, невозможно представить его успешное функционирование и развитие. В научных исследованиях мониторинг рассматривается как системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические средства, условия и результаты обучения. В таком аспекте мониторинг нацелен на получение точной и объективной информации о реальном качестве образования, его соответствии современным требованиям. Одним из важнейших направлений мониторинга является отслеживание результатов образовательного процесса, что позволяет отметить достижения, выделить и конкретизировать значимые проблемы образовательной ситуации, объективно оценить их и на основе анализа результатов работы. Осуществление такого мониторинга — необходимая часть работы по организации педагогического процесса в творческих объединениях.
Организация контроля и оценки качества образования в отделении дополнительного образования детей
В своей статье мы предлагаем вариант организации контроля и оценки качества образования в отделении дополнительного образования детей (далее ОДОД). Цель мы определили как создание проекта мониторинга освоения программ: подбор, анализ и доработка существующих форм текущего и итогового контроля в ОДОД и подготовка единой таблицы результативности освоения программного материала по всем направленностям, реализуемым в ОДОД.
На уровне руководства ОДОД должны быть принята единая система контроля качества. Как вариант мы предлагаем следующие критерии:
- отслеживание успехов коллектива на уровне ОДОД и внутри творческих объединений;
- наличие у педагогов заполненных диагностических карт мониторинга качества реализации и освоения ДОП;
- участие в мониторинге учащихся и их родителей;
- регулярное применение педагогом различных форм текущего и итогового контроля, наличие фиксированных результатов;
- сохранность контингента.
Руководству ОДОД рекомендуется разработать единые коэффициенты отслеживания успехов. Коэффициент внешней результативности может быть определён как сумма коэффициентов достижений коллектива, например: 10 баллов за участие в районном мероприятии;
50 баллов за организацию районного мероприятия;
20 баллов за участие в городском мероприятии, за победу в городском мероприятии 90 баллов за 1 место, 60 баллов – 2 место, 30 баллов – 3 место; 50баллов – за участие в межрегиональном мероприятии на уровне России; 100 баллов за организацию городского мероприятия, за победу на межрегиональных соревнованиях, за участие в международном выступлении, за участие в международных соревнованиях
В соответствии с результатами участия ребенка или коллектива в конкурсах и фестивалях различного уровня в течение учебного года баллы заносятся в карту и суммируются. По сумме баллов определяется рейтинг учащихся, как в учебной группе, так и в детском коллективе в целом по параметру «внешняя» результативность учебных достижений. Методика может проводиться, как на основе экспертной оценки (педагогом), так и на основе самооценки учащегося. Выявление и анализ данных результатов целесообразно проводить 2 раза в год: по итогам первого полугодия и года. При регулярном проведении методика позволяет зафиксировать динамику достижений учащихся, а также стимулировать их творческую активность. Однако стремление к получению таких результатов не является самоцелью. Любые результаты лишь отражают стремление руководителей коллектива содействовать обучению, развитию и воспитанию растущей личности. Другое дело, что отсутствие наглядных количественных результатов, отсутствие отслеживания динамики результативности воспитанников коллектива является поводом для серьёзного разговора о недоработках в мониторинге реализации образовательной программы, об отсутствии в работе педагога системы контроля качества образования.
Для проведения мониторинга необходимо проконтролировать наличие и оценить эффективность разработанных педагогом диагностических карт мониторинга качества реализации и освоения ДОП.
Педагогу при проектировании форм контроля необходимо, прежде всего, уяснить, на какую образовательную цель будет работать создаваемая в детском коллективе система контроля качества дополнительного образования. Иными словами необходимо ответить на вопросы: Сформированность каких знаний, умений, навыков будем выявлять и оценивать? Как будем отслеживать уровень развития личности учащегося, его умений и способностей? Какие основные показатели воспитанности будем отслеживать? Каким образом? Сможем ли мы проследить степень социализации учащегося на разных ступенях освоения программы? Далее необходимо выбрать формы текущего и итогового контроля развития основных компетентностей обучающихся.
Поскольку стандартов в дополнительном образовании не существует, перед педагогом возникает необходимость самостоятельной разработки форм контроля для реализуемой им программы. Создаваемая педагогом система контроля должна содержать: формы текущего контроля на каждом занятии; формы рубежного (тематического) контроля, применяемые после прохождения отдельной темы или группы тем; формы итогового контроля.
Формы контроля должны включать в себя не только механизмы отслеживания со стороны педагога, но и самоконтроль со стороны учащегося и, желательно, должны учитывать мнение родителей. Только таким образом можно получит адекватные представления о качестве результатов, полученных при реализации образовательной программы в дополнительном образовании.
Алгоритм действий педагога по выбору форм контроля:
- Постановка цели и выявление объектов контроля в соответствии с требованиями и целеполаганием образовательной программы.
- Выбор форм контроля из имеющегося методического банка отдела образовательного учреждения, из информационной методической сети, из сети ИНТЕРНЕТ
- Модификация отобранных форм контроля. Если результаты не удовлетворяют педагога — то в этом случае предпринимается индивидуальной или групповое методическое проектирование форм диагностики текущих результатов выполнения образовательной программы.
- Пробный запуск разработанной формы диагностики: оценка доступности применения, достоверности и адекватности требованиям программы.
- В случае удовлетворительных результатов проводится регулярное применение контрольных срезов и других процедур оценивания качества, накопления результатов в банк данных контроля по программе.
- Проведение анализа полученных данных, мотивация обучающихся для новых достижение в освоении программы (в ходе рефлексивных бесед по итогам диагностики).
Оценку результатов освоения программного материала по всем направлениям ОДОД также можно осуществлять разными способами: количественным и качественным. Наиболее точный результат получается при сочетании этих двух способов. Для мониторинга результатов учащихся по дополнительной образовательной программе различных направлений используются методики Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. (см. Таблица 1 Приложения 1). Эти методики позволяют представить:
1) набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
2) систему важнейших личностных качеств у учащихся, которые желательно сформировать за период обучения по данной программе, и времени общения с педагогом и сверстниками.
Данная таблица позволяет зафиксировать процент освоения ДОП воспитанников объединения за полугодие и год.
Также примеры диагностических карт результативности учебно-воспитательного процесса в объединениях различной направленности приведены в Приложении 2.
Все сведения о результативности освоения ДОП по всем направлениям можно свести в одну единую таблицу. Мы предлагаем вам следующий вариант (см. таблица 2 Приложения 1). В данной таблице на конец учебного года можно увидеть результаты освоения программного материала по всем направлениям в отдельности за полугодия и год в качественном и в количественном соотношениях, а также увидеть комплексную оценку освоения программного материала в системе ОДОД.
Таким образом, мы предложили один из вариантов контроля и оценки качества в системе отделения дополнительного образования детей. Вне зависимости от того, какие результаты показали обучающиеся в ходе мониторинга, высокие или низкие, педагог обязательно должен их проанализировать. По результатам оценки качества педагог устанавливает уровень подготовки, степень сформированности умений и навыков, полноту выполнения программы, выявляет причины, препятствующие, а также способствующие ее реализации.