Методическая разработка внеклассного мероприятия
(в системе дополнительного образования ОУ),
нтегрирующего медиаобразование
(в системе дополнительного образования ОУ),
нтегрирующего медиаобразование
«Чучело, прости нас!»
Зверева Анастасия Николаевна
Изучение понятия «буллинг» на материале кинофильма Р.Быкова «Чучело»Цель: психолого-педагогическое просвещение в области буллинга и его профилактика с использованием интерактивных форм работы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием «буллинг» и его основными характеристиками;
- Проанализировать ситуацию буллинга на примере сюжета фильма с использованием «круга буллинга»;
- Проанализировать эффективность анализа сюжета фильма в качестве способа самоанализа, саморегуляции в целях профилактики буллинга в школе.
Средства обучения: носители видеоинформации, информационные распечатки.
Этапы работы:
- Первичный просмотр фильма;
- Обсуждение фильма;
- Введение понятие «буллинг» и его основные характеристики;
- Анализ сюжета фильма по предложенной схеме с использованием введённых понятий;
- Подведение итогов. Рефлексия.
1.Просмотр фильма Р.Быкова «Чучело»
https://www.ivi.ru/watch/chuchelo
2. Обсуждение фильма
- Инициирующие вопросы для учащихся. Часть I:
- Ребята, как Вы думаете, о чём этот фильм? (ответы учащихся)
- Какой самый эмоциональный эпизод в фильме?
- А какие эмоции Вы испытывали, когда смотрели этот эпизод?
- Какие желания, побуждения у вас возникали?
- Что вам захотелось сделать?
- Какой эпизод в фильме по Вашему мнению самый важный? Почему?
Вопрос | Вариант Вашего ответа |
Ребята, как Вы думаете, о чём этот фильм? | |
Какой самый эмоциональный эпизод в фильме? | Дети на глазах у туристов избивают Лену Лена говорит дедушке, что предала его Лена первый раз приходит в новый класс Дети у костра оскорбляют дедушке Лены Валька тащит на привязи собаку Лена берёт вину Димы на себя Дима пугает Лену маской кабана Дима пытается во всём сознаться Дима не отдаёт Лене платье, а перебрасывает его Дети поджигают чучело Лена остригает волосы наголо Лена приходит на день рождения Димы Лена отказывается объявлять байкот Диме Дедушка Бессольцев дарит классу картину Дети узнают от учителя имя настоящего предателя Дети выводят на доске «Чучело, прости нас..» Лена и дедушка уезжают из города Свой вариант______________________________________________ |
А какие эмоции Вы испытывали, когда смотрели этот эпизод? (если Вам сложно назвать свои эмоции, Вы можете обратиться к таблице эмоций) |
|
Какие желания, побуждения у Вас возникали при его просмотре? |
|
Что Вам захотелось сделать? (во время просмотра этого эпизода) |
|
Какой эпизод в фильме по Вашему мнению самый важный? | Лена в первый раз приходит в новый класс Дети убегают с уроков в кино Дима рассказывает учительнице об уходе класса в кино Лена берёт вину на себя Дима не отдаёт Лене платье, а перебрасывает его Дети поджигают чучело Васильев предлагает Лене остаться Лена остригает волосы наголо Лена приходит на день рождения Димы Лена отказывается объявлять байкот Диме Дедушка Бессольцев дарит классу картину Дети узнают от учителя имя настоящего предателя Дети выводят на доске «Чучело, прости нас..» Лена и дедушка уезжают из города Свой вариант______________________________________________ |
Почему? (1-2 предложений) | |
Таблица эмоций
Все чувства и эмоции человека можно разделить на несколько видов. Это страх, злость, грусть, радость и любовь. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.
- Введение понятий буллинг и моббинг
Сюжет фильма : в провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего дедушки-коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Не долго думая, ребята решают найти и наказать предателя. Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.
Итак, буллинг (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников
Выделяют несколько типов буллинга:
• Физический. Он проявляется, умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных повреждений и др. ;
• Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
• Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
• Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Моббинг— форма психологического насилия в виде травли в коллективе.Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.
Буллинг и моббинг – это проявление психологического насилия.
- Инициирующие вопросы для учащихся. Часть II:
- А какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фильма? (Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, жестокость подростков, унижение сверстников)
- Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на месте главной героини? Почему?
- Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?
- Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? (ответы детей)
Вопрос | Вариант Вашего ответа |
Какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фильма? | |
Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное…Письменно ответьте, хотел бы я оказаться на месте главной героини? Почему? |
|
Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам? |
|
Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? | |
- Введение понятия «круг буллинга»
А. учащийся, над которым издеваются - жертва
Б. издевающиеся учащиеся (буллер) - начинают и лидируют в издевательствах.
В. последователи или приспешники - положительно относятся к издевательствам и принимают активное участие в них, но обычно не являются их инициаторами и не играют лидирующую роль.
Г. наблюдатели- сторонники - активно и открыто поддерживают издевательства, например, смехом или привлечением внимания к ситуации, но они не включаются в них.
Д. наблюдатели - пассивные сторонники. Этим учащимся нравится издеваться, но они не показывают явных знаков поддержки.
Е. безразличные наблюдатели - не вовлекаются в процесс издевательства и не занимают определенную позицию. Они могут думать: «Это не мое дело» или «Посмотрим, что случится»).
Ж. пассивные защитники не любят издевательства и считают, что должны помочь, учащемуся, над которым издеваются, но ничего не делают.
З. активные защитники не любят издевательства, помогают или стараются помочь учащемуся, над которым издеваются.
Инициирующее задание.Часть III.
Таблица вопросов для учащихся. Часть III:
Попбробуйте распределить героев кинофильма по ролям «круга буллинга» | |
А. жертва | |
Б. издевающиеся учащиеся (буллер) | |
В. последователи или приспешники | |
Г. наблюдатели- сторонники | |
Д. наблюдатели - пассивные сторонники | |
Е. безразличные наблюдатели | |
Ж. пассивные защитники | |
З. активные защитники | |
Как получается, что дети, поначалу возмущенные «беспределом» буллера, через какое-то время вдруг начинают высказывать равнодушие к жертве или даже одобрение буллеру?
Почему это происходит? Это происходит по законам психологической защиты. Переживания насилия – травматизируют не только жертву, но и наблюдателя. Когда помощь извне не приходит, человек защищается, отбрасывая собственно человеческие качества: сострадание, жалость. Это правило касается любого слабого человека, но ребенок,подросток имеет право быть слабым, поскольку еще не вырос. Поэтому разомкнуть круг буллинга может только взрослый.
Итак, основное правило поведения в ситуации буллинга – это привлечь к ней взрослого. Необходимо обратиться :
- к родителям
-к учителю
-школьному психологу или социальному педагогу
-в школьную службу медиации
Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
3.Подведение итогов. Рефлексия
Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
Инициирующее задание. Часть IV.
Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующие вопросы:
- Что на занятии мне понравилось или не понравилось?
- Что я узнал? (ответы детей)
Таблица вопросов для учащихся. Часть IV:
Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующие вопросы: | |
Что на занятии мне понравилось или не понравилось? |
|
Что я узнал? |