Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мнемонические методы изучения китайской иероглифики

Есева Валерия Алексеевна
Одна из главных трудностей, которая встречается при изучении китайского языка - это проблема запоминания иероглифов. Ученикам необходимо усвоить гораздо большее число базовых графических элементов, чем букв в любом алфавите. В последние годы на учение о памяти обращают большое внимание. Существует мнение, что нас учат всем наукам, но не учат, как запоминать весь этот материал. Поэтому на сегодняшний день ищутся наиболее эффективные способы запоминания различного рода информации. Все это напрямую относится к изучающим иностранные языки, особенно к тем, перед которыми стоит труднейшая задача — овладение китайской письменностью. Современные методики эффективного запоминания позволяют избегать утомительной зубрежки и экономить драгоценное для всех время.
Поэтому была поставлена задача установить эффективный алгоритм запоминания иероглифов с использованием приемов мнемоники. Мнемоника- это совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи создания искусственных ассоциаций [Большой толковый словарь]. Такой метод основывается на знании графем китайской иероглифики. При запоминании иероглифа предлагается разбить его на составные части и придумать ассоциации к каждой части, а затем связывать полученные ассоциации и значение слова в образ. Эффективность методики была проверена экспериментально. Установлено, что у испытуемых, которые применяли мнемотехнические приемы, эффективность закрепления в долговременной памяти иероглифов выше, чем у испытуемых, которые использовали метод механического запоминания иероглифов [Катышев, Мартемьянов, 2015].
Мнемотехнический метод запоминания происходит с помощью замены абстрактных понятий, слишком сложных для хранения в памяти, на образы, подкрепляемые органами чувств, а главное - с помощью создания связей между этими образами. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы [Зиганов, 2000: 8]. Мнемоника применяется для запоминания не свойственной и не логичной для нашего сознания информации. А так как мы привыкли к использованию алфавитного письма, то иероглифическая письменность - это то, что не свойственно нашему сознанию. Именно поэтому, использование мнемотехнического метода для запоминания китайских иероглифов является наиболее эффективным.
При запоминании с помощью мнемотехник сначала происходит кодирования образа или представления информации в другом виде. В случае обучения иероглифическому письму- это преобразование иероглифических знаков в образы. Иероглифические знаки должны быть преобразованы в простые зрительные представления. Следующий этап- запоминание зрительных образов. После преобразования информации, необходимо соединить образы при помощи ассоциации. При этом происходит соединение образов, фиксация в мозгу взаимосвязей между образами ассоциаций. Затем ученику нужно запомнить последовательность непосредственно связанных между собой образов. И последним очень важным этапом является закрепление связей. Природа памяти такова, что созданные ассоциации (взаимосвязи) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия. Длительность сохранения информации в памяти зависит от частоты ее активизации. многократное мысленное повторение, при котором используется метод интервального повторения: контрольное припоминание (после запечатления информации припомнить ее и сравнить с первоисточником), первое мысленное повторение нужно делать сразу после запоминания, второе повторение — примерно через 40-60 минут, третье — в этот же день (примерно через 3-4 часа), четвертое мысленное повторение — на следующий день. [Зиганов, 2000: 11, 21].
Более того, существует несколько правил образования ассоциаций:
1. Правило необычности - связь между элементами должна быть нестандартной.
2. Правило динамичности - воображаемые элементы должны двигаться, совершать какие-либо действия.
3. Правило привлекательности - представляемые элементы должны быть приятны, рождать позитивные ощущения.
4. Правило визуализации - воображаемые элементы и связь между ними нужно представить в виде зрительной картинки, нужно оживить сюжет как кадр фильма или мультфильма [Козаренко, 2007: 13; Никитина, 1999: 44 - 50].
Многие китайские иероглифы имеют свою, встроенную мнемонику и логику построения. Для примера можно взять иероглиф 好hǎo ‘хорошо’, который состоит из ключей女 ‘женщина’ и 子‘ребенок’. Таким образом, можно понять, что для китайцев женщина и ребенок- это хорошо. Другими примерами могут служить иероглифы, так же имеющие в составе ключ女‘женщина’. Например, когда в иероглифы две «женщины» 奻, иероглиф имеет значение ‘ругаться, глупый’, а когда три «женщины» 姦, то иероглиф принимает значение ‘ссора’. А если «женщина» находится под宀 «крышей», то новый иероглиф приобретает значение 安‘спокойный’. И еще одним примером может служить иероглиф 宿舍‘общежитие’, первый иероглиф состоит из следующих графем: 宀 ‘крыша’, 人‘человек’, 百‘сто’, таким образом получается, что сто человек под крышей - это общежитие. Такая внутренняя мнемоника китайского языка облегчает процесс запоминания и позволяет экономить силы на создание искусственных мнемонических ассоциаций.
Применение мнемотехник возможно уже на этапе запоминания графем, например, иероглиф山‘гора’ похож на изображение горы с тремя вершинами, а 屮‘росток’ похож на только что пробивший на свет тонкий стебелек растения.
 Каждый такой ключ должен иметь ассоциацию с конкретным образом. В таком случае при запоминании сложного иероглифа образы входящих в него графем, а также значение самого слова соединяются в уникальную ассоциацию, позволяющую восстановить в памяти не только значение, но и порядок написания иероглифа.
В качестве самого простого примера можно привести запоминание слова: 咖啡 ‘кофе’. Для начала разделим иероглиф на составные части (на ключи или на известные простые иероглифы): 口‘рот’, 力 ‘сила’, 口‘рот’, 口 ‘рот’, 非 ‘отрицательная связка’ (в данном иероглифе является фонетиком). Затем придумываем ассоциации к частям. В иероглифе «кофе» много «ртов», можно запомнить следующим образом: кофе пьётся ртом и дает силу.
Чтобы проверить на практике эффективность данной техники, был проведен психолингвистический эксперимент. Основная гипотеза эксперимента состояла в том, что даже при кратком знакомстве студентов с приемами мнемотехники возможно количественное и качественное улучшение запоминания ими китайских иероглифов [Катышев, Мартемьянов, 2015].

Список литературы

  1. Зиганов М. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. М.: Школа рационального чтения, 2000.
  2. Катышев П.А., Мартемьянов Е.А. Мнемонические приемы в изучении китайской иероглифике// Вестник КемГУ, 2015. №4-3(64)
  3. Козаренко А. В. Учебник мнемоники. Система запоминания Джордано. М., 2007.
  4. Лагер Н.Б. Обучение иероглифическому письму в методике преподавания китайского языка / Н.Б. Лагер // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика, 2016. – №2. – С 60 – 66.
  5. Масловец О.А. Методика обучения китайскому языку в средней школе. М., 2012. 184 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»