Грузинский народный танец
Кохно Ирина Васильевна
Педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, Санкт-Петербургское государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат №10» имени В.Г. Горденчука, г.Санкт-Петербург.В материале представлены основные положения и движения рук грузинского народного танца. В процессе занятия обучающиеся знакомятся с движениями ног и изучают основные ходы. Из проученных элементов педагог предлагает исполнить танцевальную комбинацию, которая, в дальнейшем, может использоваться как основа хореографического этюда.
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, преподавателей танцевальных студий и педагогов специализированных (коррекционных) учреждений для лиц с нарушением интеллекта.
Методическая разработка занятия по программе: «Народно-характерный танец»
Тема: Грузинский народный танец
Цель: Разучить танцевальную комбинацию, состоящую из элементов грузинского народного танца.
Задачи:
1.Образовательные:
- Познакомить с музыкальным материалом.
- Продолжить изучение основных ходов грузинского танца, основных элементов, положений и движений рук, выучить комбинацию.
- Добиться технического усвоения хореографического материала.
2.Развивающие:
- Развивать координацию движений.
- Совершенствовать хореографические (физические) данные.
- Развивать физическую выносливость организма.
- Развивать музыкальный слух и чувство ритма.
- Развивать выразительность исполнения.
3.Воспитательные:
- Воспитывать интерес к хореографическому искусству и танцам разных народностей.
- Формировать представление о положительном воздействии хореографии на психическое и физическое здоровье человека.
Примечание: В связи с особенностями обучающихся грузинские названия движений используются педагогом в сокращенной форме или используются русские синонимы, например, вместо полного названия движения Сада сриала гасма используем короткое гасма.
Оборудование:
1). Музыкальные треки грузинской народной музыки.
2). Фонограмма грузинского танца.
3). Mp3 проигрыватель с USB выходом и Mp3 носитель.
Предварительная работа:
1).Подготовка музыкального материала.
2).Подготовка хореографического материала.
I. Вводная часть
1. Организационный момент: настроить обучающихся на восприятие практического и теоретического материала.
- Здравствуйте, готовы ли вы сегодня к изучению грузинского танца? Тогда начинаем занятие.
2.Этап введения в тему (активизация мыслительной деятельности)
-Зарождение и развитие культуры грузинского народа относится к глубокой древности. Первоначальной формой танца в Грузии был хоровод, как и у многих народов. Распространен в Грузии хороводный танец, в котором мужчины изображают строительство башни. Характерны танцы изображающие схватку, они состоят из 4 частей: поиск места битвы, разведка, бой с противником, торжество победителей. Мужчина в танце представляется как воин, защитник, демонстрирует ловкость, силу, мужественность, порывистость. Танцы горных областей требуют ловкости, владения прыжком, движением на пальцах, это танцы пастухов, одиночные, парные и групповые. Известны танцы с предметами (игра с платком). Женские танцы отличаются плавностью, лиричностью, поэтичностью. Очень популярен танец «Самая», исполняемый тремя девушками, которые изображают ожившие фрески.
II. Основная часть занятия
- Для чего мы изучаем грузинские танцы? Для того, чтобы познакомиться с грузинской культурой и историей. Народные танцы всегда связаны с историческими событиями, танец – это отражение жизни. Изучая грузинские танцы, мы развиваем воображение, вживаемся в образы воинов, можем почувствовать красоту кавказских гор и т.д. Танец несет в себе национальные особенности и колорит, он создает особое настроение, рождает позитивные эмоции.
Положения рук
Положения и движения рук – это отличительная особенность грузинского танца. Движения рук у женщин плавные и мягкие, сравнимы с крыльями у птицы. Мужские движения четкие, напряженные, помогают созданию образа защитника. Давайте проработаем положения рук.
- Исходная позиция (лагад дашвебули) – руки свободно опущены вниз и слегка отведены назад.
- II позиция (гангашлили) – руки подняты в стороны, кулачки направлены тыльной стороной вверх или вперед.
- III позиция (магали) – руки вверх, локти присогнуты, кулачки обращены тыльной стороной внутрь, вниз или назад.
- Сакартуло (мужское) –одна рука согнута в локте, кисть в свободном кулачке над газырями с одноименной стороны груди, другая рука в сторону.
- Гиа –одна рука в сторону, другая поднята вверх, локоть присогнут и направлен в сторону.
- Руки на кинжале – правая рука придерживает кинжал, левая - ножны.
- Нидаквацеули – одна рука согнута в локте, кисть около плеча, локоть поднят в сторону, другая - отведена в сторону и вниз-назад, кисти в свободных кулачках.
- Сакатруло (женское) – руки опущены и отведены от корпуса назад и в стороны, ладони вниз. .
Исполняем с педагогом, затем самостоятельно.
- Хелсартави- это круговые движения кистью. Мужчины исполняют свободным кулачком, а женщины – с открытой ладонью. Попробуем исполнить хелсартави в разных положениях рук.
- Из II позиции переход в положение самтиулуро: обе руки махами движуться вниз, левая рука поднимается перед грудью, правая – за спину, затем взмахами возвращаются на II позицию, до прихода во II позицию кисти совершают хелсартави.
- Движение рук чагреха: рука, отведенная в сторону, поворачивается ладонью вверх и начинает сгибаться в локтевом суставе, предплечье начинает двигаться вверх, описав дугу, приходит кулачком к газырям, т.е. положение рук меняется, локти при этом не смещаются.
- Какие движения ног характерные для мужского танца? Правильно, это движения на пальцах, главная отличительная черта грузинского танца.
Исполняем движения ног с педагогом, затем самостоятельно.
- Гасма- скользящее движение ног, исполняемое на месте, проскальзывание исполняется на низких полупальцах, чуть отделяя пятку от пола и не вынося ногу далеко вперед.
- Сада сриала гасма (простое)
1-скольжением па полупальцах переменить положение ног;
2-пауза;
3-скольжением па полупальцах переменить положение ног;
4-скольжением па полупальцах переменить положение ног;
5,6 – пауза.
- Чдомила гасма (со скрещиванием)
1 такт- как сада сриала гасма;
2 такт:
1-левая нога, скольжением на полупальцах подтягивается спереди накрест правой ноги на низкие полупальцы в перекрещенную VI позицию;
2- пауза;
3- правая нога отводиться назад;
и- выводиться вперед в исходное положение;
5,6-пауза.
- Чаквра- движения, сочетающие удары об пол то пяткой, то носком с одновременными подскоками.
- Сада чаквра
1 такт:
1-с небольшого подскока приземлиться на левой ноге в небольшое plié, правая нога, выпрямленная в колене, ударяет пяткой в пол опорной ноги, носок сильно подтянут наверх;
2- с небольшим подскоком на левой ноге правая нога сгибается в колене на носок около носка левой ноги;
2 такт:
1-перескок на правую ногу, левая нога ударяет пяткой в пол, как в 1 такте;
2-повторение счета 2 1 такта с другой ноги.
Основные ходы
Исполняем с педагогом, затем самостоятельно.
- Какие основные ходы грузинского танца вы знаете? Ходы могут исполняться вперед, назад и сторону.
- Гедура – ход в сторону
1 такт:
1-правая нога отделяется от пола, поднимая носок, исполняется шаг в сторону на расстояние пол-стопы, опускаясь с ударом на полупальцы;2- пауза;
3-левая нога с ударом подставляется на полупальцы около правой ноги по 6 позиции;
4-шаг правой ногой в сторону с ударом полупальцев;
5,6 – пауза
2 такт:
1-левая нога ставиться с ударом на полупальцы около правой в VI позицию;
2-пауза;
3-шаг правой ногой в сторону с ударом полупальцев;
4-шаг правой ногой в сторону с ударом полупальцев;
5,6 – пауза.
Ход гедура можно исполнить со скрещиванием.
- Хлартули пехчдомит гвердзе свла - ход в сторону с поочередным скрещиванием ног (плетенка).
III. Изучение танцевальной комбинации
- А теперь проученные элементы объединим в танцевальную комбинацию. Движения в комбинации повторяются многократно и исполняются в развитии. На основе такой комбинации можно сделать хореографический этюд.
- Музыкальный размер 2/4:
3,4 такт-Гедура левой и левой ногой;
5,6 такт - Хлартули пехчдомит гвердзе свла влево;
7,8 такт- Хлартули пехчдомит гвердзе свла вправо;
9, 10 такт- Чдомила гасма;
11,12 такт - Чдомила гасма;
13,14 такт- Гедура правой и левой ногой со скрещиванием;
15,16 такт- Гедура правой и левой ногой со скрещиванием;
17, 18 такт - Хлартули пехчдомит гвердзе свла влево;
19,20 такт- Хлартули пехчдомит гвердзе свла вправо;
21,22 такт- Чдомила гасма;
23,24 такт- Чдомила гасма;
25, 26 такт - Гедура правой и левой ногой;
27,28 такт- Гедура правой и левой ногой;
29,30,31,32 такт - Хлартули пехчдомит гвердзе свла влево по маленькому кругу;
33, 34 такт - Чдомила гасма;
35, 36 такт - Чдомила гасма.
Исполняем с педагогом, затем самостоятельно.
IV. Итог занятия
Оценка работы каждого обучающегося. Повторение основных моментов занятия.
- Ребята, прошу вас ответить на несколько вопросов: Кем представлен мужчина в грузинском танце? Есть ли различия в танцах? Какой самый известный грузинский танец вы знаете? У каких исполнителей разнообразные движения ног, у каких – рук.
Надеюсь, занятие вам понравилось, вы узнали много нового и интересного.