Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Грузинский народный танец

Кохно Ирина Васильевна
         Педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория,  Санкт-Петербургское государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат №10» имени В.Г. Горденчука, г.Санкт-Петербург.
В материале представлены основные положения и движения рук грузинского народного танца. В процессе занятия обучающиеся знакомятся с движениями ног и изучают основные ходы. Из проученных элементов педагог предлагает  исполнить танцевальную комбинацию, которая,  в дальнейшем, может использоваться как основа  хореографического этюда.
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, преподавателей танцевальных студий и педагогов специализированных (коррекционных) учреждений для лиц с нарушением интеллекта.
Методическая разработка занятия по программе: «Народно-характерный танец»
Тема: Грузинский народный танец
Цель: Разучить   танцевальную комбинацию, состоящую из    элементов грузинского народного танца.
Задачи:
1.Образовательные:
Познакомить с музыкальным материалом.
- Продолжить изучение основных ходов грузинского танца, основных элементов, положений и движений рук, выучить комбинацию.
- Добиться технического усвоения хореографического материала.
2.Развивающие:
- Развивать координацию движений.
- Совершенствовать хореографические (физические) данные.
- Развивать физическую выносливость организма.
- Развивать музыкальный слух и чувство ритма.
- Развивать   выразительность исполнения.
3.Воспитательные:
- Воспитывать интерес к хореографическому искусству и танцам разных народностей.
 - Формировать представление о положительном воздействии хореографии на психическое и физическое здоровье человека.
Примечание: В связи с особенностями обучающихся грузинские названия движений используются педагогом в сокращенной форме или используются русские синонимы, например, вместо полного названия движения Сада сриала гасма используем короткое гасма.
Оборудование:
1). Музыкальные треки грузинской народной музыки.
2). Фонограмма грузинского танца.
3). Mp3 проигрыватель с USB выходом и  Mp3 носитель.
Предварительная работа:
1).Подготовка музыкального материала.
2).Подготовка хореографического материала.
 
I. Вводная часть
1. Организационный момент: настроить обучающихся на восприятие практического и теоретического материала.
- Здравствуйте, готовы ли вы сегодня к изучению грузинского танца? Тогда начинаем занятие.
2.Этап введения в тему (активизация мыслительной деятельности)
 -Зарождение и развитие культуры грузинского народа относится к глубокой древности. Первоначальной формой танца в Грузии был хоровод, как и у многих народов. Распространен в Грузии хороводный танец,  в котором мужчины изображают строительство башни. Характерны танцы изображающие схватку, они состоят из 4 частей: поиск места битвы, разведка, бой с противником, торжество победителей. Мужчина в танце представляется как воин, защитник, демонстрирует ловкость, силу, мужественность, порывистость.  Танцы горных областей  требуют ловкости, владения прыжком, движением на пальцах, это танцы пастухов, одиночные, парные и групповые. Известны танцы с предметами (игра с платком). Женские танцы отличаются плавностью, лиричностью, поэтичностью. Очень популярен танец «Самая», исполняемый тремя девушками, которые изображают ожившие фрески.
 
II. Основная часть занятия
- Для чего мы изучаем грузинские танцы? Для того, чтобы познакомиться с грузинской культурой и историей. Народные танцы всегда связаны с историческими событиями, танец – это отражение жизни. Изучая грузинские танцы, мы развиваем  воображение, вживаемся в образы воинов, можем почувствовать красоту кавказских гор и т.д. Танец несет в себе национальные особенности и колорит, он создает особое настроение, рождает позитивные эмоции.

Положения  рук
 Положения и движения рук – это отличительная особенность грузинского танца. Движения рук у женщин плавные и мягкие, сравнимы с крыльями у птицы. Мужские движения четкие, напряженные, помогают созданию образа защитника. Давайте проработаем положения рук.
  • Исходная позиция (лагад дашвебули) – руки свободно опущены вниз и слегка отведены назад.
  • II позиция (гангашлили) – руки подняты в стороны, кулачки направлены тыльной стороной вверх или вперед.
  • III позиция (магали) – руки вверх, локти присогнуты, кулачки обращены тыльной стороной внутрь, вниз или назад.
  • Сакартуло (мужское) –одна рука согнута в локте, кисть в свободном кулачке над газырями с одноименной стороны груди, другая рука в сторону.
  • Гиа –одна рука в сторону, другая поднята вверх, локоть присогнут и направлен в сторону.
  • Руки на кинжале – правая рука придерживает кинжал, левая - ножны.
  • Нидаквацеули – одна рука согнута в локте, кисть около плеча, локоть поднят в сторону, другая - отведена в сторону и вниз-назад, кисти в свободных кулачках.
  • Сакатруло (женское) – руки опущены и отведены от корпуса назад и в стороны, ладони вниз.        .
Движения рук
Исполняем с педагогом, затем самостоятельно.
  • Хелсартави- это круговые движения кистью. Мужчины исполняют свободным кулачком, а женщины – с открытой ладонью. Попробуем исполнить хелсартави в  разных положениях рук.
  • Из II позиции переход в положение самтиулуро: обе руки махами движуться вниз, левая рука поднимается перед грудью, правая – за спину, затем взмахами возвращаются на II позицию, до прихода во II позицию кисти совершают хелсартави.
  • Движение рук чагреха: рука, отведенная в сторону, поворачивается ладонью вверх и начинает сгибаться в локтевом суставе, предплечье начинает двигаться вверх, описав дугу, приходит кулачком к газырям, т.е. положение рук меняется, локти при этом не смещаются.          
Движения ног
- Какие движения ног характерные для мужского танца? Правильно,  это движения на пальцах, главная отличительная черта грузинского танца.
Исполняем движения ног с педагогом, затем самостоятельно.
  • Гасма- скользящее движение ног, исполняемое на месте, проскальзывание исполняется на низких полупальцах,  чуть отделяя пятку от пола и не вынося ногу далеко вперед.
  • Сада сриала гасма (простое)
Исходное положение права нога выдвинута вперед на низкие полупальцы, пятка находиться рядом с носком левой ноги. Музыкальный размер: 6/8.
1-скольжением па полупальцах переменить положение ног;
2-пауза;
3-скольжением па полупальцах переменить положение ног;
4-скольжением па полупальцах переменить положение ног;
5,6 – пауза.
  • Чдомила гасма (со скрещиванием)
Исходное положение - из VI позиции правая нога скольжением выдвигается вперед.
1 такт- как сада сриала гасма;
2 такт:
1-левая нога, скольжением на полупальцах подтягивается спереди накрест правой ноги на низкие полупальцы в перекрещенную VI позицию;
2- пауза;
3- правая нога отводиться назад;
и- выводиться вперед в исходное положение;
5,6-пауза.
  • Чаквра- движения, сочетающие удары об пол то пяткой, то носком с одновременными подскоками.
  • Сада чаквра
Исходное положение VI позиция, музыкальный размер: 2\4
1 такт:
1-с небольшого подскока приземлиться на левой ноге в небольшое plié, правая нога, выпрямленная в колене, ударяет пяткой в пол опорной ноги, носок сильно подтянут наверх;
2- с небольшим подскоком на левой ноге правая нога сгибается в колене на носок около носка левой ноги;
2 такт:
1-перескок на правую ногу, левая нога ударяет пяткой в пол, как  в 1 такте;
2-повторение счета 2  1 такта с другой ноги.

Основные ходы
Исполняем с педагогом, затем самостоятельно.
- Какие основные ходы грузинского танца вы знаете? Ходы могут исполняться вперед, назад и сторону.
  • Гедура – ход в сторону
Исходное положение VI позиция на полупальцах, музыкальный размер: 6\8
1 такт:
1-правая нога отделяется от пола, поднимая носок, исполняется шаг в сторону на расстояние пол-стопы, опускаясь с ударом на полупальцы;2- пауза;
3-левая нога с ударом подставляется на полупальцы около  правой ноги по 6 позиции;
4-шаг правой ногой в сторону с ударом полупальцев;
5,6 – пауза
2 такт:
1-левая нога ставиться с ударом на полупальцы около правой в VI позицию;
2-пауза;
3-шаг правой ногой в сторону с ударом полупальцев;
4-шаг правой ногой в сторону с ударом полупальцев;
5,6 – пауза.
Ход гедура можно исполнить со скрещиванием.
  • Хлартули пехчдомит гвердзе свла - ход в сторону с поочередным скрещиванием ног (плетенка).
 
III.   Изучение танцевальной комбинации
- А теперь проученные элементы объединим в танцевальную комбинацию. Движения в комбинации повторяются многократно и исполняются в развитии. На основе такой комбинации можно сделать хореографический этюд.
  • Музыкальный размер 2/4:
1,2 такт- Гедура левой и левой ногой;
3,4 такт-Гедура левой и левой ногой;
5,6 такт - Хлартули пехчдомит гвердзе свла влево;
7,8  такт- Хлартули пехчдомит гвердзе свла вправо;
9, 10 такт- Чдомила гасма;
11,12 такт - Чдомила гасма;
13,14 такт- Гедура правой и левой ногой со скрещиванием;
15,16 такт- Гедура правой и левой ногой со скрещиванием;
17, 18 такт - Хлартули пехчдомит гвердзе свла влево;
19,20 такт- Хлартули пехчдомит гвердзе свла вправо;
21,22 такт- Чдомила гасма;
23,24 такт- Чдомила гасма;
25, 26 такт -  Гедура правой и левой ногой;
27,28 такт- Гедура правой и левой ногой;
29,30,31,32 такт - Хлартули пехчдомит гвердзе свла влево по маленькому кругу;
33, 34 такт - Чдомила гасма;
35, 36 такт - Чдомила гасма.
Исполняем с педагогом, затем самостоятельно.
 
IV. Итог занятия
Оценка работы каждого обучающегося. Повторение основных моментов занятия.
- Ребята,  прошу вас ответить на несколько вопросов: Кем представлен мужчина в грузинском танце? Есть ли различия в танцах? Какой самый известный грузинский танец вы знаете? У каких исполнителей разнообразные движения ног, у каких – рук.
Надеюсь, занятие вам понравилось, вы узнали много нового и интересного.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»