Как провести совместное семейное массовое
коллективное творческое мероприятие
Лисая Татьяна Юрьевна
Сегодня, когда в стране уделяется повышенное внимание семейному воспитанию, как никогда важно, чтобы образовательное учреждение и семья работали в союзе по воспитанию юного гражданина.Поэтому, несмотря на то, что образовательные программы рассчитаны на детей, к воспитательным мероприятиям принципиально важно привлекать родителей.
При разработке и проведении мероприятия, по принципу «лучшее новое – хорошо забытое старое» полезно воспользоваться методикой Игоря Петровича Иванова – выпускника коммуны Антона Семёновича Макаренко, включив все стадии коллективного творческого дела:
Идея – Определение целей и задач – Создание оргкомитета и распределение обязанностей по подготовке – Подготовка мероприятия – Определение оргкомитетом степени готовности мероприятия – Проведение самого мероприятия – Подведение итогов мероприятия – Последействие (Что дальше? Поскольку окончание любого дела должно быть началом следующего).
Если упустить хоть какой-то из этих пунктов, эффективность самого мероприятия, его воспитательная ценность, не будут иметь должного эффекта. Отсутствие целеполагания вообще может дать эффект обратный положительному воспитательному воздействию.
Рассмотрим для примера один из вариантов массового семейного праздника:
ТИМБИЛДИНГОВАЯ СПОРТИВНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КТО ЕСЛИ НЕ МЫ?!» НА 30-100 ЧЕЛ.
Ничто не сплачивает команду так, как совместные переживания.
Настоящая программа направлена на сплочение семьи.
Весь отдых организуется на территории любого парка и предполагает следующий план-сценарий:
- Разделение участников на три-четыре команды;
- Участие в соревнованиях с последовательной сменой видов;
- Подведение итогов выезда в парковом кафе.
Виды соревнований
Лазертаг. Проходит в виде спортивного турнира с начислением каждой команде определенного количества очков (максимально – 100 за один бой). Сценарий игры: играет две команды. У каждой на базе (место старта) находится флаг. Задача команд – взять флаг противника, занести на свою базу, сохранив при этом свой флаг. Очки начисляются за взятие флага занос, флага и сохраненных игроков. Для проведения необходимо: аренда игрового поля, прокат маски, маркера, формы, судейское и техническое обслуживание и 300 шаров на человека. До игры всем игрокам зачитываются правила техники безопасности.
Веревочный город. Состоит из семи различных этапов, проходящих, например, над прудом и рядом с ним.
- «Параллелька» - две параллельные веревки натянуты над прудом на высоте 1,5 м. Проходятся приставным шагом по нижней веревке держась за верхнюю (с верхней самостраховкой).
- «Бабочка» - на высоте 1 м над землей натянуты две перекрещенные веревки. Надо пройти по нижней, держась руками за верхнюю.
- «Маятник» - пройти по натянутой на высоте 1 м над землей веревке, с опорой на маятниковые перила.
- «Переправа 1» - сидя в «качелях» участник вытягивает себя с помощью вспомогательной веревки на противоположный берег.
- «Переправа сюрприз».
- Скалодром. Высота над прудом около 10 м (страховка непрерывная).
- Троллей – скоростной спуск с высоты 10 м длинной около 50 м над прудом.
Спортивное ориентирование по выбору. Проходит на площади около 2 га на территории парка. Участникам выдается карта местности с обозначенными на ней контрольными пунктами (КП). Задача – за обозначенный промежуток времени взять максимальное количество КП.
Интеллектуальные игры на логическое мышление, креатив и общий кругозор.
По окончании подвижной части программы организовывается совместный перекус с подведением итогов.
Сам по себе праздник, судя по насыщенности программы, объёмен, интересен и основательно задуман. Его можно причислить и к здоровьесберегающим технологиям, и к гражданско-патриотическому воспитанию и культурно-массовым мероприятиям на сплочение любого коллектива.
Но уже на стадии идеи его проведения, необходимо чётко определить цели и задачи. Например, если главная цель праздника – сплочение коллектива детей и родителей, значит уже на стадии подготовки есть смысл определить и озадачить творческие группы с привлечением наибольшего числа потенциальных участников. Тогда в мероприятии будет больше увлечённых участников и меньше «созерцающих гостей». Больше отдача, а значит и качественнее результат. Важно, чтобы в эти творческие группы входили, и обучающиеся и родители. Естественно, роль куратора деятельности творческих групп, или председателя оргкомитета отводится активному члену родительского комитета, или учителю.
Логично, что в мероприятии, в подготовке которого принимали участие все, и участники мотивированы.
Немаловажную роль имеет подведение итогов дела. Чтобы не повторять допущенные ошибки, корректировать свои действия в дальнейшем. При этом роль педагога особенно высока: тактичный разбор ошибок, избегание или смягчение негатива, привнесение позитивной волны. Не зря говорят «доброе слово и кошке приятно». Любая похвала стимулирует ребёнка. Окрыляет его. А родителя тем более. Итоги лучше подводить по принципу «+; -; +».
Например: «Вася, видно, какую огромную работу ты проделал при подготовке. Мне кажется, есть возможность улучшить «это» и «это». Не сомневаюсь, что с такими способностями, которые ты обнаружил, следующий праздник будет ещё красочней и интересней».
И, как уже отмечено мной выше, очень важную роль играет последействие. Что будем делать дальше? Например: давайте к Новому году подготовим концерт. Дети для родителей, родители для детей. А в качестве почётных зрителей пригласим бабушек, дедушек и учителей.
Таким образом, чтобы проводимое мероприятие было не только эффектным, но и эффективным, считаю необходимым его организаторам придерживаться педагогической целесообразности и всех этапов его подготовки и проведения.