Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности

Экспериментальная и опытническая деятельность
с детьми дошкольного возраста

Агафонова Виктория Игоревна,
педагог дополнительного образования
Срок реализации: 1 год
 Возрастная группа: от 5 до 7 лет. 
Пояснительная записка.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму» 
 (китайская пословица)
               Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
       В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект. В этом случае ребенок   удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.
Собственная активность детей связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
 Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
  • собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
  •  активности ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.     
 
Анализируя  образовательную программу ДОУ, я пришла к выводу, что вводимые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) направлены сегодня на достижение у дошкольников более высокого уровня развития познавательных интересов, поэтому экспериментальной деятельностью  нужно заниматься более углубленно.
        Рабочая программа составлена для детей  5 – 7 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
Данная программа рассчитана на два года .
       При разработке программы использованы нормативные документы:
-     ФЗ  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ
-      Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года.
Распоряжение правительства 2008 год № 1662 – р.
-      Концепция Федеральной целевой программы  развития образования на 2011-2015 г.г.
-  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования № 655 от 23.11.2009г.
-   Федеральные государственные требования к  условиям реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образования № 2151 от 20.07.2011г.
-  Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 
     
 Цель программы: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей через детское экспериментирование.
     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
  1.      Создать условия для развития познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности: лабораторию для детских опытов «Я - исследователь»
  2.      Расширять представления детей об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности;
  3.      Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  4.      Поддерживать интерес детей к самостоятельному экспериментированию;
  5.      Развивать коммуникативные качества.
Основными формами реализации программных задач являются наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных (образовательных) ситуаций, опыты, исследовательская деятельность.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
 - взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
 - четкое определение содержания экологического воспитания;
 - использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
 - взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
 - создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
 - экологическая грамотность самих взрослых.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
 Приёмы организации детей в процессе обучения:
 - работа небольшими группами;
 - создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности детей:
 - включение игровых упражнений;
 - активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
 - решение проблемных ситуаций;
 - моделирование и анализ заданных ситуаций
Приёмы обучения:
 - показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
 - инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
 - пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
 - вопросы к детям. 
 
Методические рекомендации: 
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, сопоставлять, отвечать на вопросы, делать самостоятельно выводы, используя результаты опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Важно развивать связи экспериментирования с другими видами деятельности - рисованием, лепкой, развитием элементарных математических представлений, развитием речи и т.д.
Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.      
Основные принципы, заложенные в основу работы:
 - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
 - динамичности (от простого к сложному);
 - интегративности (синтез искусств);
 - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
 - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
 - преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).
 - возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
 - наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
 - здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности) 
 
Предполагаемые результаты:
  •         В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я - исследователь»
  •         Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской  лаборатории
  •         Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;
  •         Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности;
- умения самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
-  необходимые знания об объектах и их свойствах.
         Особенностью программы  является интеграция различных видов детской деятельности. Познавательная деятельность  интегрируется с другими видами деятельности: поисково-исследовательской,  игровой, речевой, трудовой, изобразительной, чтение художественной литературы, музыкальной, конструктивной.
       В программе предусмотрены опыты, как основной метод познавательной активности в процессе детской экспериментальной деятельности.       Программа включает в себя игровые технологии, традиционные методы и приемы: наблюдения, беседы, моделирование, планы-схемы, алгоритмы.
         При составлении рабочей программы учитывались  и формы работы с родителями: мастер-классы, семинары - практикумы, анкетирование, совместная деятельность детей и родителей, консультации, конкурсы,  наглядная информация для родителей.
 
Организация экспериментальной деятельности детей
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:
живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.
Содержание экспериментальной и исследовательской деятельности детей
Работа с детьми направлена на создание условий для познавательно – исследовательской деятельности, сенсорного развития  в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования исследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
- расширять и уточнять представления детей о предметном мире;
- углублять представления о существенных характеристиках предметов, качествах различных материалов (металл, пластмасса, резина);
- способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления свойств предметов;
- самостоятельно строить практическую деятельность с опорой на уже сформированные сенсорные эталоны и действия с ними;
- продолжать развивать познавательные способности (выявлять общее и различное, обобщать, прослеживать закономерности);
- поддерживать поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений); 
 
Организация и содержание экспериментальной деятельности детей старшей группы
Оборудование:
  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.  
Комплексно- тематическое планирование по организации поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. 
 
Дата проведения Экспериментальная и опытническая деятельность Формы ООД или образовательной ситуации Условия реализации
сентябрь Я - юный исследователь Экскурсия в мини - лабораторию.
Рассматривание энциклопедии «Почемучка»
Д/и  «Что произойдёт, если…»,«Узнай по описанию»
Словесная игра «Можно - нельзя»
Просмотр видео «Как проводят опыты»
Физминутка «По дорожке ты шагай »
Фотоальбом «Юный исследователь»
Библиотека детских занимательных книг
 
Создание альбома: «Наши открытия»

 
октябрь Экспериментирование с песком и глиной Исследования: « Свойства песка», «Свойства глины»,
 «Песчаный конус»
Д/и «Песок и глина», «Что изменилось»
Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) 
Художественное творчество «Куличики из песка»
«Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)
Моделирование изделий из глины
Физминутка «Ладонь в ладонь»
Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного»
 
Оформление стенда «Страничка юного исследователя»
 
Наблюдения в природе
 
Создание картотеки условных обозначений «Свойства»

 
ноябрь Воздух-невидимка Опыты: «Как поймать воздух?», «Воздух легче воды»,
 «Что в стакане?», «Определение температуры воздуха»
НОД «Знакомство с термометром»
 
Закаливание с помощью воздушных ванн
Дыхательная гимнастика
Д/и «Невидимка»

 
Круглый стол «Игры с ветром»
Конкурс «Игрушка для игры с ветром».
Совместные прогулки на воздухе «Движение воздуха»
Презентация «Воздух-невидимка».
Альбом «Воздушные корабли»
Выставка детских работ в технике оригами
декабрь Вода-волшебница Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Хотела галка пить», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы»
Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?»
Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека»
Наблюдения в природе за осадками, сезонными явления
Чтение худ. литературы: С.Чёрный «На коньках», «Зимние забавы», Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой» и др.
Дидактическая игра «Для чего нужна вода»
Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»
Подвижная игра «Ручеёк»
Глобус
Альбом «Вода в природе и в жизни человека»
Репродукции художников
И. Айвазовского, В. Васнецова
 
Аудиозапись «Времена года»  П.И. Чайковского
январь Я - человек:
В стране звуков
 
 
 
 
 
 
Наши помощники – глаза
 
 
 
 
 
 
 
Взаимосвязь органов вкуса и запаха
 
 

 
 
НОД по теме «Как появляется песенка?»
Экспериментальные игры «Где живёт эхо?», «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
Д/и «Где живут звуки?»
Озвучивание шумовой сказки «Теремок» детьми
Беседа «Зачем нужно беречь уши»
 
 
Экспериментальные игры:
«Зачем человеку глаза?»
«Почему у человека два глаза?»
« Какие глаза видят лучше: большие или маленькие?»
Д/и «Настроение», «Найди отличия»
Художественное творчество «Братья близнецы» (Рисование глаз способом монотипия предметная)
Физминутка «Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали»
 
Дидактическая игра: «Определи на вкус», «Определи по запаху»                                                                       Оформление уголка «Ароматерапия»

 
Выставка «Волшебные звуки музыки»
Аудиозаписи со звуками природы (шелестом листвы,пением птиц)
 
 
 
 
Создание копилки советов «Береги свои глаза!»
Презентация «»
февраль Взаимосвязь органов вкуса и запаха
 
 
 
 
 
 
Бумага
 
 

 
 
НОД по теме: «Стекло, его качества и свойства»
Экспериментальные игры: «Путешествие в мир стеклянных вещей», «Из чего образовалось стекло?»
Д/и «Что из чего сделано?»
Рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов.
 
Беседа на тему: Мир бумаги
Экспериментальные игры:
«Намочи», «Порви», «Сложи-разверни»
С/р. игра «Книжный магазин»
Обрывная аппликация «Медведи на льдине»
Д/и «Что сделано из бумаги?», «Доскажи словечко»
 
Мини-музей «Чудеса из стекла"
Коллекция «Цветные стеклышки»
 
Алгоритм-схема «Как появился альбом?»
Выставка поделок из бумаги
 
Фотовыставка изделий из бумаги «Талантливые ручки»
Ремонт книг вместе с детьми
 
март
 
Магнетизм
 
 
НОД «Магнит и компас»
Опыты: «Как действуют магниты на предметы»,
«Притягиваются – не притягиваются», «Намагниченные люди»
Д/и «Магниты»
Чтение худ. литературы: Е.Пермяк «Сказка о стране Терра-Ферро», Ю.Есаков«Магнит», А.Усачев «Магнитная стрелка»
Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске)
 
Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»
апрель Волшебная кладовая (почва) НОД по теме: «Земля – наша кормилица»
Опыт  «В почве есть воздух»
Сбор природного материала для поделок, экспериментов
Труд в уголке природы-
рыхление почвы разными способами
Чтение худ. литературы- Э. Шим «Сказки, найденные в траве»,стихотворения «Дом Земли»  Ю.Демянской
Гимнастика для глаз «Найди дом дождевого червя»
Видеосюжет-Загрязнение почвы
 
Макет-схема «Почва»
 
Коллекция полезных ископаемых нашей области
май Свет-тень Беседа: «Свет вокруг нас», «Животные в темноте»
Просмотр видеосюжета «Откуда радуга берется?»
Опыт: «Как увидеть радугу?», «Волшебный лучик»,эксперимент с отражением света, «Теневой театр»
Д/и «Догони свою тень»
Чтение худ. литературы- С.Маршак «Радуга-дуга», В.Торопыгин «Радуга», Н.Матвеева «Солнечный зайчик»,  Э.Шима  «Солнечная капля»
Физминутка «Солнце»
 

 
Видеосюжет «Правила поведения на природе»
Работа с родителями   1.Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников»
2.Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
3. Анкетирование «Ваш взгляд на мир»
4. Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития»                                         5.Рекомендации на дом: « Экспериментирование и наблюдение во время прогулок»
6. Мастер-класс «Вместе к новым открытиям!»
 

 
 
Организация и содержание экспериментальной деятельности детей подготовительной к школе группы
Оборудование:
Материалы распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина»
Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются: 
  • приборы-помощники: микроскопы, лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования : 
  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения. 
Дополнительное оборудование:
 Оборудование для ухода за растениями.
 Модели, схемы.
 Календари природы и погоды.
 Иллюстрированный материал.
Дневники наблюдений за посадками.
 Пооперационные карты посадок.
Игровой материал, дидактические игры по экологии.
Справочники, энциклопедии.
Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
Детские халаты, клеенчатые передники.
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксация наблюдений хотя и  является для детей сложным делом, однако  следует постепенно приучать детей к фиксированию того, что они увидели, и тогда эксперимент приобретает завершенность.
Наблюдения фиксируются в календаре погоды, календаре природы, дневнике (альбоме) наблюдений.
 
 
Комплексно- тематическое планирование по организации поисково-исследовательской деятельности детей подготовительной группы
 

 
Дата проведения Экспериментальная и опытническая деятельность Формы ООД или образовательной ситуации Условия реализации
сентябрь Я- юный исследователь Экскурсия в мини - лабораторию.
Рассматривание энциклопедии «Почемучка»
Д/и  «Живое и неживое», «Ассоциации»
Словесная игра «Скажи наоборот»
Просмотр видео «Организация домашней лаборатории»
НОД по теме «Что такое микроскоп и для чего он нужен?»
Исследования: Что такое микроорганизм? Чем похожи и чем отличаются?

 
Фотоальбом «Юный исследователь»
Библиотека детских занимательных книг
 Презентация «Микроскоп и его назначение»
октябрь Экспериментирование с песком и глиной Исследования: «Свойства мокрого песка », «Как образуется песчаник?»
«Влияние высоких температур на песок и глину»
Д/и «Что произойдёт, если…», «Песочные часы»
 
НОД по теме «От глины до фарфора»
 
«Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»
Моделирование из глины «Олешек»
Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»
 
Коллекция материалов для изготовления фарфора
Видеосюжет о  свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне)
 

 
ноябрь Воздух-невидимка Опыты: « Чем пахнет воздух?», «Нагревание воздуха и охлаждение», «Дыхание и горение», «Давление воздуха»
Закаливание с помощью воздушных ванн
Игра «Мыльные пузыри разной формы»
Игра-экспериметирование «Может ли воздух двигать предметы?»
Художественное творчество «Аллея воздушных цветов» (рисование с использованием мыльных пузырей)
Дыхательная гимнастика «Мы вдохнули глубоко»

 
Выставка рисунков на тему: «Как человек использует воздух»
Совместные прогулки на воздухе
 
Презентация «Где найти воздух?»
Выставка детских работ –рисование мыльными пузырями
декабрь Вода-волшебница НОД по теме: «Неутомимая путешественница»
Экспериментальные игры «Что такое пар», «Испарение воды»,  «Вода не имеет формы», «Вода – растворитель»
Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»
Чтение худ. литературы:«Сказка о молодильной яблоне и живой воде» ,В. Архангельский « Снежинка –пушинка» , И.С. Никитин « Снегурочка», « Встреча зимы»..
 
Дидактическая игра «Впитывание воды»
«Путешествие капельки» (рисование по -мокрому), «Волшебная вода» (колорит)

 
Карта «Животные морей, океанов»
Альбом «Поможем воде стать чистой»
Репродукции художников
И. Айвазовского, В. Васнецова
 
Аудиозапись «Времена года»  П.И. Чайковского
январь Я - человек:
В стране звуков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Наши помощники – глаза
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Взаимосвязь органов вкуса и запаха
 
 

 
 
НОД по теме: «Откуда берётся голос?»
Экспериментальные игры «Почему все звучит?», «Как уменьшить силу звука?», «Как усилить звук?»
Д/и «Узнай по голосу», «Музыкант», «Звук играет в прятки»
Импровизация в шумовом оркестре песни «На горе-то калина»
Музыкальный этюд «Снежинка», «Вьюга» и др.
                                                                      
 
 
Работа со схемой «Как устроен глаз»
Экспериментальные игры:
 «Одинаково ли видят оба глаза?»
 «Как видят заяц и птица?»
 «Как видит крот?»
Д/и «Обведи контур фигуры» (с открытыми и закрытыми глазами), д/и «Угадай, чего не стало» 
Гимнастика для глаз «Пролетел высоко сокол»
Физминутка«Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать»
Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»
 
Экспериментальные игры:
«Какие бывают запахи?»
«Может ли запах предупредить об опасности?»
«Какой бывает вкус?»
« Определи продукт и его вкус»
Д/и «Мешочек ощущений»
Чтение стихотворения ДжанниРодари “Чем пахнут ремесла?” (с иллюстрациями)

 
 
Игровые панно из серии «Волшебный маркер»: «Наше тело»
 
Фонотека: голоса животных, звуки природных явлений, звуки окружающего мира
 
 
Заполнение дневника «Здоровейка» (полезные советы детей об укреплении здоровья)
 
 
 
 
 
 
 
 
Интерактивная игра «Вопрос-ответ»
 
 Создание книги семейных рецептов

 
февраль В мире предметов:
Стекло
 
 
 
 
 
Дерево-металл
 
 

 
Беседа по теме: «Стекло, его свойства»
Экспериментальные игры: «Определи на ощупь», «Как звучит стекло?»
Презентация «Мир стекла»
 
 
 
 
Экспериментальные игры: «Отгадай наощупь», «Твердое - мягкое»,«Тяжелое - легкое» ,«Тонет - не тонет»,«Горит - не горит»,«Найдите с помощью магнита металлические предметы на столе», «Найдите в группе металлическое, деревянное»
Д/и « Чем было - чем стало»
 
Пополнение коллекции мини-музея «Чудеса из стекла»
Коллекция «Цветные стеклышки»
 
Выставка поделок из дерева
 
Фотовыставка изделий из металла «Талантливые ручки»

 
 
март
 
Магнетизм
 
 
Опыты: «Действует ли магнит сквозь стекло?», «Как превратить в магнит обыкновенную иголку?», «Что быстрее упадет вниз?», «Что такое компас?», «Самый большой магнит», «Самодельный компас», « Полярное сияние»
 
Художественное творчество: «Льдинки на верёвочках»
«Рисуем магнитами» (с помощью магнитной силы рисовать красками)
.

 
 
Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»
Апрель
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Волшебная кладовая (почва) Исследования - Запасливые стебли, куда тянутся корни?
Видеосюжет - Как размножается мох, лишайник?
Д/и «Кто живёт в подземном царстве?»
Опыт - Как происходит загрязнение почвы?
Дидактические и настольно-печатные игры «Земля и ее жители», «Вопросы и ответы», «Зеленый друг» и др.
 

 
Карта России «Природные богатства недр земли: уголь, нефть, руды, минералы и пр.»
 
Коллекция полезных ископаемых нашей области
 
Альбом «Клетки под микроскопом»
 
Игровые панно из серии «Волшебный маркер» -«Животные»
май Свет-тень Беседа: «Солнце-источник света и тепла»
 
Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»
 
Экспериментирование «Определение сторон света»
 
Развлечение «Путешествие по материкам»
 
Подвижная игра «Следопыты»
Игровые панно из серии «Волшебный маркер»: «Погода», «Погода на сегодня», «Круглый год»
 
Презентация созданной детской лаборатории           «Я -исследователь»
Работа с родителями    
Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»
Круглый стол на тему: «Занимательные опыты и эксперименты с детьми»
Консультации( темы: «Как организовать и провести простейшие эксперименты дома», «Домашняя лаборатория»)
Фотоконкурс на лучшую домашнюю лабораторию
Конкурс рисунков на самое интересное летнее исследование на природе
Природоохранная акция «Посади дерево»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Мониторинг "Проявление познавательной активностичерез экспериментальную деятельность"( метод - наблюдение)
 ___________________________________        Ф.И.ребёнка
№ п/п Вопросы Возможные ответы Балл
1 Как часто ребенок занимается в уголке экспериментирования? а) часто
б) иногда
в) очень редко
 
2  Часто ли ребенок рассуждает самостоятельно, когда задан вопрос на сообразительность? а) часто
б) иногда
в) очень редко
 
3 Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? а) часто
б) иногда
в) очень редко
 
4 Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, алгоритмы, чертежи и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать); а) часто
б) иногда
в) очень редко
 
5 Проявляет интерес к познавательной литературе а) часто
б) иногда
в) очень редко
 
         
 
Баллы :

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»