Формирование функциональной грамотности
в системе дополнительного образования
в системе дополнительного образования
Михайлов Александр Валентинович;
Кубаева Татьяна Николаевна,
Областное государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Белгородский институт развития образования»
Шебекинский межмуниципальный методический центр,
ул. Студенческая, дом 14, г. Белгород, 308007,
Российская Федерация
О функциональной грамотности в настоящий момент много говорят. И это очевидно: поток информации с каждым годом возрастает, мир с каждым днем становится более сложным. Детей необходимо учить ориентироваться в потоке информации. 65% детей, которые завтра пойдут в школу, будут работать по специальностям, о которых мы еще не знаем. Изменение требований к уровню образования человека отражается в изменении содержания понятия «грамотность» до конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля). В 50-е годы XX века грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества. Понятие «грамотность» (умение читать и писать) было включено Всемирной Организацией Здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровую нацию. Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.Кубаева Татьяна Николаевна,
Областное государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Белгородский институт развития образования»
Шебекинский межмуниципальный методический центр,
ул. Студенческая, дом 14, г. Белгород, 308007,
Российская Федерация
Что же такое функциональная грамотность обучающихся?
Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами, в обществе, способность к самоопределению, и самореализации.
Другими словами, «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способностью строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Другими словами «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Ребенку важно обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способностью строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и критическое мышление.
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. При изучении любого предмета грамотность чтения необходима для получения какой-либо информации об изучаемом объекте и для формирования навыков анализа текстовой информации.
- Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. (Например: при изучении биологии знания математики используются для построения графиков (температурных, изменения артериального давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого суточного рациона и так далее).
- Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
- Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.
1. Любознательность (активный интерес к заданию):
- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;
- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).
2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:
- оригинальность предложенных идей;
- гибкость или подвижность;
- способность продуцировать большое количество идей.
3. Развитие предложенных идей:
- оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
- умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.
Показателем сформированности функциональной грамотности является способность обучающегося применять знания в жизненных ситуациях, переносить полученные знания на применение их в новых нестандартных ситуациях, для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности, так как мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.
Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся, в том числе и в дополнительном образовании, основным контингентом которого являются учащиеся начальных классов и среднего звена (6-9 классы), на занятиях и уроках любой направленности необходимо подобрать такие методы, приемы и педагогические технологии и, на их основе, разрабатывать специальные задания для своих подопечных, которые способствуют формированию функциональной грамотности.
Средства формирования функциональной грамотности:
- применение технологий продуктивного чтения и проблемного обучения;
- применение технологии развития критического мышления, используя приемы «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Инсерт», «Озвучивание мыслей», «Кубик Блума», «Пересказ», «Корзина идей», «Толстый и тонкий вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Мудрые совы», «Кластер», и т.д. на разных стадиях занятия (вызов, осмысление, размышление);
- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;
- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.д.
Исходя из данной проблемы (формирование функциональной грамотности) на уровне правительства края были определены приоритетные задачи достижения всех плановых показателей в рамках реализации региональных проектов Национального проекта «Образование»:
1. Совершенствование механизмов управления качеством образования через проведение ежегодных мониторингов не только на уровне начальной школы и оформление на основе полученных данных управленческих решений.
2. В образовательных учреждениях любого вида и уровня обеспечить создание полноценной образовательной среды направленной на формирование функциональной грамотности и личностных результатов всех обучающихся.
3. Обеспечить единство подходов к созданию условий для профессионального развития педагогических кадров.
Дополнительная информация
Проблема формирования функциональной грамотности в первую очередь, по словам С.И. Маковской, обусловливается недостатком компетенций у педагогов, а именно: отсутствием четкого понимания, что такое функциональная грамотность; подменой понятий, непониманием, какие умения обеспечивают формирование того или иного вида грамотности; неверной установкой на ожидание «готовых рецептов»: [из сообщений учеников и учителей в социальных сетях, возмущающихся о том, что некоторые задания по химии, информатике на ЕГЭ 2020 года не совпадали с демоверсиями. Однако при анализе этих типов заданий выясняется, что выпускники пытаются решать их шаблонно, а не применять метапредметные умения. Мы учим детей, а иногда и просто «натаскиваем» на типичные решения, но не учим рассуждать. Поэтому, сталкиваясь с невозможностью применить шаблонные решения, дети теряются, когда надо применить свои знания в изменившихся условиях. Вот почему мы говорим о том, что знания и умения должны быть функциональны].
Выявленные проблемы по результатам региональной диагностики:
- У четвероклассников в целом больше проблем с регулятивными умениями (целеполагание, планирование, контроль действий). Это может быть связано с тем, что данные аспекты деятельности часто остаются «за взрослым» – дети их не присваивают. Поэтому для педагогов важно использовать такие учебные задания, в ходе которых ученики пробуют самостоятельно ставить цели, планировать собственные действия.
- В целом по краю доля учеников 4-х классов, испытывающих в чтении и понимании текста значительные трудности, более 21% (уровень ниже базового). Наибольшие трудности ученики испытывают при выполнении заданий, требующих переноса знаний школьного курса на другие ситуации. Диагностика читательской грамотности шестиклассников, показавшая в 2019/20 учебном году рост числа учеников, уровень читательской грамотности которых является недостаточным для дальнейшего обучения почти в 2 раза (4,46% – в 2018 г. и 8,44% – в 2019г.).
- Данные диагностики естественно-научной грамотности говорят о наличии проблем в этой части. Почти треть учеников показывают уровень ниже базового.