Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Формирование функциональной грамотности
в системе дополнительного образования
 Михайлов Александр Валентинович;
Кубаева Татьяна Николаевна, 

Областное государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования
 «Белгородский институт развития образования»
Шебекинский межмуниципальный методический центр,
ул. Студенческая, дом 14, г. Белгород, 308007,
Российская Федерация 
О функциональной грамотности в настоящий момент много говорят. И это очевидно: поток информации с каждым годом возрастает, мир с каждым днем становится более сложным. Детей необходимо учить ориентироваться в потоке информации. 65% детей, которые завтра пойдут в школу, будут работать по специальностям, о которых мы еще не знаем. Изменение требований к уровню образования человека отражается в изменении содержания понятия «грамотность» до конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля).  В 50-е годы XX века грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества. Понятие «грамотность» (умение читать и писать) было включено Всемирной Организацией Здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровую нацию. Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.
Что же такое функциональная грамотность обучающихся?
Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами, в обществе, способность к самоопределению, и самореализации.
Другими словами, «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:
  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
  • способностью строить социальные отношения;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами, в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Другими словами «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Ребенку важно обладать: 
  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
  • способностью строить социальные отношения;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.
В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и критическое мышление.
  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  При изучении любого предмета грамотность чтения необходима для получения какой-либо информации об изучаемом объекте и для формирования навыков анализа текстовой информации. 
  1. Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.  (Например: при изучении биологии знания математики используются для построения графиков (температурных, изменения артериального давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого суточного рациона и так далее). 
  2. Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием. 
  3. Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.
Составляющие креативного мышления:
1. Любознательность (активный интерес к заданию):
- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;
- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).
2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:
- оригинальность предложенных идей;
- гибкость или подвижность;
- способность продуцировать большое количество идей.
3. Развитие предложенных идей:
- оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
- умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.
Показателем сформированности функциональной грамотности  является способность обучающегося применять знания в жизненных ситуациях, переносить полученные знания на применение их в новых нестандартных ситуациях, для  укрепления их позиции в будущем мире нестабильности, так как  мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.
Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся, в том числе  и в дополнительном образовании, основным контингентом которого являются учащиеся начальных классов и среднего звена (6-9 классы), на занятиях и  уроках любой направленности необходимо подобрать такие методы, приемы и педагогические технологии и, на их основе,  разрабатывать специальные задания для своих подопечных, которые способствуют формированию функциональной грамотности.
Средства формирования функциональной грамотности: 
-  применение технологий продуктивного чтения и  проблемного обучения;
- применение технологии развития критического мышления, используя приемы «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Инсерт», «Озвучивание мыслей», «Кубик Блума», «Пересказ», «Корзина идей», «Толстый и тонкий вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Мудрые совы», «Кластер», и т.д. на разных стадиях занятия (вызов, осмысление, размышление);
- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;
- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц,  диаграмм, схем и т.д.
Исходя из данной проблемы (формирование функциональной грамотности) на уровне правительства края были определены приоритетные задачи достижения всех плановых показателей в рамках реализации региональных проектов Национального проекта «Образование»:
1. Совершенствование механизмов управления качеством образования через проведение ежегодных мониторингов не только на уровне  начальной школы и оформление на основе полученных данных управленческих решений.
2. В образовательных учреждениях любого вида и уровня обеспечить создание полноценной образовательной среды направленной на формирование функциональной грамотности и личностных результатов всех обучающихся.
3. Обеспечить единство подходов к созданию условий для профессионального развития педагогических кадров.
Дополнительная информация
Проблема формирования функциональной грамотности в первую очередь, по словам С.И. Маковской, обусловливается недостатком компетенций у педагогов, а именно: отсутствием четкого понимания, что такое функциональная грамотность; подменой понятий, непониманием, какие умения обеспечивают формирование того или иного вида грамотности; неверной установкой на ожидание «готовых рецептов»:  [из сообщений учеников и учителей в социальных сетях, возмущающихся  о том, что некоторые задания по химии, информатике на ЕГЭ 2020 года не совпадали с демоверсиями. Однако при анализе этих типов заданий выясняется, что выпускники пытаются решать их шаблонно, а не применять метапредметные умения. Мы учим детей, а иногда и просто «натаскиваем» на типичные решения, но не учим рассуждать. Поэтому, сталкиваясь с невозможностью применить шаблонные решения, дети теряются, когда надо применить свои знания в изменившихся условиях. Вот почему мы говорим о том, что знания и умения должны быть функциональны].
Выявленные проблемы по результатам региональной диагностики:
  1. У четвероклассников в целом больше проблем с регулятивными умениями (целеполагание, планирование, контроль действий). Это может быть связано с тем, что данные аспекты деятельности часто остаются «за взрослым» – дети их не присваивают. Поэтому для педагогов важно использовать такие учебные задания, в ходе которых ученики пробуют самостоятельно ставить цели, планировать собственные действия.
  2. В целом по краю доля учеников 4-х классов, испытывающих в чтении и понимании текста значительные трудности, более 21% (уровень ниже базового)Наибольшие трудности ученики испытывают при выполнении заданий, требующих переноса знаний школьного курса на другие ситуации. Диагностика читательской грамотности шестиклассников, показавшая в 2019/20 учебном году рост числа учеников, уровень читательской грамотности которых является недостаточным для дальнейшего обучения почти в 2 раза (4,46% – в 2018 г. и 8,44% – в 2019г.).
  3. Данные диагностики естественно-научной грамотности говорят о наличии проблем в этой части. Почти треть учеников показывают уровень ниже базового.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»