Особенности проведения ранней профориентации
посредством дополнительной образовательной
программы «Хореография» в общеобразовательной школе
Шинкарева Софья Ивановна
В настоящее время занятия современной хореографией в хореографических коллективах испытывает большую популярность. Современное хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в системе дополнительного образования и дошкольных учреждениях. Как правило, первое знакомство с танцевальным искусством осуществляется на дополнительной общеразвивающей программе в школе или хореографических школах искусств, которые показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к искусству танца и проведение ранней профориентации.В области педагогики искусства в последнее время большое внимание уделяется особенностям профориентационной хореографической работы. Профориентация является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы и системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности. Самоопределение ребенка, непосредственно, происходит в детском учреждении, где педагоги постепенно формируют у него, навык самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития. И особая роль в этом принадлежит хореографическому искусству. Танец - искусство многогранное, благодаря которому обучающиеся повышают уровень эстетической и танцевальной культуры, развивают музыкальные способности. Посредством учебных занятий на дополнительной общеразвивающей программе в школе развиваются и формируются: навыки общения и культуры поведения в обществе и коллективе; организация своей деятельности; трудолюбие и умение добиваться поставленной цели, а также художественный вкус, развитие и укрепление общего физического состояния организма и т.д.
Профориентация – сопровождение профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда. Специальность хореографа одна из тех специальностей, которые требуют постоянного самосовершенствования на протяжении всей жизни. Выбор профессии хореографа, артиста, осуществляется людьми, которые действительно любят танцы и не представляют своей жизни без них.
С появлением новых видов современного искусства, основанных на синтезе музыки, слова, танца, и проникновением хореографии в различные виды спорта на рынке труда появились новые профессии, связанные с хореографическим искусством непосредственно или опосредованно. Поэтому сегодня специалисты с хореографическим образованием востребованы не только в профессиональных и любительских хореографических коллективах как танцовщики, балетмейстеры, хореографы, репетиторы, педагоги, этнохореографы, но и в профессиональном и любительском спорте (хореограф, педагог-хореограф), центрах по реабилитации здоровья (танцевальный терапевт, кинезиолог), а также в спортивно-досуговых центрах (аниматоры, тренеры по аэробике, постановщики сценических танцевальных эпизодов и др.), танцевальных школах различного профиля.
Педагогическая целесообразность проведения ранней профориентации посредством дополнительной образовательной программы: “Хореография” определена тем, что ориентирует обучающихся на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной и будущей профессиональной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическом хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства, что позволяет стимулировать интерес обучающихся к танцам и к творческой деятельности в целом – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии в школе.