Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка занятий по лепке
из пластилина для детей 5-7 лет в учреждении
дополнительного образования (кружке по интересам)

Кораблева Екатерина Владимировна
Методическая разработка занятий по лепке для детей 5-7 лет состоит десяти занятий. Материалы и оборудование для проведения занятий по лепке из пластилина: наборы пластилина 6 и/или 12 цветов на каждого участника группы, доски и стеки для лепки, картонные основы для плоскостной лепки, вспомогательный материал для каркаса изделий и декорирования (бусинки, бисер, ракушки, природный материал, основы для декорирования и т.п.), подставки для выполненных работ, предметы гигиены и защиты для детей (доски для лепки, влажные и сухие салфетки, передники, силиконовые перчатки). Для наглядности на занятиях также пригодятся дидактические, наглядные и методические материалы. 
Методическая разработка включает в себя:
- обучение детей основным приёмам и техникам работы с пластилином как с рабочим материалом;
- обучение основным приёмам и техникам работы с инструментом и приспособлениями для лепки;
- приобретению умения выполнить работу исходя из словесного описания, наглядному примеру, проявить фантазию при создании работы или выполнить её строго по образцу (в зависимости от поставленной педагогом задачи);
- обучение смешиванию пластилина для получения нужного оттенка и цвета, в т.ч. несложного узора или принта;
- тренировку умелого обращения с инструментом для создания аккуратной работы и создания красивого узора, текстуры или декора;
- тренировку умело использовать вспомогательный материал для создания интересной работы (каркасы, природный материал, оттиски и др.);
- обучение приёмам лепки объёмных деталей изделия, соединения их в одно целое;
- обучение приёмам плоскостной лепки, в т.ч. основам пластилинографии;
- обучение построению несложных композиций из созданных пластилиновых элементов и деталей.
Занятие №1. Вводное занятие, знакомство с лепкой и Программой. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: инструктаж по технике безопасности, разъяснение правил поведения на занятиях, правил приборки рабочего места. Знакомство с видом изобразительного искусства «лепка из пластилина» и основным инструментом для работы.
Практика: лепка из пластилина на свободную тему. Также на вводном занятии (или сразу до/после него) педагог знакомится с обучающимися.
Понадобится: набор пластилина разного цвета для каждого участника занятия, коврики для лепки, основной инструмент для работы с пластилином (стека и ножик).
Краткое содержание занятия:
  1. Введение. Рассказ о предмете занятий, презентация занятий предстоящих творческих работ (распечатанные картинки с примерами тем и работ) для формирования позитивных интересов у детей
  2. Общий инструктаж по технике безопасности на занятиях курса, правила поведения
  3. Знакомство со свойствами материала (пластилин) и основном инструментом для работы
  4. Лепка на свободную тему
  5. Завершение занятия (приборка рабочего места, фотоотчёт)
  6. Обратная связь родителями  
Занятие №2. Фигурки из пластилина. «Разноцветная змейка».
Теория: беседа по теме занятия, объяснение основных приёмов для создания работы, ответы на вопросы участников группы. Словесное и наглядное объяснение темы и содержания занятия, рассматривание образца изделия, знакомство с новым рабочим инструментом
Практика: занятие направлено на обучение способу получения нужного цвета пластилина и расцветки элемента (полного и частичного смешивание), обучение и отработку приёмам размягчения, раскатывания, скатывания пластилина, скручивания «колбасок» между собой и создание простого узора и орнамента. Обучающиеся пробуют делать работу по словесному описанию. Готовая работа представляет собой объёмную фигурку в виде змеи.
Понадобится: набор пластилина разного цвета для каждого участника занятия, коврики для лепки, инструменты для работы с пластилином (стеки разной формы), две устойчивые банки с горячей и холодной водой, влажные и сухие салфетки.
Краткое содержание занятия:
  1. Беседа по теме занятия
  2. Инструктаж по работе с инструментом и технике безопасности на занятии
  3. Учимся смешивать пластилин и получать нужный цвет
4. Отработка навыка раскатывания пластилина в «колбаску»
  1. Учимся перекручивать между собой "колбаски" разной толщины и длины ("колбаски" 2-5 цветов)
  2. Лепим и украшаем змейку
  3. Завершение занятия (приборка рабочего места, фотоотчёт, обратная связь с родителями)  
Занятие №3. Фигурки из пластилина. «Конфетница»
Теория: приобретение теоретических знаний о работе с материалом и инструментом. Словесное и наглядное объяснение темы и содержания занятия, рассматривание образца изделия, знакомство с новым рабочим инструментом
Практика: занятие направлено на отработку приёмов размягчения, смешивания и раскатывания пластилина, получения нужного цвета, формирования пластилина в ровные объёмные формы (шар, кубик, овал и пр.), обучение и отработку приёмов сплющивания, скручивания, расщипывания, оттягивания и разглаживания пластилина, разрезания и соединения деталей между собой. Обучение работе с помощью инструментов для лепки – скалки, формочек, оттисков и пр. Обучающиеся учатся делать работу по аналогии с образцом. Готовая работа представляет собой простую композицию из нескольких элементов: ёмкости (тарелочка, мисочка, конфетница) и наполнения (печенье, конфеты, пирожки, фрукты и т.п. на выбор обучающегося).
Понадобится: набор пластилина разного цвета для каждого участника занятия, коврики для лепки, инструменты для работы с пластилином (стеки разной формы и скалка для лепки), формочки для лепки, две устойчивые банки с горячей и холодной водой, влажные и сухие салфетки. Также можно использовать нетрадиционные инструменты для работы с пластилином – любые рельефные предметы на выбор педагога, которые могут придать форму или узор изделию.  Это могут быть шарики с пупырышками, оттиски и штампы, колпачки фломастеров и т.п.
Краткое содержание занятия:
  1. Беседа по теме занятия. Делаем подарок для мамы, используя наглядный дидактический материал
  2. Инструктаж по работе с инструментом и технике безопасности на занятии
  3. Закрепляем навыки смешивания пластилина и получения нужного цвета, раскатывания
  4. Отработка навыка раскатывания пластилина в «шарик» и «кубышку», обучение приёмам сплющивания и расщипывания пластилина
  5. Учимся раскатывать пластилин с помощью скалки для лепки и делать заготовки с помощью формочек и оттисков, разрезать и соединять между собой детали
  6. Тренируемся делать различные фигуры и узоры их пластилина, отработка навыка раскатывания пластилина в «шарик» и «кубышку», обучение приёмам сплющивания и расщипывания пластилина
  7. Лепим из пластилина посуду (тарелочку/ конфетчицу/ корзиночку) и «угощение» (конфетки, печение и др. сладости)
  8. Завершение занятия (приборка рабочего места, фотоотчёт, обратная связь с родителями)  
Занятие №4. Фигурки из пластилина. «Любимое животное»
Теория: повторение пройденного материала о работе с пластилином и инструментом. Словесное и наглядное объяснение темы и содержания занятия, рассматривание образца изделия, знакомство с новым рабочим инструментом и вспомогательным материалом.
Практика: занятие направлено на закрепление приёмов размягчения, смешивания и раскатывания пластилина, получения нужного цвета, раскатывания пластилина и придание ему нужной формы, толщины и размера, закрепление умения пластилин нужным образом сплющивать, скручивать, расщипывать, оттягивать и разглаживать. Обучение новым приёмам работы: соединение деталей между собой с помощью вспомогательного материала (основ и каркасов), прорисовыванию мелких деталей (шерсть, складки и т.п.), лепки мелкие деталей (глаза, нос, пятнышки и т.п.). Обучающиеся учатся делать работу по словесному описанию и по образам, основанным на памяти и личном опыте. Создание из пластилина фигурки любого животного, не вымышленного.
Понадобится: набор пластилина разного цвета для каждого участника занятия, коврики для лепки, инструменты для работы с пластилином (стеки разной формы и скалка для лепки), вспомогательные предметы – каркасы из пластика или картона, спички (без головки с серой) для соединения деталей между собой, две устойчивые банки с горячей и холодной водой, влажные и сухие салфетки.
Краткое содержание занятия:
  1. Беседа по теме занятия. Выбираем животное для лепки, используя наглядный дидактический материал
  2. Инструктаж по работе с инструментом и технике безопасности на занятии
  3. Учимся раскатывать пластилин соединять деталей между собой с помощью спичек (палочек)
  4. Учимся прорисовывать стеками мелкие детали (шерсть, складки и т.п.), лепить мелкие детали (глаза, носик, пятнышки и т.п.)
  5. Учимся делать пластилиновые детали на каркасе
  6. Собираем и украшаем фигурку животного
  7. Завершение занятия (приборка рабочего места, фотоотчёт, обратная связь с родителями).  
Занятие №5. Фигурки из пластилина. «Насекомые».
Теория: закрепление теоретических знаний о работе с материалом и инструментом. Словесное и наглядное объяснение темы и содержания занятия, рассматривание образца изделия, знакомство с новым рабочим инструментом и вспомогательным материалом
Практика: занятие направлено на закрепление приёмов соединения деталей из пластилина между собой с помощью вспомогательного материала (основ и каркасов), прорисовыванию и лепки мелких деталей мелкие деталей. Знакомятся с приёмами применения природных материалов для создания творческой работы (шишки, ракушки, жёлуди, листья и т.п.). Обучающиеся проявляют фантазию и воображение, учатся делать работу прообразу и по образам, основанным на памяти и личном опыте. Создание из пластилина фигурки любого насекомого (не вымышленного).
Понадобится: набор пластилина разного цвета для каждого участника занятия, коврики для лепки, инструменты для работы с пластилином (стеки разной формы и скалка для лепки), природные материалы (каштаны, ракушки, веточки, жёлуди и т.п.) в качестве каркаса и декора для изделия, спички (без головки с серой) для соединения деталей между собой, основа под фигурку (плотный картон), две устойчивые банки с горячей и холодной водой, влажные и сухие салфетки.
Краткое содержание занятия:
  1. Беседа по теме занятия. Выбираем насекомое для лепки, используя наглядный дидактический материал
  2. Инструктаж по работе с инструментом и природным материалом, техника безопасности на занятии
  3. Учимся работать с пластилином и природным материалом, развиваем воображение
  4. Лепим и украшаем фигурку насекомого
  5. Учимся создавать и выделять мелкие детали фигурки, используя природный материал и инструменты для лепки
  6.  Завершение занятия (приборка рабочего места, фотоотчёт, обратная связь с родителями).  
Занятие №6. Фигурки из пластилина. «Смешарики из мультфильма»
Теория: словесное и наглядное объяснение темы и содержания занятия, рассматривание образца изделия и методических материалов (слады на ноутбуке или распечатанные в цвете изображения персонажей мультика «Смешарики», а также фотография соответствующей пластилиновой работы). Инструкция по созданию работы, объяснение каждого этапа создания
Практика: занятие направлено на обучение детей делать работу строго по образцу, чётко следовать объяснению педагога и порядку создания работы. Выполнение объёмной фигурки из пластилина по образцу, которая представляет собой фигурку персонажа мультфильма «Смешарики» на выбор обучающегося.
Понадобится: набор пластилина разного цвета для  каждого участника занятия, коврики для лепки, инструменты для работы с пластилином (стеки разной формы и скалка для лепки), маленькие каштаны или шарики в качестве каркаса для фигурки, спички (без головки с серой) для соединения деталей между собой, основа под фигурку (плотный картон), карточки с изображением персонажей мультфильма «Смешарики» (наглядный материал), две устойчивые банки с горячей и холодной водой, влажные и сухие салфетки
Краткое содержание занятия:
  1. Беседа по теме занятия. Выбираем персонажа для лепки, используя наглядный дидактический материал
  2. Инструктаж по работе с инструментом и техника безопасности на занятии
  3. Учимся лепить по образцу и определённому заданию
  4. Лепим и украшаем фигурку смешарика
  5. Учимся создавать и выделять мелкие детали фигурки, используя различные инструменты для лепки
  6. Завершение занятия (приборка рабочего места, фотоотчёт, обратная связь с родителями) 
Занятие №7. Плоскостная лепка на картоне. Композиция «Грибы».
Теория: приобретение основных теоретических знаний о плоскостной лепке и пластилинографии. Словесное и наглядное объяснение темы и содержания занятия, рассматривание образца изделия, знакомство с новым рабочим инструментом и вспомогательным материалом. Знакомство с мозаичной техникой.
Практика: знакомство на практике с новым видом техники работы с пластилином – плоскостной лепкой и пластилинографией. Знакомство с техникой выполнения раскраски с помощью пластилина в мозаичной технике – обучающиеся пробуют и тренируются создавать рисунок в рамках очерченных границ с помощью мелких шариков из пластилина. Готовая работа представляет собой пластилиновую картину на заданную тему
Понадобится: набор пластилина разного цвета для  каждого участника занятия, коврики для лепки, инструменты для работы с пластилином (стеки разной формы), плотный коробочный картон в качестве основания для поделки (размер не более 14х21 (А5) или 15х15),  распечатки образца для макета, простые карандаши, две устойчивые банки с горячей и холодной водой, влажные и сухие салфетки. Также можно использовать материалы для декора – фигурные макароны, бусинки, пайетки, мелкие ракушки, зёрна на бобовые, пуговицы и др. лёгкий материал
Краткое содержание занятия:
  1. Беседа по теме занятия, используя наглядный дидактический материал
  2. Инструктаж по работе с инструментом и техника безопасности на занятии
  3. Нанесение на картонную основу эскиза (рисуем простым карандашом, соблюдая пропорции и масштаб)
  4. Создание пластилиновых заготовок для картины: много маленьких шариков, «колбаски» и т.п. нужного цвета и размера
  5. Наносим пластилин на картон, тем самым создавая красочную картину
  6. Украшаем изделие различным материалом
  7. Завершение занятия (приборка рабочего места, фотоотчёт, обратная связь с родителями)  
Занятие №8. Рисуем пластилином. Композиция «Птички на ветке»
Теория: повторение пройденного материала о
плоскостной лепке и приёмах пластилинографии. Словесное и наглядное объяснение темы и содержания занятия, рассматривание образца изделия, просмотр слайдов на ноутбуке с примерами создания работ на заданную тему. Знакомство модульной техникой лепки.
Практика: занятие направлено на повторение и отработку изученных по Программе приёмов. Отработка на практике приёмов размягчения, раскатывания и скатывания, скручивания «колбасок» и других технических элементов, создание орнамента из пластилина и узора с помощью инструмента, нанесения мазков и пр., перемежение между собой и чередование пластилиновых деталей с целью создания рисунка на заданную тему
Понадобится: набор пластилина разного цвета для  каждого участника занятия, коврики для лепки, инструменты для работы с пластилином (стеки разной формы), плотный коробочный картон в качестве основания для поделки (размер 30х21 (А4), распечатки раскраски птички, сидящей на ветке, клей-карандаш, две устойчивые банки с горячей и холодной водой, влажные и сухие салфетки. Также можно использовать материалы для декора – бусинки, пайетки, семечки, зёрна на бобовые, пуговицы и др. лёгкий материал
Краткое содержание занятия:
  1. Беседа по теме занятия, используя наглядный дидактический материал
  2. Инструктаж по работе с инструментом и техника безопасности на занятии
  3. Приклеиваем на картонную основу раскраску с птичкой
  4. «Раскрашиваем» раскраску с помощью пластилина
  5. Украшаем картинку различным декоративным материалом
  6. Завершение занятия (приборка рабочего места, фотоотчёт, обратная связь с родителями)  
Занятие №9. Плоскостная лепка на картоне. Композиция «Аквариум».
Теория: повторение пройденного материала о плоскостной лепке и приёмах пластилинографии. Словесное и наглядное объяснение темы и содержания занятия, рассматривание образца изделия, просмотр слайдов на ноутбуке с примерами создания работ на заданную тему.
Практика: занятие направлено на повторение и пройденного материала. Отработка и закрепление на практике приёмов плоскостной лепки, создание сюжетной пластилиновой картины на заданную тему
Понадобится: набор пластилина разного цвета для каждого участника занятия, коврики для лепки, инструменты для работы с пластилином (стеки разной формы), картонные тарелочки по количеству участников, нетрадиционные инструменты для работы с пластилином (любые рельефные предметы на выбор педагога, которые могут придать форму или узор изделию – шарики с пупырышками, оттиски и штампы, колпачки фломастеров и т.п.),  две устойчивые банки с горячей и холодной водой, влажные и сухие салфетки. Также можно использовать материалы для декора – бусинки, пайетки, семечки, зёрна на бобовые, пуговицы и др. лёгкий материал
Краткое содержание занятия:
  1. Беседа по теме занятия, используя наглядный дидактический материал
  2. Инструктаж по работе с инструментом и техника безопасности на занятии
  3. Делаем фон (наносим на картонную тарелочку тонким слоем голубой пластилин) и рисуем синим пластилином горлышко аквариума
  4. Лепим песочное дно, водоросли, камушки и морскую звезду
  5. Лепим маленьких, плоских рыбок и осьминога
  6. Добавляем «пузыри» и украшаем рыбок различным материалом
  7. Завершение занятия (приборка рабочего места, фотоотчёт, обратная связь с родителями)  
Занятие №10. Плоскостная лепка на картоне. Композиция «На лугу»
Теория: повторение пройденного материала о
плоскостной лепке и приёмах пластилинографии. Словесное и наглядное объяснение темы и содержания занятия, рассматривание образца изделия, просмотр слайдов на ноутбуке с примерами создания работ на заданную тему. Знакомство с многослойной пластилинографией.
Практика: занятие направлено на отработку всех ранее изученных по Программе приёмов лепки. Отработка на практике приёмов размягчения, раскатывания и скатывания, скручивания «колбасок» и других технических элементов, создание орнамента из пластилина и узора с помощью инструмента, нанесения мазков и пр., перемежение между собой и чередование пластилиновых деталей с целью создания рисунка на заданную тему. Обучающие учатся создавать работу по схеме, применяя при этом свою фантазию и воображение.
Понадобится: набор пластилина разного цвета для  каждого участника занятия, коврики для лепки, инструменты для работы с пластилином (стеки разной формы), плотный коробочный картон в качестве основания для поделки (размер не более 14х21 (А5) или 15х15) предварительно выкрашенные в голубой цвет (или плотный голубой картон),  простые карандаши, две устойчивые банки с горячей и холодной водой, влажные и сухие салфетки.
Краткое содержание занятия:
  1. Беседа по теме занятия, используя наглядный дидактический материал
  2. Инструктаж по работе с инструментом и техника безопасности на занятии
  3. Рисуем карандашами эскиз
  4. Намечаем пластилином большие (главные) объекты на будущей картине 
  5. Лепим маленькие детали
  6. Работаем инструментом: создаём узор, делаем рельеф, прорисовываем мелкие детали
  7. Завершение занятия (приборка рабочего места, фотоотчёт, обратная связь с родителями).
Автор-разработчик: Кораблева Екатерина Владимировна, инструктор по труду отделения психолого-педагогической помощи №1 Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Центре социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»