Использование современных образовательных технологий
в программе естественнонаучной направленности
В данной статье автор поставил своей целью подобрать различные варианты современных образовательных технологий с видами деятельности, которые могут быть использованы педагогом дополнительного образования при подготовке программы естественнонаучной направленности (Срок реализации 1 год, 72 часа. Возраст учащихся: 9-11 лет).
Цель программы: развитие познавательных интересов учащихся к окружающему миру посредством повышения экологической грамотности, воспитания эмоционально-ценностного и ответственного отношения к природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с основными экологическими понятиями, законами экологии, целями и задачами экологического воспитания;
- способствовать усвоению знаний об экологических проблемах и путях их решения, пониманию многосторонней ценности природы для общества и человека;
- углубить знания о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительного и животного мира в экосистеме леса;
- показать влияние природно-экологических факторов на здоровье человека, взаимосвязь между здоровьем и состоянием техногенного загрязнения и приобретенных вследствие этого заболеваний;
- способствовать приобретению учащимися практических навыков исследовательской и проектной деятельности;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
Развивающие:
- развивать интерес к экологии, к экологическим проблемам, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающего мира;
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях и находить целесообразное решение проблемы;
- развивать коммуникативные навыки, навыки совместной деятельности, навыки рефлексии, умение аргументировать собственную точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать потребность в общении с природой;
- формировать экологическую культуру: правильное поведение в природе;
- способствовать формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- воспитывать ответственность за состояние окружающей среды и ее рациональное использование;
- воспитывать духовно-нравственные качества: гуманность, толерантность, отзывчивость, трудолюбие, самостоятельность, инициативность, чистоплотность, аккуратность;
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностные результаты:
- мотивация и познавательный интерес к изучению окружающего мира;
- бережное, уважительное и ответственное отношение к природе;
- восприятие природы как объекта охраны и защиты;
- установка на здоровый образ жизни;
- приобретение коммуникативных навыков и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения, умения предотвращать конфликтные ситуации;
- взаимопонимание, успешное взаимодействие с педагогами и сверстниками в учебных и житейских ситуациях;
- способность ставить цели и осуществлять их;
- адекватная самооценка и оценка, как своей деятельности, так и деятельности других;
- проявление этических качеств: доброжелательность, отзывчивость, толерантность и др.
- Способы проверки: наблюдение, тестирование, анкетирование.
Метапредметные результаты:
- овладение различными видами деятельности по получению знаний (умение добывать информацию из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, критически оценивать и интерпретировать, умело применять знания на практике);
- определение проблем и причин их возникновения, способность формировать и отстаивать собственное мнение, высказывать решения по их устранению;
- развитие самостоятельности при выполнении исследовательской и проектной деятельности;
- использование коммуникативных навыков при разработке путей решения экологических проблем, умение работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и т.д., общественная активность.
- Способы проверки: наблюдение, практические задания, выставки, написание и защита проектов, диспуты, участие в экологических мероприятиях.
Групповые технологии
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Разновидности групповых технологий: групповой опрос; дискуссия; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповых технологий: учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; виден вклад каждого ученика в выполнении задания; состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Уровни коллективной деятельности в группе: одновременная работа со всей группой; работа в парах;
Функции педагога: контролирует; отвечает на вопросы; регулирует споры; оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у учащихся самостоятельность и коммуникативность.
Занятие
- Работа в командах «Что будет, если…». Детям предлагается ситуация с заселением в экосистему животного или растения, для неё не характерных. Они пытаются спрогнозировать, какие изменения произойдут в результате интродукции. Например, разведение кроликов в Австралии, выращивание борщевика в Подмосковье и т.д.
- Практическая работа в парах «В поисках источников энергии». Дети вспоминают источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). Рассматривают плюсы и минусы их использования. Выбирают лучшие источники энергии.
- Сортировка мусора по классам.
Каждая группа обчающихся получает набор карточек с изображением отходов, мусорных контейнеров и таблицу условных обозначений классов переработки. На скорость команды рассортировывают отходы.
Игровые технологии
Игровая технология – технология обучения, в основе которой лежит взаимосвязь
имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе
решения учебных задач достаточно высокого уровня проблемной.
Занятие
Опыт “Очистка от разливов нефти”
Разлив нефти происходит, когда жидкость нефтяных углеводородов выбрасывается в окружающую среду в результате человеческой ошибки. Эта форма загрязнения может занять месяцы, даже годы для эффективной очистки окружающей среды. Последствия могут быть разрушительными, особенно для птиц и морских обитателей. Птицы, которые подвергаются разрушительному действию разлива нефти, склонны к повреждению почек, неисправности печени, обезвоживанию и метаболическим дисбалансам. Один из самых разрушительных разливов нефти произошел в 1989 году в проливе Принца Уильяма на Аляске.
Для выполнения опыта понадобится:
- небольшой кусок алюминиевой фольги
- растительное масло
- форма для выпечки или другая плоская емкость
- вода
- несколько ватных шариков
Эксперимент:
1.Налейте воду в форму для выпечки или другую плоскую емкость.
2.Сделайте из фольги подобие лодки или катера размером с палец.
3.Заполните лодку маслом и поместите ее на поверхности воды в форму для выпечки.
4.Опрокиньте лодку.
5.Подождите несколько минут, когда масло загрязнит воду и начнет распространяться.
6.Теперь пришло время для наведения порядка. Используйте ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их на загрязненной территории.
7.Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать?
Примечание: у Вас не займет много времени, чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет приложить, когда разливается большое количество нефти.
Наблюдение: вы заметите, что масло остается на поверхности воды и начинает рассеиваться по всей поверхности. Если бы Вы создали волны в воде, масло распространялось бы более быстрыми темпами.
Результат: ватные шарики поглощают масло, но и принимают много воды вместе с ней. Если бы Вы попытались очистить ковш разлитой нефти, Вам пришлось бы приложить намного больше усилий.
Технология коллективной творческой деятельности
Совместная деятельность детей при которой все члены коллектива участвуют в: планировании; подготовке; осуществлении; анализе любого дела.
Мотив деятельности детей - стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Формы КТД: трудовые дела; познавательные дела; художественные дела; спортивные дела. Принципы организации: состязательность; игра; импровизация. Технология коллективной творческой деятельности.
Занятие
- Знакомство с творчеством художников (просмотр презентации), создающими изделия из вторсырья.
- Изготовление собственных поделок из пластиковых бутылок, крышек, стеклянных бутылок, жестяных банок, газет, журналов, дисков.
- Организация выставки поделок
Проектная технология
Проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполненный детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из: объекта труда, изготовленного в процессе проектирования; его преставления в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов - технология обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Проект «Мой экологический след»
Задачи проекта:
1. Провести расчет «экологического следа» каждого участника проекта.
2. Выявить сферы повседневной жизни (жилье, энергия, транспорт, питание, вода, отходы), в которых идет избыточное и расточительное использование природных ресурсов участниками проекта.
3. Провести расчеты потребления электроэнергии, воды в семьях участников проекта.
4. Провести учет бытовых отходов.
5. Выработать рекомендации и подготовить выступления, видеоролики, в которых будет рассказано о способах экономии воды, электроэнергии в домашних условиях, о том, как использовать вторично бытовой мусор, или как уменьшить его количество.
Технологии обучения здоровью
Включение в программу тем «Экология и здоровый образ жизни», «Экология питания. ГМО: экологические риски»
КЕЙС-технология
• Кейс-технология позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
Кейс «Вернуть волков»
Разбор кейса по возвращению волков в Йеллоустоунский заповедник. Знакомство обучающихся с Йеллоустоунским заповедником (демонстрация презентации, рассказ педагога). Обозначена сложившаяся в заповеднике к 1990 годам обстановка.
Работа в группах: группы получили карточки с описанием участников экосистемы и должны на основе имеющихся знаний и доступных источников выявить необходимые условия для благоденствия вида. Установить причины избыточного развития или упадка вида. Сформулировать собственные предложения по восстановлению баланса.
Представитель от группы озвучивает выработанные решения.
Объединение групповых решений.
Обучающиеся выстраивают схему экосистемы (раскладывают в нужном порядке карточки), озвучивают свои предложения по восстановлению баланса.
Педагог корректирует при необходимости ход обсуждения. В конце занятия озвучивает реально приятые меры.
Технология Мировоззренческое кино
Просмотр фильма в группе или дома, затем проведение устной дискуссии
– высказывание своей точки зрения на фильм первым желающим
– установление правила: каждый может высказать свое мнение только после того, как он пересказал идеи, выраженные говорившим до него, так, что тот выразит согласие с пересказом
– продолжение дискуссии с соблюдением установленного правила
– итоговая рефлексия;
Рекомендуемые фильмы:
Дом. История путешествия (2009)
Мусор (2012)
Свалка (2010)
Остров цветов (1989)