Дополнительное образование - развитие мотивации
личности к познанию и творчеству, самореализации
и самоопределению
Гуркина Алена Алексеевна
Программы дополнительного образования предполагают широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. (Кроме того, детские работы, спектакли, сочинялки - это не только творчество ребенка, но и зрительная информация для родителей и украшение интерьера.)Основная цель дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг. Главный приоритет в деятельности педагогов дополнительного образования - выявление интересов учащихся, ориентация на ценности, развитие познавательного интереса.
Занятия в группах по интересам дает возможность учащимся найти занятия, которые будут раскрывать природные наклонности, помогут раскрыть творческую сторону личности, добиться успеха в выбранной сфере, повысить самооценку, самоутвердиться в коллективе, реализовать потребности души.
Черты педагогики дополнительного образования:
•создание условий для свободного выбора видов деятельности;
•личностно-деятельный характер образовательного процесса,;
•личностно-ориентированный подход к ребенку;
•создание условий для самоопределения и самореализации.
Дополнительное образование детей помогает:
1. создать яркий общекультурный и эмоционально - окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей и успешность освоения его содержания;
2. осуществлять воспитание через творческие виды деятельности, которые помогают формировать нравственные , духовные, культурные ориентиры.
3. создать пространство для обучающихся для реализации их в художественной, технической, спортивной, научно- исследовательской и деятельности.
4. дать знания, необходимые для определения индивидуального образовательного пути, жизненных и профессиональных приоритетов.
Деятельность в группах для создания ситуации успеха, самореализации и самоопределения должна происходить в соответствии с следующими принципами:
• удобство и доброжелательная атмосфера, создание для каждого ситуации успеха, внутренняя мотивация, создание эмоциональной вовлеченности в творческий процесс.
• от простого к сложному: постепенный переход к самостоятельности, «открытие новых знаний».
• разнообразие и вариативность: создание условий для самостоятельного выбора видов работы, типов заданий, материалов, техники и др.
• персональный подход: создание творческой активности ребенка и дружелюбной атмосферы.
• сотрудничество и доброжелательность: общение с ребенком строится на доверительной основе,
• интеграция: интегративный характер всех аспектов развития личности: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Современная система дополнительного образования становится тем пространством, в котором происходит передача от поколения к поколению культурных норм и ценностей, средой формирования личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.
Оно раскрывает огромные возможности для формирования творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Особенность системы дополнительного образования состоит в добровольном выборе направления и вида деятельности, учителя, форм работы и программ, реализуется с учётом интересов и желаний, возможностей и потребностей ребёнка.
Положительными результатами работы по модернизации дополнительного образования можно считать:
– более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОО с учреждениями образования и культуры;
– повышение качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОО.
Ценность дополнительного образования в ДОУ состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую программы ДОУ, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных детьми на непосредственной образовательной деятельности, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование.
Дополнительные образовательные услуги, направлены на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации своего свободного времени, а так же на освоение образовательной программы ДОУ.