Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Занятие по теме

Один за всех и все за одного

в рамках обьединения "В готях у сказки"
Шевелева Ксения Павловна
Сказкотерапия дословно переводится как лечение сказкой. Есть психотерапевтические (направлены на лечение психологических проблем), психокоррекционные (направлены на коррекцию поведения), авторские, народные, дидактические (на освоение предмета, решение учебных), медитативные (расслабляющие) сказки. В основном сказкотерпия используется в психологии и это довольно молодая ее отрасль. Но если капнуть глубже – сказка из покон веков является одним из приемов воспитания души человека, хрянилищем традиций, культуры, мудрости и добра всего человечества.
Почему основой для своих занятий с детьми я взяла сказкотерапию. Во-первых сказка-неотъемлемая часть жизни ребенка. Подсознательно ребенок воспринимает информацию, эмоциональный фон через образы. Ему легче чему то научиться, что-то усвоить, как-то поступать, если есть пример. В древности, когда не было психологов, психотерапевтов, учителей в школе с воспитательными программами, родители учили детей, как поступать в жизни, с помощью коротких поучительных историй. В них действовали любимые герои, поэтому истории хорошо запоминались и надолго оставались в памяти. За период детства у ребенка складывался целый банк поведенческих примеров. По сути, выходя во взрослую жизнь, имеет для себя примеры поступков в любых жизненных ситуациях. Еще один определяющий аспект сказочного учения – сказка всегда имеет хороший конец, добро побеждает, зло наказано, герой - на высоте. Благодаря этому обстоятельству ребенок чувствует себя уверенно и защищенно. Бессознательно отожествляет себя с главным героем любой истории, он, преодолев все трудности и невзгоды, в конечном счете «живет долго и счастливо».  при этом получает жизненный урок, пополняет и обогащает свою систему ценностей.
Я не случайно сказала, что использую лишь основу сказкотерапии,  поскольку основной целью моих занятий является не лечение и не психокоррекция, а профилактика проблем и трудностей, с которыми ребенок может столкнуться в жизни.
Идея создания «моей сказкотерапии»  возникла, в первую очередь, из-за необходимости в помощи первоклассникам. Зачастую адаптация к новым условиям жизни первоклассника может опустошить его физические и эмоциональные ресурсы. Чтобы поддержать его, помочь в становлении личности и раскрытию творческих способностей  младшего школьника занимательным и действенным способом, я создала программу по сказкотерапии. Следовательно, целью «сказкотерапии» является Развитие положительной «Я-концепции» ребенка.
Привлекательность метода сказкотерапии заключается в следующем:
  1. Отсутствие в сказках дидактики и нравоучений.
Самое большее, что может присутствовать в сказке – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
  1. Неопределенность места действия и главного героя.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» Сказка дает понять, что такая история могла произойти где угодно. Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке.
Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена героев повторяются из сказки в сказку. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. Герой не сдается и не предает себя и других, за что и бывает награжден чудом.
  1. Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую сказку может воспринять по-другому.
Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
  1. Четкое разделение добра и зла. Победа добра. Психологическая защищенность.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать его более сильным и мудрым. Герой, совершивший плохой поступок, получит по заслугам. Формируется закон жизни – как ты относишься к Миру, так и он отнесется к тебе.
  1. Наличие тайны и волшебства.
Итак, сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. Программа разработана с учетом особенностей детей с ОВЗ.
На занятиях я использую следующие методы6
1.Рассказывание сказок.
Рассказывание сказок как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы.
  • Рассказывание группе новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывает взрослый.
Смысл такого рассказывания заключается в том, что, зная сказочные ситуации и то, как они могут способствовать развитию ребенка, рассказчик может сознательно делать на этом акценты. У ребенка активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту.
  • Групповое рассказывание сказок.
  1. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки.
  2. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
  3. Групповое придумывание сказки.
  4. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Можно одушевить любой предмет или часть окружающей среды. Детям такой метод может быть особенно полезен, т.к. он помогает встать на место другого человека.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:
  1. Развитие фантазии и воображения;
  2. Развитие умения выражать свои мысли;
  3. Развитие памяти и внимания;
  4. Развитие способности слушать другого человека, следить за ходом его мыслей и умение пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования;
  5. Сплоченность группы;
  6. Развитие способности к децентрированию, умение встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
 
  1. Сочинение сказок.
Сочиненная ребенком сказка само по себе психотерапевтическое явление, потому что есть продукт творческого акта. Человек, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активирует свои бессознательные стремления, обеспечивая свое личностное развитие.
 
  1. Аналитическое направление.
Служит для развития умственной сферы ребенка.
Суть этого направления – интерпретация сказок.
Цель метода – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.
Сказочная ситуация, которая задается детям, должна отвечать определенным требованиям:
  1. Ситуация не должна иметь готового правильного ответа;
  2. Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему (преодоление препятствий, оказание взаимопомощи, прогнозирование своих действий);
  3. Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяет решить следующие задачи:
  1. Развитие творческого (креативного) мышления ребенка;
  2. Совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли);
  3. Развитие фантазии и воображения;
  4. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
  5. Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
 
  1. Игровая деятельность.
Позволяет ребенку преодолеть психологический барьер, вовлекает в процесс, снимет напряжение
 
  1. Творческая направленность.
Ребенок выражает свое эмоциональное состояние и отношение к сказке, героям на бумаге.
Задачи программы «Сказкотерапия»
Образовательные:
  • приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции.
  • Научить сочинять собственные сказки
Развивающие:
  • развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие,  способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни; умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок;
  • развивать умение видеть, ценить и беречь красоту родного края;
  • развивать прикладные умения и навыки;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие устной речи, навыков общения;
  • развитие фантазии и воображения;
  • развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
  • развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети);
  • развитие памяти и внимания.
Воспитательные:
  • создать климат взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности;
  • воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
  • воспитание художественного вкуса на основе эмоционально-чувственного отношения к прочитанному;
  • воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости.
Планируемые результаты.
 
Предметные:
  • Знаком со сказками
  • Владеет навыками пересказа сказки своими словами
  • Умеет выявлять основную мысль сказки
  • Умеет сочинять собственные сказки
 
Личностные:
  • Развиты внимание и память
  • развиты фантазия, воображение, образное мышление
  • развита эмпатия
  • развиты речь и мелкая моторика
  • владеет приемами самостоятельной и коллективной работы
 
Метапредметные:
  • имеет интерес к сказкам, чтению
  • восприимчив к духовно-нравственной красоте мира
  • готов поделиться своими мыслями с коллективом
  • готов к творческому сотрудничеству
  • сформирована любознательность и потребность к чтению
 
Дети всесторонне развиваются, выполняя основные виды деятельности (умственная работа, подвижные игры, арттерапия).
 
Темы моей программы «Сказкотерапия» на один учебный год:
  1. Добро пожаловать в сказку. Любимые сказки, любимые герои. Любимые игрушки. Виды сказок.
  2. Сплочение коллектива, на налаживания сотрудничества и уменьшение конфликтов в группе.На данном этапе программы работа направлена на сплочение детского коллектива, развитие произвольности поведения, стимулирование творческого самовыражения, освоение первичных умений и навыков, необходимых для работы с использованием метода сказкотерапии.
  3. Повышение самооценки ребенка.  Вера в свои силы, в себя. Работа направлена на формирование позитивного отношения к своему «Я», раскрытие своего «Я», повышение самооценки, формирование адекватных форм поведения.
  4. Развитие самостоятельности ребенка. Развиваем способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.
  5. Сказки, направленные на умение выражать свои чувства и     понимать, что чувствуют другие. Развитие внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
  6.  Сказки, развивающие чувство сострадания, доброту.
  7. Сказки, воспитывающие трудолюбие.
  8. Воспитание ответственности.
  9. Приучение к чистоплотности.
  10. Сказки, направленные на преодоление страхов.
  11. Развитие жажды познания.
  12. Развитие любви и уважения к природе, к своему дому.
Мы работаем с различными видами сказок, в зависимости от темы.
Художественные сказки. Наиболее приближенные к фольклору. Универсальные, используются в качестве поддерживающей терапии.
Психотерапевтические сказки. Направлены на конкретные проблемы поведения или периода взросления детей. Так же универсальные, не требующие адаптации психологом под конкретного ребенка.
Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления, релаксации.
Структура моего занятия:
Приветствие. Ритуал, который расслабляет детей, настраивает на дружественный лад. Для нас это волшебные слова. Мы поворачивамся друг к друг и, глядя в глаза, говорим: «Я рад тебя видеть». Потом я всем говорю, что я тоже рада их видеть. И мы преступаем к следующему этапу занятия.
Целеполагание. Каждая сказка, как верный товарищ, который поможет нам и поддержит в трудной ситуации. Она обогащает нас опытом и знанием и дает нам ценный урок. Нам его остается только разгадать. Для этого нам нужно послушать, подумать и разгадать сказочный смысл. Дальше следует ритуал «вхождение в сказку».
Основной этап занятия. Строется с чередованием видов деятельности и ритмов. Слушаем сказку, по ходу сказки беседуем, выполняем сказочные задачи, помогаем горою или героям преодолевать препятствия.
Оценочный этап. Подводим итог. Находим главную мысль сказочной истории. Обсуждаем подобные ситуации в жизни детей. Оцениваем свои успехи с прохождением испытаний.
Рефлексия. Выполнение творческого задания (рисование, прикладное творчество, театрализация), направленного на цель занятия.
И в конце занятия у нас - ритуал прощания.
Сказка- безумно ресурсная вещь для ребенка. А сели ее еще и правильно подать, то возможно решить, а главное предупредить множество настоящих и будущих проблем и сложностей человека.
На моих занятиях каждый ребенок имеет возможность самовыразиться, почувствовать себя героем, поиграть, послушать других, высказать свое мнение. Главная установка для меня – каждый ребенок ХОРОШИЙ, каждый СУПЕРГЕРОЙ. Как же необходимо каждому человеку понимать и чувствовать себя таковым в любом возрасте. Вера в себя творит настоящие чудеса. Все по плечу человеку, уверовавшему в свои силы.
Привить моральные устои, добро, нравственность, культуру, силу духа, веру в себя – то есть повлиять на развитие Человека в человеке и есть сверхсверхзадача моей работы.
 
Формула успеха:
 
добрая сказка  +вера в ребенка = каждый ребенок - супергерой!
 
Тема: Один за всех и все за одного.
Цель занятия: сплочение коллектива.
Задачи:
Научить детей работать и играть вместе.
 Создать условия для дружной совместной деятельности.
Сформирование навыки социального творчества.
Методы: наглядно-слуховой, словесный, дедуктивный, игровой, личностный тренинг
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: стулья или коврик, игровой инвентарь (льдины, части коробля), музыкальная колонка.
План занятия:
  1. Организационный этап.
Приветсвие.
  1. Постановка цели и задач. Мотивация обучающихся.
Вхождение в сказку.
3) Актуализация знаний
Чтение сказки Сутеева «Кораблик».
5) проверка понимания
Беседа на тему сказки.
6) Игровая часть
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
 
 
Ход занятия:
Организационная часть.
Традиционное приветствие на сказкотерапии.  «Я рад тебя видеть».
Вспоминаем правила работы на занятии.
Постановка целей и задач. Мотивация обучающихся.
- сегодня к нам пришла очень интересная сказка,  которая отправит нас в интересное путешествие.
-прежде, чем начать ее, давайте позовем нашу сказку. «1,2,3, сказка новая начнись».
Актуализация знаний.
Читаем сказку Сутеева «Кораблик».
Проверка понимания.
Беседа по сказке.
-
Игровая часть.
 Отправляемся на поиски нашего пропавшего корабля дружбы.
Первое испытание (сплочение коллектива, преодоление трудности совместными усилиями): Игра «Льдины».
Второе испытание (формирование положительной «я - концепции», принятие другого человека – создание дружественной атмосферы): личностный тренинг «Что во мне хорошего».
Третье испытание (каждый из детей –личность и часть общего дела): игра «Змейка».
Четвертое испытание (формирование навыка совместного творчества): Танец дружбы.
Рефлексия: обсуждение , вывод.
Какие препятствия мы преодолели?
Что помогло нам победить?
Справились ли мы в одиночку?
Какие чувства возникли у вас, когда  называли ваши положительные качества?
Что вы почувствовали, когда называли хорошие качества другого человека?
Что такое дружба?
Заключительная часть.
Прощание: «Ты сегодня –
молодец».



 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»