Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальный педагогический опыт в моделировании
творческой образовательной среды

Базанова Венера Никифоровна,
педагог дополнительного образования
ГБДОУ № 14 Детский сад
Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальной задачей в развитии творческого потенциала дошкольников является не только повышение развивающего эффекта образования, но и необходимость в гуманизации  воспитательно-образовательного процесса, что предполагает поворот к личности ребенка, его индивидуальности, учет его потребностей и способностей.
Студийная работа дает возможность детям, через овладение основами языка искусств, переживание его художественных образов включиться в процесс творчества. Каждый ребенок в условиях эстетически и художественно насыщенной развивающей среды по ассоциациям, по представлениям, воссоздавая или рождая новые образы, активно участвует в художественном творчестве. Творческое развитие ребенка предполагает наличие творческой личности педагога. Успешность реализации творческих задач полностью зависит от личности педагога. Педагог несет не только знания, педагог ответственен за духовное здоровье и развитие ребенка. Развивая подлинную интеллигентность в педагоге, мы создаем психологически комфортную среду для развития ребенка. Творческий педагог это человек, который может превратить процесс обучения в игру, сделав его успешным. Игра является естественным процессом развития и познания, органичным природе ребенка. Игра это условность, которую можно преобразовывать, это процесс творчества, в котором создается и познается новое. Игра позволяет педагогу уйти от авторитарности и стать с детьми партнерами. Партнерство дает ребенку возможность почувствовать свою значимость, перейти от пассивного обучения к активному самостоятельному поиску, где знания не даются, а добываются. Игра происходит в деятельности. В основе работы с детьми положен «Деятельный» педагогический принцип, опирающийся на психофизические возможности возраста. Ребенок необычайно активен, он познает мир в деятельности. «Деятельный» принцип позволяет, включившись в работу, опытным путем приобретать знания. В художественной деятельности ребенка важен не столько продукт, сколько сам процесс создания творческой работы. Занятия носят игровой характер, где сам процесс создания творческой работы является развивающим актом. Дети отходят от четкого изображения предмета и пытаются передать настроение, найти сходство предметов, выделить основные признаки, пофантазировать. Ребенок в своем творчестве использует различные художественные материалы и инструменты, включая нетрадиционные – все то, что поможет увидеть его творческую работу. Предлагаемые игровые занятия просты в выполнении, это условие позволяет раскрепостить детей. Ребенок не сосредоточен на том, как выполнить работу, он поглощён творческим поиском. Выложить пластилиновыми палочками куст оказывается легче, чем нарисовать,  появляется возможность изменить форму, приобрести опыт. Ребенок прикладывает, убирает, сгибает, находя нужное положение: «На что похож осенний куст?» Детям нравится, когда их рисунок, творческая работа приобретает объем, она как бы оживает, выходит из листа, становится реальной. На занятии ребенок играет.  Листья осеннего куста превратились в кошачьи глаза и сразу тонкие ветки начинают напоминать тонкую, длинную шерсть, усы и так далее. Куст превращается в кота. Перевернем листья. Получились глаза совы, глаза ночной птицы превратили ветви куста в раскинутые крылья и так далее. На занятиях, игровая ситуация ставит ребенка перед выбором: Подними самый тяжелый «камень - цвет». Взаимодействуя с цветом, дети приобретают чувственный опыт. Наряду с изобразительной функцией, ребенок познает эмоциональную, более значимую, функцию цвета в художественном творчестве. Например: игровая ситуация с вороной разного цвета, где ребенку предлагается выбрать ворону, которая сочиняет стихи или ворону, которая может растоптать бабочку. Игра подталкивает ребенка к передаче своего ощущения цвета, связывая его с характером образа. Детям предлагаются игры, раскрывающие эмоциональность линии, жеста, позы. Ввод игровых моментов, позволяющих через пластику тела передавать различные эмоциональные состояния художественных образов. Развитие образного ассоциативного мышления поможет ребенку полнее воспринимать художественные произведения, научит не только смотреть, но и видеть, сопереживать, послужит развитию эстетической чувствительности.
Приобщение детей к изобразительному искусству проходит в рамках музейно – педагогической программы. Музейные занятия обогащают опытом чувственного восприятия мира, способствуют интеллектуальному, эмоциональному и творческому развитию. Опыт работы показал, что наиболее эффективным является сочетание занятий музейных и в творческой изостудии. Музей способствует эстетическому развитию, даёт новый жизненный и эмоциональный опыт; студия углубляет полученный опыт, предоставляет возможность творческой самореализации. В результате комплексного подхода реализуется свобода самовыражения, раскрепощение личности и ее право на индивидуально-эмоциональное видение и переживание произведений искусства.
На практических занятиях дети создают художественные работы, используя инновационные технологии изобразительной деятельности. К ним относится многообразие художественных материалов, использование нетрадиционных инструментов, различные техники в живописи, графике, скульптуре. Например. Раздувая многослойное цветовое пятно трубочкой, можно показать не только красоту естественных (живых) линий растущего дерева, травы, водорослей, но и получение нового цвета. Воздух из трубочки деликатно смешивает цвет, проявляя удивительные оттенки нового цвета. Создавая художественную работу при помощи трубочки, мы играем. На первый взгляд все происходит произвольно. Это психологически раскрепощает ребенка в художественном процессе. Результат игрового занятия демонстрирует возможности цвета, линии. Показывает разницу между ровной линией и «живой» (произвольной), между плоским цветом и объемным. Учит рисовать живыми линиями и живым цветом, создавая живописные работы. Использование нетрадиционных материалов и инструментов снимает психологическую нагрузку занятия, дает возможность раздвинуть рамки изобразительной деятельности. Позволяет увидеть изобразительные материалы вокруг себя, расширив возможности для творчества. Комком бумаги можно передать шершавую фактуру коры дерева, опавшие листья. При помощи ватных палочек узор становится доступным даже для самых маленьких, для тех, кому трудно регулировать нажим кисти. Нетрадиционные материалы и инструменты раздвигают рамки изобразительной деятельности, позволяют увидеть изобразительные материалы вокруг себя, расширяя возможности для творчества, раскрепощая в творческом поиске, можно играть с различными материалами, создавая художественные образы. Нетрадиционные материалы дают возможность интегрировать творческий процесс в повседневную жизнь ребенка. Для творчества необязательны рамки изостудии. В изостудии предоставлена возможность самореализации детей в наиболее предпочтительных материалах изобразительной деятельности. Проявляется уважительное отношение к детскому творчеству. Активное творческое взаимодействие педагогов, родителей и детей происходит на выставках семейного творчества. Родители демонстрируют свои увлечения, знания и умения, вовлекая детей в совместное творчество. Это возможно при условии взаимодействия. Знания должны соответствовать возрасту детей. Стимулируя творческую реакцию, необходимо создавать условия для собственных шагов ребенка. Каждый ребенок, делая самостоятельное открытие, поднимается на свою ступень понимания, не ломая сознание, не перескакивая индивидуальные ступени развития. А самое главное не утрачивая веры в себя, в свои силы, в свою способность познавать и создавать новое.
Результат развития творческой личности ребенка в системе эстетического воспитания и художественного образования – человек - способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.
Список литературы
  1. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия / Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д.; – СПб.: Гос. Рус. музей. Акад. образ. РФ. Сев.-Зап. отделение, 1995.
  2. Экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей» / Столяров Б.А. – СПб.: Гос. Рус. музей. Акад. образ. РФ. Сев.-Зап. отделение, 1994.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
  4.  Дранков В.Л. Психология художественного творчества. – Ленинград.: 1991.
  5. Коротеева Е. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 1997
  6. Левин В.А. Воспитание и творчество. – М.: Педагогика, 1997.
  7. Осорина М.В., Некрасова-Каратеева О.Л. Курс лекций «Психология детского рисования». – СПб.: Государственный университет, 1994.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»