Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
План-конспект вводного занятия по пескографии

Мир космоса

Макарова Анастасия Александровна,
педагог дополнительного образованияГБОУ школа № 320
Приморского района Санкт-Петербурга
 
Возраст детей: 8 - 11 лет
Год обучения: 1 год
Объединение: «Песочные сны»
Цель: Изучение приема «наброс» на примере изображения космоса.
Актуализация знаний об устройстве Солнечной системы и истории освоения космоса.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи:
Образовательные:
  • Познакомить обучающихся с новым способом создания фона – «набросом»;
  • Актуализировать навыки рисования белым по темному, рисования из щепотки, высыпания из кулачка.
  • Расширять представление обучающихся об устройстве Солнечной системы и истории освоения космоса;
Развивающие:
  • Содействовать развитию внимания, памяти, воображения, мышления, волевой сферы;
  • Содействовать развитию волевой сферы; гармонизировать психоэмоциональное состояние;
  • Содействовать развитию коммуникативных навыков;
  • Развивать мелкую моторику рук и сенсорномоторную координацию;
Воспитательные:
  • Содействовать воспитанию эстетического вкуса;
  • Содействовать формированию эмпатии у обучающихся;
  • Формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к творческому самовыражению;
  • Воспитывать аккуратность при выполнении работы на песке.
Формы и методы работы
Игровые, словесные, наглядные (беседа, словесное рисование, демонстрация видео, демонстрация приемов рисования), практическая работа.
Средства обучения
Световые столы, кварцевый песок мелкой фракции, компьютер, колонки, камера, штатив, проектор, экран, запись со спокойной музыкой, видеоролик «Путешествие в космос», иллюстрации с изображением первого спутника, ракеты, портрет Ю.А. Гагарина, телескопа «Хабл», МКС.
Структура занятия:
  1. Организационный момент (Приветствие, объявление темы урока) – 2 мин.
  2. Введение (Игра «Древний астроном») – 8 мин.
  3. Теоретический блок (Демонстрация видео, беседа) – 8 мин.
  4. Практический блок (Совместное рисование космоса) – 20 мин
  5. Подведение итогов, завершение занятия – 7 мин.
Ход занятия
  1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет. Учитель предлагает ребятам сесть за столы, как за парты, не открывая крышек. 
2.  Введение
Учитель:
С древних времен человек вечерами смотрел в небо, любовался мерцанием звезд и фантазировал. В расположении звезд ему виделись причудливые животные, герои мифов, различные предметы. Так у разных созвездий появились названия. Какие созвездия вы знаете?
(Ответы детей)
Учитель включает проектор, засыпает фон на световом столе и рисует 7 звезд, параллельно говоря:
Давайте представим себя древними астрономами. Мы с вами сидим ночью на вершине холма и смотрим в небо. Какие созвездия мы там откроем? На что могут быть похожи эти звезды?
(Ответы детей)
Учитель выбирает один ответ и дорисовывает изображение. После этого дети играют на рабочих местах в парах.
Правила игры «Древний астроном»
Дети засыпают фон и с закрытыми глазами рисуют на нем 6-7 звезд, расположенных нена одной линии. После этого они меняются рабочим местом с соседом и соединяют его звезды в созвездие при помощи тонких линий. Придумывают для него название, состоящее из двух слов: существительного и прилагательного. После этого дорисовывают созвездию недостающие детали (глаза, хвост, лапы и т.д.), так, чтобы было понятно, название созвездия. Важно подчеркнуть, что в игре нет правильного ответа.
Когда все созвездия дорисованы, дети по очереди рассказывают о том, что у них получилось.
3. Теоретический блок
Учитель:
Древним людям приходилось фантазировать о космосе, а мы с вами можем в него заглянуть. Как вы думаете, как ученым это удается? (Ответы детей)
 Ученые придумали специальные приборы — телескопы и, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты и даже другие Галактики - одни меньше, другие больше. Один из таких телескопов называется «Хабл», он находится прямо в космосе. (Демонстрация изображения).
А еще люди придумали космические корабли и спутники, которые позволяют нам изучать космос и облегчают нашу жизнь. А зачем нужны спутники, как вы думаете? (Например, благодаря спутникам мы можем предсказывать погоду и пользоваться интернетом.)
 Первый спутник запустили в Советском Союзе в 1957 году, в сравнении с историей человечества – совсем недавно. (Демонстрация изображения) А уже 12 апреля 1961 года на орбите Земли побывал наш космонавт – Юрий Гагарин. (Демонстрация изображения). Его корабль назывался «Восток» (Демонстрация изображения). А через 10 лет на орбите Земли разместилась целая научная станция «Салют», на которой ученые могли проводить свои исследования прямо в космосе (Демонстрация изображения).
А вы бы хотели отправиться в космос и посмотреть на далекие планеты? Тогда занимайте места в нашем космическом корабле, пристегивайте ремни безопасности, мы взлетаем прямо сейчас!
Демонстрация видеоролика «Путешествие в космос». 
Учитель делает замечания о красоте космоса, называет космические объекты, которые появляются в кадре, предлагает задуматься о размерах Вселенной.
Учитель:
Ох, далеко мы с вами улетели, жалко инопланетян в этот раз не встретили! А давайте для них карту нашей Солнечной Системы составим, чтобы они к нам в гости смогли прилететь!
 
4. Практический блок
Учитель:
- Начинаем рисовать! Смотрите на экран и рисуйте вместе со мной.
В космосе темно, поэтому и фон нам сегодня понадобится темный, но делать мы его будем необычным способом. Нужно насыпать песок круговым движением так, чтобы он немного проскользил по поверхности стола. (Демонстрация приема «Наброс»)
Учитель предлагает детям попробовать сделать фон.
Учитель:
Какая красивая фактура у вас получилась, какие переливы! Как на фотографиях, сделанных телескопом «Хабл»!
Учитель рисует на световом столе, беседуя с обучающимися:
Давайте вспомним, что находится в центре Солнечной Системы? (Солнце)
Солнце – это звезда, температура на нем очень высокая, около 6000. Нам кажется, что Солнце большое, но на самом деле по меркам звезд – это желтый карлик.
Какая первая планета от Солнца? (Меркурий) Меркурий – самая маленькая планета.
Следующую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой. Названа в честь богини красоты. Что это за планета? (Венера) Венера — самая горячая планета в Солнечной системе: средняя температура её поверхности — 462 °C.
Какая планета дальше?
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...
Давайте нарисуем на Земле моря и континенты. Какие континенты вы знаете? Как вы думаете, где будет находиться Санкт-Петербург?
Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.
Четвертая планета – Марс. Атмосфера этой планеты состоит в основном из углекислого газа. Марс вдвое меньше нашей планеты Земля. Назван в честь греческого бога войны. У Марса два спутника: Деймос (ужас) и Фобос (страх). Это последняя планета земной группы. Дальше идеи пояс астероидов, мы пролетали сквозь них.
Юпитер – газовый гигант, самая большая планета. На его поверхности сотни лет бушует огромный ураган, который называют большим красным пятном, его размер составляет до 40 тыс. км в длину и примерно 12–14 тыс. км в ширину. Ветер внутри разгоняется до 500 км/ч.
Шестая планета – Сатурн, его  окружают кольца из частиц льда и пыли.
Уран планета – лежебока, вращается лежа на боку. 40 лет длится день и 40 лет царит ночь
Нептун планета названа в честь римского бога морей.
Этапы рисования:
  • Фон (Прием «наброс»)
- Для начала нам нужен красивый темный фон, ведь в космосе темно.  (Демонстрация приема, индивидуальная помощь обучающимся)
  • Солнце (Рисование ребром ладони, создание фактуры - отпечатки)
  • Планеты с спутниками в порядке удаления от Солнца (Рисование от центра по кругу одним пальцем. Отмечаем расположение Санкт-Петербурга на Земле.)
  • Ракета, спутник, космонавт (Учитель предлагает детям дополнить рисунок по желанию)
  • Звезды, кометы – дети добавляют самостоятельно
 
5. Подведение итогов, завершение занятия
Учитель:
- Ребята, какая красота, вы молодцы у нас получилась настоящая карта Солнечной системы!  
 
Во Вселенной бесконечное количество планет и звезд, как песчинок на пляже. Для того, чтобы инопланетные гости точно смогли найти нас, предлагаю написать на нашей карте обратный адрес. Как выдумаете, какой «космический» адрес будет у нашей школы?
Ул. Оптиков 45/7, Приморский район, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, планета Земля, Солнечная Система, галактика «Млечный путь»
Подписываем обратный адрес.
Обучающиеся по очереди делятся своими впечатлениями о занятии.
Учитель:
- Что для тебя было самым интересным на занятии, что больше всего понравилось? Тебе было легко или сложно? Что ты узнал нового?
Учитель предлагает детям убрать рабочее место и вымыть руки.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»