Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Что дает ребенку внеурочная деятельность,
связанная с театральным творчеством

Кузнецова Наталия Николаевна 
 
В каждом человеке есть солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ 
Термин «внеурочная деятельность» (сокращенно ВУД) вошел в обиход российских школьников, их родителей и учителей относительно  недавно. Эта деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Её основная задача - организовать для ребят  развивающую среду.
В разных школах существует своя система внеурочной деятельности, ведь каждому педагогу хочется сделать жизнь детей творческой, насыщенной  и интересной.
Но самым интересным, на мой взгляд, направлением внеурочной деятельности является  театральная студия, которая непременно должна быть в каждой школе. И пусть в вашем учебном заведении она возникнет абсолютно спонтанно, просто потому, что захотелось  «отдохнуть от уроков», которые иногда очень надоедают.
Ни для кого не секрет, что ВУД часто является своеобразным «продолжением» школьного предмета. Например, «Увлекательная химия» хоть и в занимательной форме, но все же химия. Учителя чаще всего предлагают школьникам предметное направление деятельности, которое его может заинтересовать, а ребенок уже сам выбирает, куда ему пойти. И при этом очень важно,  чтобы школьник смог реализовать свой потенциал в данном формате внеурочной деятельности. Чтобы он был успешен. Но юный человек не всегда может выбрать то, что ему хочется. Если у него есть серьезные проблемы со здоровьем,  то заниматься спортом он никак не сможет, даже если захочется. Отсутствие слуха может привести к тому, что подросток не сможет реализовать себя в хоровом пении.  А если у него неспособность к точным наукам и он типичный гуманитарий, занятия по данным дисциплинам, хотя и смогут поправить положение с успеваемостью,  все равно не  дадут стопроцентной уверенности в своих силах.     
А  вот  театральное творчество подходит всем, без исключений, вне зависимости от предпочтений, увлечений и возраста. Здесь каждому найдется место. Скромные, не уверенные в себе дети научатся любить себя и перестанут бояться мнения окружающих. Тихони  смогут воспитать  в себе лидера, научатся проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности.  «Хулиганам» будет где «постоять на ушах», ведь бегать, прыгать и кататься по полу  здесь вовсе не запрещено, скорее наоборот – разрешается!  Игровые занятия и большая физическая активность смогут полностью восполнить их потребность в общении, движениях, выплеске эмоций. Участие в  творческих студийных проектах  поможет ребятам  ощутить свою востребованность и уникальность, даст возможность научиться  организовывать себя и свою работу.
Если говорить короче - внеурочная деятельность, связанная с театральным творчеством,  даст ребенку возможность полностью раскрыться, поверить в себя и стать успешным!
А быть успешным хочется каждому человеку! Хочется, чтобы его понимали, ценили, любили. Но именно детям этого хочется особенно сильно! Любому подростку жизненно важно понимать значимость своей работы в общем деле и осознавать, как его личностные качества соотносятся с выполняемыми функциями. Только в этом случае незначительная (на первый взгляд!) работа становится значимой в его собственных глазах и в глазах сверстников. При этом немаловажную роль играет и мнение окружающих, положительная мотивированная оценка деятельности школьника в глазах его сверстников, учителей, родителей.
Театральное искусство – это один из возможных способов  найти свой путь к успеху, ведь театр – уникален, он обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Он близок и понятен детям, т.к. в его основе лежит игра, а в игре они познают мир, потому что в игре они чувствуют себя спокойно, комфортно и уверенно. Следовательно, внеурочная театрально-эстетическая деятельность позволяет сделать школьное образование увлекательным и человечным.
И цель данной деятельности вовсе не создание спектакля,  а формирование эмоционально-чувственной сферы ученика посредством его личного вклада в подготовку и реализацию театрального замысла. Потому что успех спектакля – это не внешние воздействия, а внутренняя мотивация самого ребенка. И достижение этого успеха стимулирует желание  ребенка и  дальше развиваться, работать над собой.
Занимаясь внеурочной деятельностью в театральной студии, ребята знакомятся с языком театра, погружаются   в мир литературы, музыки и других видов искусств, овладевают навыками коллективного творчества, учатся дружить, самостоятельно добиваться поставленных целей, начинают   понимать  значимость и неповторимость друг друга. 
При этом рождение спектаклей требует  от них  огромного количества умений и  навыков, самое главное из которых – работа в команде. Ребята понимают главное: если из целого механизма выпадает один маленький винтик, то вся конструкция перестает работать - спектакль «рушится». Поэтому ответственность за труд, который был вложен в общее дело,  за создание неповторимого сценического образа и за конечный успех в равной мере  лежит на каждом участнике творческого проекта. Таким образом, театр помогает школьнику  найти свое особое место в общей работе  и делает  его весомым в глазах коллектива.
За время работы над любой театральной постановкой ребятам откроются  новые возможности. В  процессе творческого вдохновения, действуя самостоятельно, они одновременно и учатся и учат друг друга: работая над своей ролью, становясь своего рода творцами, не только умеющими прочувствовать внутренний мир своего героя, но и способными передать то эмоциональное состояние, которое этот герой испытывает. При этом в общем проекте они ещё и учатся быть опорой для своих товарищей, т. к. «со стороны виднее», и ребята будут стараться подсказать друг другу что-то очень важное, упущенное в процессе работы, без чего создание достоверного образа не будет достаточно полным.
Когда школьники  постигают азы актёрского мастерства, они примеряют на себя множество ролей: это и мастера по созданию костюмов  и декораций,  и режиссёры,  и сценаристы, и оформители сцены и при этом смогут освоить еще множество других, не менее важных ролей. Они продумывают музыкальное сопровождение к спектаклю и, конечно, показывают сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это от школьников. А еще развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и неожиданно интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за себя и своих товарищей - все то, что так необходимо человеку для успеха!    И что  действительно  самое главное – всё, чему они научились, все навыки, которые приобрели в процессе работы, дети смогут использовать в повседневной жизни. 
А получат они их немало! Одно создание декораций потребует от ребят не только безграничного полета фантазии - «А из чего же её сделать?  Где взять материал?  Как правильно собрать?»,-  но умения воплотить задуманное. Придется в процессе работы осваивать ещё и ряд смежных профессий: токаря, плотника, реставратора, швеи и т.д. Словом, у театра будет чему поучиться. 
Именно поэтому школьный театр всегда  требовал  очень глубокого личного участия всех и каждого, участия не только детей, но и взрослых. Потому что нельзя дать ребенку то, чего не имеешь, и научить тому, чем не владеешь сам.  
А это колоссальный труд, требующий от детей предельной самоотдачи и максимальных усилий. Но при этом они смогут получить за свою работу нечто большее. Театр научит их быть добрыми и честными, искренними и щедрыми, даст понимание личной сопричастности с происходящим.  Каждый член театральной студии научится понимать себя, осознавать свою неповторимость. Он научится быть собой и, ни под кого не подстраиваясь, сформирует своеобразный  нравственный иммунитет. И поскольку ребята, работая над спектаклем, часто  находятся  в условиях выбора принятия необходимого решения, то теперь им уже гораздо проще будет этот выбор сделать. Они станут увереннее, духовно богаче, пройдут  огромный путь – путь преодоления себя, своих страхов и переживаний,  начиная с простых усилий по заучиванию сложного  текста и опозданий на репетицию и заканчивая удачно найденным, движением, взглядом, репликой и прочими премудростями. И этот путь способен пройти каждый ребенок, нужно только сделать свой самый первый шаг на встречу к своему успеху!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»