Воспитание ребнка в школе и дома.
Взаимосвязь, взаимовыручка
Шевелева Ксения Павловна
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В семье происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основы ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей. Именно поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов работы педагога. Объединение усилий педагогов и родителя-одна из основных задач в гармоничном воспитании ребенка за пределами дома. Принципиальное условие для выполнения этой задачи заключается в создании особой формы общение воспитателя с родителями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. другими словами воспитатель и родитель должны быть "за одно». Для этого единственной целью обеих сторон должно стать - гармоничное развитие личности ребенка. Зачастую, родители, желая повысить свой авторитет в глазах своего же ребенка, стараются всячески "защитить" его от педагога, тем самым оказываю ребенку "медвежью услугу". Чтобы избежать таких ситуаций, следует изначально обговорить интересы ребенка, его развитие, права и обязанности. Желательно перед началом учебного года провести собрание, где будут присутствовать родители, педагог и психолог. Психолог поможет поставить задачи воспитания и развития детей, основываясь на особенности их возраста и социальной группы, в которой они оказались. Так же, в дальнейшем, психолог ведет группу, находясь на связи со всеми участниками процесса воспитания.
Большинство родителей удовлетворены работой воспитателя, но есть определённая категория родителей, с которыми должна проводиться индивидуальная дополнительная работа. Поэтому педагог должен применять современные методы работы с родителями - анкетирование, опросы, социальные сети для общения, так же , хорошо бы привлекать родителей к школьным мероприятиям. Очень большую роль во взаимопонимании, взаимодействии детей, родителей и воспитателя играют семейные мероприятия, такие как: "папа, мама, я- спортивная семья", "день папы", "день мамы" и т.п.
В общении с родителями, при разрешении конфликтной ситуации, педагогу необходимо соблюдать ряд правил:
Правило 1.
Стараться выслушать и понять точку зрения родителя, не стремясь отстоять «во что бы то ни стало» свое мнение.
Если беседа с родителями происходит, таким образом, что каждая сторона слышит только себя, что может привести лишь к конфликту. Успешной можно назвать беседу тогда, когда педагог сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
Другими словами, основная цель беседы педагога с родителями ученика состоит в том, чтобы объединить усилия школы и семьи.
Правило 2.
Обсуждайте возникшую проблему, а не личные качества ученика.
Не «переходите» на личности. Положительных результатов беседы педагога с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами. В итоге педагог окончательно лишится поддержки родителей.
Чтобы избежать плачевного результата, направьте беседу на обсуждение возникшей проблемы. Побеседуйте на тему, как помочь ребенку преодолеть трудности; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно самоутверждается и демонстрирует свою «смелость» перед одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их ребенок смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении, например, занятие спортом. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Правило 3.
Не «навешивайте ярлыки»
Нужно верить в ребенка, в его родителей, в успешность ваших совместных усилий.
Правило 4.
«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Ваша беседа с родителями ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку. И, в четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.
Гармония в отношениях родителей и педагога - залог успешного развития ребенка!
*Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287
Большинство родителей удовлетворены работой воспитателя, но есть определённая категория родителей, с которыми должна проводиться индивидуальная дополнительная работа. Поэтому педагог должен применять современные методы работы с родителями - анкетирование, опросы, социальные сети для общения, так же , хорошо бы привлекать родителей к школьным мероприятиям. Очень большую роль во взаимопонимании, взаимодействии детей, родителей и воспитателя играют семейные мероприятия, такие как: "папа, мама, я- спортивная семья", "день папы", "день мамы" и т.п.
В общении с родителями, при разрешении конфликтной ситуации, педагогу необходимо соблюдать ряд правил:
Правило 1.
Стараться выслушать и понять точку зрения родителя, не стремясь отстоять «во что бы то ни стало» свое мнение.
Если беседа с родителями происходит, таким образом, что каждая сторона слышит только себя, что может привести лишь к конфликту. Успешной можно назвать беседу тогда, когда педагог сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
Другими словами, основная цель беседы педагога с родителями ученика состоит в том, чтобы объединить усилия школы и семьи.
Правило 2.
Обсуждайте возникшую проблему, а не личные качества ученика.
Не «переходите» на личности. Положительных результатов беседы педагога с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами. В итоге педагог окончательно лишится поддержки родителей.
Чтобы избежать плачевного результата, направьте беседу на обсуждение возникшей проблемы. Побеседуйте на тему, как помочь ребенку преодолеть трудности; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно самоутверждается и демонстрирует свою «смелость» перед одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их ребенок смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении, например, занятие спортом. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Правило 3.
Не «навешивайте ярлыки»
Нужно верить в ребенка, в его родителей, в успешность ваших совместных усилий.
Правило 4.
«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Ваша беседа с родителями ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку. И, в четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.
Гармония в отношениях родителей и педагога - залог успешного развития ребенка!
*Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287