Современная нормативная база определяет, какие профессиональные компетенции необходимо развивать педагогу, но не даёт ответа на вопрос, каким образом он должен повышать свой уровень профессионального мастерства. Каждый педагог имеет право выбрать свою индивидуальную траекторию развития. Но, как правило, в этом и заключается основная трудность. Недостаточное знание своих слабых и сильных сторон, неумение идентифицировать свои затруднения − все это препятствует профессиональному и личностному росту.
Авторы делятся опытом проведения мониторинга, касающегося профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования, который определяет общий подход к организации деятельности методического центра по формированию и реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогических работников.
Ключевые слова: педагог дополнительного образования; профессиональные компетенции; программа профессионального развития; профессиональные затруднения; повышение квалификации.
IDENTIFICATION AND ELIMINATION OF PROFESSIONAL DIFFICULTIES ENCOUNTERED BY SUPPLEMENTARY EDUCATION TEACHERS
Alexander Valentinovich Mikhaylov,
Tatiana Nikolaevna Kubaeva
Regional State Autonomous Educational
Institution of Supplementary Vocational Education
"Belgorod Institute for Education Development"
Shebekino Intermunicipal Methodological Center,
Bld. 14, Studencheskaya St., Belgorod, 308007,
Russian Federation
Abstract. This article describes the experience of the Intermunicipal Methodological Center in identifying and eliminating professional difficulties encountered by supplementary children's education teachers in the Shebekino City District and the Volokonovka District of the Belgorod Region. The key problem is the teacher's level of professionalism, his or her competencies, ability to elaborate and follow a personal development pathway, which is a factor of transformation of not only the modern education system, but society as a whole.
The modern regulatory framework determines what professional competencies a teacher needs to develop, but does not answer the question of how he should improve his level of professional skill. Each teacher may choose the personal development pathway at his or her discretion. But, as a rule, that is what the main difficulty is. Lack of knowledge of their weaknesses and strengths, inability to identify their difficulties hinders the teachers' professional and personal growth.
The authors share their experience in monitoring the professional competencies of supplementary children's education teachers, which determines the general approach used for the arrangement of the Methodological Center's activities for the development and implementation of individual programs for professional development of teachers. The article was prepared within the framework of the regional project «Teacher's Professional Growth Pathway».
Keywords: supplementary education teacher; professional competencies; professional development program; professional difficulties; advanced professional training.
Введение. Цель федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» − «обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году».[1]Для достижения заявленного высокого уровня российского образования необходимо вовлечь 50% учителей общеобразовательных организаций в национальную систему профессионального роста педагогических работников.
Шебекинский межмуниципальный методический центр – структурное подразделение областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования».
В рамках регионального проекта «Траектория профессионального роста педагога»[2] одними из основных направлений деятельности центра являются мониторинг профессиональных и информационных дефицитов педагогов образовательных организаций Шебекинского городского округа и Волоконовского района Белгородской области, выявление затруднений и определение путей их решения. Цель реализуемого проекта – снизить уровень профессиональных дефицитов у не менее 25% педагогических работников (от общего числа привлеченных для участия в проекте) и не менее 20% от уровня входящей оценки компетенций.
Тандем массовой общеобразовательной школы и организаций дополнительного образования составляет основу современной российской системы образования детей и подростков.
Роль дополнительного образования трудно переоценить. Его специфика состоит в том, что для него креативная деятельность и творческое развитие ребенка первичны. Этот вид образования развивает способности каждого ребенка, способствует формированию культуры здорового образа жизни, помогает адаптироваться к жизни в обществе, обеспечивает профессиональную ориентацию обучающихся.
Педагог дополнительного образования играет ключевую роль в реализации дополнительных образовательных программ различной направленности. Его задача − развитие способностей, наклонностей и талантов детей, обеспечивая при этом целесообразный выбор форм, методов и содержания образовательной деятельности.
Фактор, непосредственно влияющий на развитие ребенка в системе дополнительного образования, − это профессионализм педагога. Профессиональная компетентность педагога − основа для формирования и развития обучающихся.
Дополнительное образование остро нуждается в педагогах, обладающих неординарным мышлением, креативностью, готовностью к использованию инноваций в своей деятельности.
Законодательство требует от педагога непрерывного повышения уровня своих профессиональныхкомпетенций.В настоящее время «все более четко формулируется требование профессиональной готовности учителя самостоятельно управлять собственной карьерой, определять траекторию своего профессионального роста, ставить реалистичные и достижимые цели, переносить профессиональные навыки в другие профессиональные среды, видеть широкий спектр возможностей внутри образовательной организации и за ее пределами» [1].
«Среди проблем профессионально−личностной сферы специалистов дополнительного образования были выделены компоненты: профессиональная мотивация педагогов; специфические особенности в работе педагогов дополнительного образования с одарёнными детьми; комплекс психологических навыков, которыми должен обладать педагог дополнительного образования, чтобы справиться с проблемами на пути профессионального становления (коммуникационные, организаторские способности, способность к эмпатии); проблемы саморегуляции педагогов, готовности к профессиональному росту; проблемы противостояния профессиональной деформации (профессиональное, эмоциональное выгорание)»[2].
Проблемы профессионального становления и развития педагога для отечественной и зарубежной науки не новы. Многие факторы и аспекты названной темы ранее изучались многими ведущими учеными и специалистами. Над этой темой работали В. И. Слободчиков, Н. В. Кузьмина,Е. И. Исаев, А. Б. Каганов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Э. Ф. Зеера, Л. М. Митина.
Обзор отечественных научных статей позволяет сделать вывод о том, «что исследование профессионального развития осуществляется в рамках нескольких подходов. Обозначим основные: личностно−профессиональное развитие педагогов (В.В. Сериков, М.Н. Невзоров, С.Ш. Вершловский); системодеятельностный подход (А.А. Деркач, П.Г. Щедровицкий); акмеологический подход (Б.Г. Ананьев и др.)» [3].
«Как следует из данных исследования, проведенного в 2019 г. Научно−исследовательским центром социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, учителя всех возрастных групп, независимо от стажа работы, в той или иной мере нуждаются в персонифицированном методическом сопровождении» [5].
Современная наука использует в своем арсенале широкий диапазон методов и форм методического сопровождения учителей, которые реализуются на основе индивидуального подхода.
«В Национальной доктрине образования в РФ, утвержденной Постановлением правительства в 2000 г. и рассчитанной на период до 2025 г., говорится о том, что к одной из основных целей и задач образования относится подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [4].
Цель исследования. Целью данного исследования являлось проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов дополнительного образования образовательных организаций Шебекинского городского округа и Волоконовского района Белгородской области для оказания своевременной индивидуальной методической помощи. Также исследование позволяло отработать механизм деятельности Шебекинского межмуниципального методического центра по формированию и реализации индивидуальных траекторий профессионального развития педагогических работников.
Материалы и методы исследования: анкетирование, анализ дополнительных общеобразовательных программ, анализ планов-конспектов занятий, посещение и анализ занятий, анализ журнала учета работы педагога дополнительного образования.
Результаты и их обсуждение. При реализации регионального проекта «Траектория профессионального роста педагога» центром с 15 февраля по 5 марта 2021 года проведена входящая оценка профессиональных компетенций педагогов.
В исследовании приняли участие 17 педагогов из общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования.
На первом этапе исследование проводилось в форме собеседования и анкетирования. При проведении опроса респонденты должны были самостоятельно оценить уровень своих профессиональных компетенций по пяти направлениям: общепедагогическое, методическое, психолого-педагогическое, информационное, коммуникативное.
Общепедагогическое направление включало в себя такие критерии, как знание и применение нормативных правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность, умение адаптировать научную информацию для обучающихся различного уровня подготовки, владение формами и методами повышения мотивации обучающихся и т.д.
Разработка дополнительных общеобразовательных программ и учебно-методических материалов для их реализации, организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДООП), осуществление и координация досуговой деятельности обучающихся, обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих ДООП, при решении задач обучения и воспитания – критерии, по которым оценивалось методическое направление проводимой диагностики.
Психолого-педагогические затруднения определялись знанием и учетом возрастных особенностей обучающихся при отборе содержания, форм и методов обучения, умением применять диагностические методы оценки развития психики ребёнка.
Информационный блок теста включал в себя умение использовать возможности информационно−коммуникационных технологий при осуществлении самостоятельного поиска и анализа информации, проведении уроков.
Способность разрешать конфликтные ситуации, оказывать поддержку партнерам по общению в проблемных и кризисных ситуациях, умение взаимодействовать с родителями обучающихся, владение основами профессиональной речевой культуры оценивали коммуникативные затруднения.
По каждому направлению (общепедагогические, методические, психолого−педагогические, информационные, коммуникативные затруднения) определялся их уровень:
− Высокий: (затруднения возникают всегда / ярко выражены);
− Критический: (затруднения возникают часто);
− Допустимый: (затруднения проявляются редко);
− Оптимальный: (затруднений педагог не испытывает, может быть наставником).
В целях подтверждения объективности и достоверности ответов педагогов, представленных в опросных листах, определения наличия и причин профессиональных затруднений были проведены:
- анализ дополнительных общеобразовательных программ;
- анализ планов-конспектов занятий;
- посещение и анализ занятий;
- анализ журнала учета работы педагога дополнительного образования.
Показатели, по которым чаще всего возникают общепедагогические затруднения: умение адаптировать новую научную информацию для обучающихся различного уровня подготовки, создание условий для мотивации воспитанников, проведение рефлексии своей профессиональной деятельности, стратегия развития воспитания.
Анализ данных блока «Методические затруднения» показал, что в поддержке и помощи нуждаются 18 % педагогов, часто имеют затруднения 12 %, редко возникают у 12 %, нет профессиональных дефицитов у 58 % (рис.2).
Отсутствуют или недостаточно выражены следующие показатели методических затруднений: разработка дополнительных общеобразовательных программ и учебно-методических материалов для их реализации, проведение анализа и самоанализа организации досуговой деятельности, отслеживание педагогических эффектов от проведенных мероприятий, использование различных приемов привлечения (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий.
У 12 % педагогов, участвующих в исследовании, всегда возникают психолого-педагогические затруднения, часто − у 12 %, проявляются редко у 18 %, готовы поделиться опытом 58 % (рис.3).
Владение методами диагностики и оценки развития различных сторон психики личности школьника – критерий, вызывающий наибольшие затруднения у педагогов дополнительного образования в блоке «Психолого-педагогические затруднения».
Информационный и коммуникативный блоки, как показали результаты входящего среза оценки профессиональных компетенций, вызывают наибольшие трудности у тестируемых. Нуждаются в помощи 6 % педагогов, 76 % часто испытывают затруднения, редко – 12%, не испытывают затруднения 6 %.
Применение дистанционных образовательных технологий – эта проблема, как правило, присуща большинству педагогов в информационном блоке. Обобщение, описание и представление своего педагогического опыта – критерий коммуникативного блока, вызывающий трудности.
Выявленные затруднения на первом этапе мониторинга (входящий срез оценки профессиональных компетенций) позволили сформировать индивидуальные программы профессионального развития и карты индивидуального сопровождения для каждого педагога, участвующего в исследовании, с учетом уровня его профессионального мастерства.
Программа профессионального развития составлялась в соответствии с выявленными дефицитами и затруднениями каждого тестируемого.
Карта индивидуального сопровождения включала в себя общие сведения о педагоге, результаты оценки профессиональных компетенций, уровень профессионального мастерства, индивидуальную программу развития, анализ итогов реализации программы профессионального развития педагога.
В рамках реализации индивидуальных программ, с апреля по декабрь 2021 года, с педагогами проводились вебинары, мастер-классы, индивидуальные консультации с методистами центра, обучающие семинары, были организованы выезды в образовательные организации для оказания необходимой методической помощи. Основной задачей проводимых мероприятий являлось персонифицированное сопровождение педагогов, направленное на преодоление выявленных профессиональных дефицитов, проблем и затруднений с учетом специфики образовательных организаций.
По итогам реализации индивидуальных программ развития с 23 ноября по 22 декабря 2021 года проведен итогово-диагностический этап мониторинга, который включал повторную (итоговую) оценку профессиональных затруднений педагогов.
Итоговый срез показал, что среди участвующих в мониторинге педагогов дополнительного образования не выявлено высокого уровня затруднений (ярко выраженных затруднений) по методическому, общепедагогическому, психолого-педагогическому, информационному и коммуникативному блокам.
Критический уровень (затруднения возникают часто) общепедагогических, методических, психолого-педагогических, информационных затруднений составил 0 %, в блоке «Коммуникативные затруднения» снизился с 76 % до 12%.
Допустимый уровень (затруднения проявляются редко) общепедагогических и психолого-педагогических затруднений упал до 0 %, методических вырос на 6 %.
Оптимальный уровень (затруднений нет) общепедагогических и психолого-педагогических компетенций составил 100 %, методических вырос на 24 %, информационных – на 88%, коммуникативных – на 70 %.
Заключение. Итоговый мониторинг профессиональных компетенций показал, что реализация индивидуальных программ профессионального развития на основе выявленных затруднений явилась одним из условий повышения профессиональной компетенции каждого педагога. Необходимо отметить, что построение индивидуальной образовательной траектории становления и развития педагога, разработанную в соответствии современными требованиями к работе педагога, дает возможность удовлетворить ожидания педагога в его профессиональном росте. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория может рассматриваться как определенная инновация в системе повышения квалификации, которая обеспечивает расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических работников путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
- Безматерных Т.А., Терещенко О.Ю. Профессиональный рост учителя в современном образовательном пространстве: проектирование модели построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога в условиях непрерывного образования // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. − № 5. – URL: https://mir−nauki.com/PDF/23PDMN518.pdf (дата обращения: 09.11.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
- Голубева О.В., Чайкина Ж.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки» – 2017. – Том5. – №3. – URL: http: //mir-nauki.com/PDF/06PSMN317.pdf (дата обращения: 09.11.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
- Довбыш С.Е. Профессиональное развитие педагогов: проблемы и решения // Интернет-журнал «Управление образованием: теория и практика» – 2019 – № 1 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe−razvitie−pedagogov−problemy−i−resheniya/viewer (дата обращения: 01.12.2021). ). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
- Жарких Н.Г, Костыря С.С. Профессиональное развитие педагога в отечественных и зарубежных исследованиях // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2018 – № 3 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe−razvitie−pedagoga−v−otechestvennyh−i−zarubezhnyh−issledovaniyah/viewer (дата обращения: 03.12.2021).– Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
- Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Чигрина С.Г. Рекомендации по применению инструментария персонифицированного сопровождения учителей общеобразовательных организаций для сотрудников центров непрерывного повышения профессионального мастерства и организаций дополнительного профессионального образования // Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС. –– М.: Перспектива, 2020. – 94 с. – URL: https://itdperspectiva.page.link/recppm (дата обращения: 04.12.2021) – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Михайлов Александр Валентинович,
заведующий, Шебекинский межмуниципальный методический центр
областного государственного автономного образовательного
учреждения дополнительного профессионального образования
и «Белгородский институт развития образования»,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Кубаева Татьяна Николаевна,
методист, Шебекинский межмуниципальный методический центр
областного государственного автономного образовательного
учреждения дополнительного профессионального образования
и «Белгородский институт развития образования»,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Alexander Valentinovich Mikhaylov,
Head of the Shebekino Intermunicipal Methodological Center of the
Regional State Autonomous Educational
Institution of Supplementary Vocational Education
"Belgorod Institute for Education Development"
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Tatiana Nikolaevna Kubaeva,
Methodologist at the Shebekino Intermunicipal Methodological Center of the
Regional State Autonomous Educational
Institution of Supplementary Vocational Education
"Belgorod Institute for Education Development"
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
[1]Паспорт федерального проекта «Учитель будущего»/куратор проекта Голикова Т.А., руководитель проекта РаковаМ.Н. URL: https://edu54.ru/upload/files/2016/03/Федеральный%20проект%20Учитель%20будущего.pdf (дата обращения 13.12.2021)
[2]План управления проектом № 10088003 «Траектория профессионального роста педагога» /куратор проекта Тишина Е.Н., руководитель проекта Бучек А.А. URL: https://beliro.ru/deyatelnost/proektnaya-deyatelnost/portfel-1-«razvitie-professionalno/traektoriya-professionalnogo-rosta-pedagoga (дата обращения 21.12.2021).