Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация дополнительного образования детей
с отклонениями в умственном  развитии на базе
стационарных учреждений социального
обслуживания Санкт-Петербурга

Павлова Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного образования
СПб ГБСУСО «Дом- интернат для детей
с отклонениями в умственном развитии № 2»
Актуальность выбранной темы обусловлена глубокими социально-политическими, культурно-историческими и экономическими изменениями в российском обществе. Фундаментальной проблемой образования при этом является создание оптимального образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей.
Ценность дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников и педагогов. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля обучающихся, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Сегодня дополнительное образование является полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования.
По существу, образование представляет собой социально-педагогический проект, который способен порождать образ того, что еще не развито в реальности, но имеет тенденции в качестве перспективы развития будущего. Развиваясь само, образование развивает людей, а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество.
Анализ педагогической литературы и документов Министерства образования РФ [1,2,3] дает возможность утверждать, что дополнительное образование нельзя рассматривать как нечто добавочное к основному об­разованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Растущий человек ждет от мира разнообразия. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтение ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях.
Учреждение имеет Лицензию № 3077 от 28 июля 2017 года на осуществление образовательной деятельности и право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ Приложение № 1 к Лицензии на осуществление образовательной деятельности от 28.07.2017 года № 3077.
Общее образование. Уровень образования - дошкольное образование. Дополнительное образование. Подвиды - дополнительное образование детей и взрослых.
Услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ являются образовательными услугами, не входят в набор социальных услуг, не включаются в Индивидуальные программы предоставления социальных услуг (ИППСУ) и выполняются в соответствии с Государственным заданием на оказание государственных услуг (выполнение работ):
Наименование государственной услуги – реализация дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с кодом базовой услуги ББ52 Отраслевого перечня государственных услуг Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 18.12.2017 № 872-р.
Правовые акты, непосредственно регулирующие оказание государственной услуги: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
В настоящий момент в учреждении реализуются четыре дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы, имеющих разную направленность.
Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в ДДИ № 2 регулируетсяп.4 ст.27 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Примерного положения об ОДОД, утвержденного распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.03.2016 №701-р и регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Деятельность осуществляется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», годовым календарным учебным графиком, учебным планом.
Порядок реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
  • Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым учебным графиком, образовательными программами, расписанием занятий, режимом дня, разрабатываемыми и утверждаемыми в учреждении. Образовательный процесс осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных образовательных программ дополнительного  образования.
  • Организация образовательного процесса, продолжительность и сроки обучения регламентируются дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, годовым календарным учебным графиком, учебным планом и расписанием занятий.
  • В годовом календарном учебном графике указываются перечень реализуемых программ дополнительного образования и их направленность, продолжительность учебного года и рабочего времени педагога.
  • В учебном плане указывается количество групп и занимающихся в них обучающихся, объем педагогических часов по реализации программ и другие необходимые для планирования средств показатели. Годовой календарный учебный график, учебный план составляет заместитель директора по СВ. Ежегодно в срок до 1 сентября текущего года данные документы утверждаются директором ДДИ № 2.
  • Расписание занятий объединений составляет заместитель директора по СВ по представлению педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума специализированного структурного образовательного подразделения и с учетом пожеланий родителей (законных представителей), психофизических и возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарно-гигиенических норм для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, а также с учетом рациональной загрузки помещений. Расписание занятий утверждается директором ДДИ№2.
  • Продолжительность занятий исчисляется в академических часах. Количество часов занятий в неделю регламентируется расписанием занятий и календарными учебными графиками программ дополнительного образования.
  • Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего учебного года, включая летний период.
  • Образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
  • Численность обучающихся в учебной группе устанавливается до 15 человек (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
Зачисление на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам производится на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка.
К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик (Профстандартам) определенных для соответствующих должностей педагогических работников в системе дошкольного и дополнительного образования детей и взрослых.
Основанием для составления всех дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в СПб ГБСУСО «Детский Дом- интернат № 2» являются следующие нормативно- правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831);
- Распоряжение Комитета по образованию №617-Р от 01.03.2017 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Локальные нормативные акты СПб ГБСУСО «Дом- интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 2», регулирующие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Сведения о программах, реализуемых в Детском Доме, внесены на сайт «Навигатор дополнительного образования детей в Санкт- Петербурге».
Функция «Навигатор дополнительного образования детей» предназначена для организации единого информационного пространства между жителями и образовательными организациями Санкт-Петербурга, реализующими программы дополнительного образования детей.
Для организаций дополнительного образования реализована возможность принимать и обрабатывать заявки по программам дополнительного образования, комплектовать группы и управлять их расписанием. 
Для жителей города реализована возможность подбора кружков или секции по интересующим параметрам и записи на них. 
Структура Функции представлена в виде следующих частей:
  1. Публичная часть доступна всем пользователям сети Интернет (dopobr.petersburgedu.ru (https://dopobr.petersburgedu.ru/).
  2. Административная часть Функции доступна авторизованным пользователям с ролями: Администратор (https://copp.petersburgedu.ru/admin).
Наполнение информацией главной страницы происходит через закрытую часть Портала (для пользователя с ролью «Администратор»).
Управление в СПб ГБСУСО «Детский дом - интернат № 2» осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом учреждения на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов.
Подразделение дополнительного образования работает в соответствии с положением о структурном подразделении.
Успешности развития дополнительного образования способствует единство действий Администрации учреждения, педагогов дополнительного образования, воспитателей, социальных педагогов, педагога- психолога.
По итогам анализа системы дополнительного образования в Детском Доме нами были выделены следующие рекомендации для ее развития:
В области кадровых ресурсов:
  • Повышение квалификации руководящих и педагогических работников системы дополнительного образования детей.
  • Разработка маршрутов профессионального роста как внутри нашего образовательного учреждения, так и на районном уровне, используя возможности факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования, учреждений постдипломного педагогического образования.
  • Профессиональное совершенствование педагогических работников через Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
  • Регулярное участие в районных и  региональных этапах конкурсов авторских программ, в конкурсах продукции среди педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.
  • Создание виртуальной и электронной библиотеки программно-методического обеспечения на сайте Детского Дома.
  • Разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования педагогов дополнительного образования детей по результатам аттестации, участия в конкурсах, а также руководящих работников, добившихся высоких результатов в своей работе.
В области информационных ресурсов:
  • Выявление социального заказа общества, родителей, детей к определению характера и качества педагогических услуг, реализуемых в системе дополнительного образования детей на базе нашего учреждения.
  • Выявление взглядов и убеждений членов педагогического коллектива, оценка сложившейся системы образовательного процесса в учреждении, контингента учащихся и их родителей, традиций учреждения.
Все указанные управленческие действия должны быть взаимосвязаны между собой. При выполнении данных рекомендаций становится возможным развитие дополнительного образования.
 
Список использованной литературы:
  1. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. - М.-.ВЛАДОС, 1999. - 240 с.
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831)
  3. Распоряжение Комитета по образованию № 617-Р от 01.03.2017 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»