Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кинезиологические упражнения с теннисными мячами
как здоровьесберегающая технология для активизации
двигательной сферы детей

 Агапова Ольга Викторовна
Авторы проекта:  Агапова Ольга Викторовна
База реализации проекта: Театр песни и Студия танца семейного клуба «Мы» гимназии №642 г. Санкт – Петербурга,
Вид проекта : инновационный, практико – ориентированный.
Тип проекта: долгосрочный.
Участники проекта: учащиеся театра песни и Студии танца семейного клуба «Мы» 7-11 лет.
Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Цель проекта:
Внедрение технологии образовательной кинезиологии, как компонента в педагогический процесс на уровне учреждения дополнительного образования с целью улучшения эффективности работы.
Проблема:
Последнее время отмечается увеличение количества детей с различными проблемами в двигательной сфере, нарушениями в организме, трудностями в адаптации, проблемами с координацией движений.
Актуальность проекта:
Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Современные дети все больше во власти телефонов, планшетов и компьютеров, они завоевывают эмоции, умы и тела юного поколения. Если ребенку предоставить выбор между игрой в гаджет и игрой на улице – все большее число детей выберет первый вариант. Несомненно это отражается и на моторике. Движения многих детей, которые приходят к нам в студию, стали менее скоординированы, они не умеют управлять своим телом в достаточной мере. Все чаще приходится сталкиваться с воспитанниками, которым нужны даже не сценическое движение, пластика или танец, а лечебная физкультура. Исходя из этого перед педагогами встает задача не столько совершенствования психофизиологических данных, необходимых для сценической деятельности актера, сколько задача восстановления хотя бы нормального, с бытовой точки зрения, состояния двигательных навыков воспитанников. Все больше можно встретить детей с различными проблемами позвоночника – лордозы, кифозы, сколиозы, плоскостопием, различные патологии зрения (астигматизм, миопия, дальнозоркость, и др.), слабостью мышц всего тела, моторной неловкостью, плохо развитой мелкой моторикой рук, лишним весом. В свою очередь данная ситуация требует от нас, как педагогов, поиска новых технологий ведения занятий, придерживаясь принципа – не навреди. Ведь чрезмерная нагрузка на опорно-двигательный аппарат ребенка может усугубить его проблемы со здоровьем, и в тоже время, в воспитании юного актера пластическая культура тела, это неотъемлемый элемент сценического движения и именного его следует развивать в первую очередь. Отсюда у нас возникла необходимость поиска различных методов и приемов применения здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, в процессе обучения воспитанниками такой дисциплине, как сценическое движение или хореография.   И Кинезиология, с нашей точки зрения подходит, с нашей точки зрения, для решения данной проблемы, как можно лучше. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология направлена на то, чтобы развить связь между правым и левым полушарием и добиваться гармоничного развития их у ребёнка.
Задачи  проекта:
Развитие межполушарной специализации,
Развитие межполушарного взаимодействия,
Синхронизация работы полушарий,
Снятие эмоциональной напряженности,
Развитие когнитивных способностей,
Развитие двигательных навыков, координации движений, снятие моторной неловкости. 
Продукты проекта:
Разработка системы кинезиологических упражнений с теннисным мячом.
Ожидаемые результаты проекта:
Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и двигательных навыков, овладеть координационными умениями, которые ранее были недоступны детям. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне
Условия реализации проекта:
·         Занятие проводятся регулярно, без пропусков;
·         Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
·         От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
·         Упражнения проводятся стоя. Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятий к занятию, увеличивая время и сложность упражнений.
Важные принципы выполнения упражнений:
  1.  Зрительный контроль глазами за мячом.
  2. Автоматизированное выключение регуляции со стороны речи или внешних опосредуемых влияний в виде любого ритма.
  3. Синхронизация между партнерами за счет аудио-визуального контроля.
  4. Упражнения постепенно вводятся на занятии, используется принцип от простого к сложному, на каждом занятие упражнения немного видоизменяются, усложняясь, так, чтобы присутствовал эффект новизны.
  5. Не сходить со своего места, потеряв мяч – возвращаемся на прежнее место.
Кинезиологические упражнения использую парциально, как часть урока по сценическому движению, хореографии в середине или конце занятия – 10-15 минут. Важно доводить все движения до автоматизма, действовать в определенном ритме, постепенно увеличивая темп.
Именно о системе данных упражнений расскажем поподробнее и разберем их виды и влияние на организм.
В результате освоения кинезиологических упражнений с теннисными мячами у детей:
-развиваются когнитивные способности и высшие психические функции
-происходит коррекция поведенческих и эмоциональных проблем
-улучшается межполушарное взаимодействие на всех уровнях
-формируются пространственные представления, развивается зрительно-пространственное восприятие
-развивается символическое и абстрактное мышление
-улучшается регуляторный компонент (целеполагание, программирование, реализация, контроль), развивается эмоционально-волевую регуляцию.
-развивается схема и образ тела, общий, кистевой и пальцевой праксис, нормализуется общий и психический тонус.
-развивается координация движений, улучшается психомоторика.
-улучшается работа вестибулярного аппарата.
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движение».
Ж.Тассо.
Этапы реализации:
1 этап – Организационно- подготовительный.
Подбор программно-методического обеспечения. (была принята кинезиологическая программа А.Л. Сиртюк.). Пополнение развивающей среды, приобретение оборудования – мячиков различного диаметра. Изучение видео материалов, литературы, сделана подборка кинезиологических упражнений.
2 этап – Рефлексивно - диагностический.
Определение уровня межполушарного взаимодействия у детей, уровня развития координационных способностей детей. Составлено диагностическое исследование на основе тестов Озерецкого Н.И. по моторному развитию детей и подростков, для выявления начального и конечных результатов проекта.
3 этап – Практическая реализация проекта.
Проект в данный момент реализуется в театре песни «Мы», проходит апробацию, как составная часть занятия по сценическому движению. Но уже на данный момент можно сделать выводы об эффективности использования данных упражнений на занятиях, положительному их  влиянию на общее моторное развитие воспитанников.
4 этап – Заключительный.
Применение метода кинезиологии в образовательном процессе имеет место быть. У детей улучшился процесс мышления, на лицо улучшение координации движения. Развиваются игровые навыки, творческая самостоятельность, правильная осанка. Развивается сценическое мастерство: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия. Специальные кинезиологические упражнения и комплексы обладают оздоравливающим и антистрессовым эффектом. В дальнейшем планируем применять данные упражнения на занятиях театра и студии танца.
 
Приложения:
  1. Картотека кинезиологических упражнений.
  2. Диагностика моторного развития детей.
 
Список источников и используемой литературы:
  1. https://www.youtube.com/watch?v=t9YEDpj-P6k
  2. https://infourok.ru/proekt-razvitie-metodom-kineziologii-5083451.html
  3. https://detkamonline.ru/raznoe-2/uprazhneniya-po-kineziologii-dlya-doshkolnikov-kineziologicheskie-uprazhneniya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-umnaya-gimnastika.html
  4. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977.
  5. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
  6. Сиртюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей.-М.: ТЦ, Сфера, 2001. – 128с.
  7. Ханнафорд К. Мудрое движение. Пер. С.М. Масгутовой.- М., 2000г.
  8. https://docplayer.com/39036005-Razvitie-koordinacionnyh-sposobnostey-s-pomoshchyu-tennisnogo-myacha.html
 
Приложение№1
КАРТОТЕКА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Кинезиологические упражнения с теннисным мячом:
Подбрасывать вверх и ловить мячик на одинаковую высоту правой рукой в определенном ритме.  Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 раз. Затем тоже повторяем с другой руки. Мячик можно ловить различными способами – кисть опущена вниз «Лапа динозавра» или ладонью вверх – «Чашечка». Выполняем согласно определенному заданию.
  1. Подбрасывать и ловить мячик на одинаковую высоту правой рукой и левой рукой в определенном ритме.  Действуем 2 руками поочередно, симметрично 2 мячиками, без остановки 20 раз (т.е. 10 раз левой, 10 раз правой рукой). Далее увеличиваем до 30 раз.
  2. Перебрасывать и ловить мячик из правой рукой в левую, подбрасывая его четко вверх, в определенном ритме.  Действуем 2 руками, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 раз. Далее увеличиваем до 20 раз.
  3. Подбрасывать и ловить мячик на одинаковую высоту правой рукой и левой рукой в определенном ритме.  Действуем симметрично 2 руками одновременно, 2 мячиками, без остановки 10 раз. Далее увеличиваем до 20 раз. Оба мяча должны отлетать на одинаковую высоту.
  4. Отбивать от пола и ловить мяч правой рукой в определенном ритме.  Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 раз. Далее увеличиваем до 20 раз. Затем тоже повторяем с другой руки.
  5. Отбивать от пола и ловить мячик в определенном ритме сперва правой, затем левой рукой в определенном ритме.  Действуем 2 руками поочередно, 2 мячиками, без остановки 20 раз (т.е. 10 раз левой, 10 раз правой рукой). Далее увеличиваем до 30 раз.
  6. Те же упражнения повторяем так, чтобы мяч отлетал на большую высоту. Возможно усложнение – во время броска одновременно исполнить 1 хлопок руками перед собой, далее 2 или 3 хлопка. Возможен хлопок по коленям, скрестно по плечам и т.д.
  7. Подбрасывать вверх правой рукой и ловить мячик левой рукой, при этом при броске правой рукой она одновременно вытягивается вверх, к уху, в это время ловим мяч левой рукой, затем наоборот левая бросает мяч вверх, вытягивается вверх, правая в это время ловит мяч. Возможен вариант, когда прямая рука уходит не вверх, а в сторону, делается круговое движение прямой рукой в плечевом суставе.
  8. Подбрасывать вверх и ловить мячик на 3 разные высоты правой рукой в определенном ритме.  Бросаем низко (отскок на 20 см. от руки), бросаем не высоко (отскок на 50-60 см. от руки), бросаем высоко (отскок на 100 см. от руки).  Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 раз. Затем тоже повторяем с другой руки.
  9.  Подбрасывать вверх и ловить мячики на 3 разные высоты правой и левой рукой одновременно в определенном ритме.  Бросаем низко (отскок на 20 см. от руки), бросаем не высоко (отскок на 50-60 см. от руки), бросаем высоко (отскок на 100 см. от руки).  Действуем симметрично 2 руками одновременно, 2 мячиками, без остановки 10 раз. Далее увеличиваем до 20 раз. Оба мяча должны отлетать на одинаковую высоту. Затем пробуем бросать мячики на разную высоту.
  10. Подбрасывать вверх и ловить мячик с отскока от пола на одинаковую высоту правой рукой в определенном ритме. Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 раз подряд. Затем тоже повторяем с другой руки. Затем поочередно правой ловим – левой бросаем и наоборот.
  11. Подбрасывать вверх и ловить мячик с отскока от пола на одинаковую высоту правой и левой рукой одновременно, синхронно в определенном ритме. Действуем 2 руками, 2 мячами, непрерывно, без остановки 10 раз подряд.
  12. Бросать мяч с отскоком от пола на 3 разные высоты правой рукой в определенном ритме.  Бросаем низко (ловим мяч на высоте талии), бросаем с отскоком не высоко (отскок до уровня груди), бросаем с высоким отскоком (ловим мяч на уровне головы и чуть выше).  Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 комбинаций отскока подряд. Затем тоже повторяем с другой руки. Позже усложняем - действуем 2 руками, 2 мячами одновременно, непрерывно, без остановки 10 раз подряд.
  13. Броски и отскоки мяча от стены, мяч бросаем снизу одной рукой, затем другой. Бросаем правой рукой, ловим правой. Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 раз. Затем повторяем с другой руки.
  14. Броски и отскоки мяча от стены, мяч бросаем снизу одной рукой, ловим другой. Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 раз.
  15. Броски в стену и отскок мяча от пола, мяч бросаем снизу одной рукой, затем другой. Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 раз.
  16. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.
  17. Бросок правой рукой мяча вверх – в это время правая рука касается правого плеча, ловим мяч правой рукой.  Снова бросаем правой рукой мяч вверх – поднимаем правое колено, касаемся правой рукой, ловим мяч правой рукой. Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 комбинаций отскока подряд. Затем тоже повторяем с другой руки. Позже усложняем - действуем 2 руками, 2 мячами по очереди, непрерывно, без остановки 10 раз подряд. Правая рука – плечо, левая рука – плечо, правая рука – колено, левая рука- колено.
  18. Различные двигательные комбинации – сперва бросить мяч вверх– присесть, далее отбить от пола, затем подпрыгнуть или встать на носки или поднять ногу. Все движения исполнять в определенном ритме, без остановки. 10 комбинаций подряд, под счет. Можно исполнять повороты вокруг себя на 180 градусов, на 360 градусов, различные прыжки – на 1 ноге, на 2-х ногах, скрестно, с разведением ног - «Разножка», с разведением ног при приземлении «Эшапе».
  19. Упражнения с мячом в паре: бросаем мяч правой рукой соседу – ловим левой рукой, перекладываем в правую руку мяч. Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 комбинаций отскока подряд. Затем тоже повторяем с другой руки. Позже усложняем - действуем 2 руками, 2 мячами одновременно, непрерывно, без остановки 10 раз подряд. Сперва один бросает 2 мяча соседу, тот ловит – затем наоборот. В дальнейшем возможно усложнение - переброска одновременная 2-х мячей – участвуют 4 мячика. Возможны броски по диагонали – скрестно.
  20. Упражнения с мячом в паре: бросаем мяч с отскоком от пола правой рукой соседу – ловим левой рукой, перекладываем в правую руку мяч, снова бросаем. Возможно перекладывать мяч из руки в руку за спиной. Действуем 1 рукой, 1 мячом, непрерывно, без остановки 10 комбинаций отскока подряд. Затем тоже повторяем с другой руки. Возможна передача мяча по диагонали – из своей правой руки в правую руку соседа. Как усложнение - сперва один бросает 2 мяча соседу, тот ловит – затем наоборот. Позже усложняем – 2 человека действуют 2 руками, каждый 2 мячами одновременно, участвуют 4 мяча, непрерывно, без остановки 10 раз подряд.
  21.  Упражнение в паре. С расстояния 3–4 метров одновременные броски друг другу мяча: один делает нижнюю подачу с отскоком от пола, а второй —верхнюю.
  22. Упражнение в паре: один кидает мяч назад, не поворачиваясь, а другой
ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно. Важно рассчитать силу удара и действовать единой командой.
  1. Те же комбинации можно исполнить в тройках, четверках, по кругу. Возможно отбивать мяч в круге 3 счета, на 4 счет происходит переход по кругу в правую сторону, ловим мяч соседа справа, наш мяч ловит сосед слева.
  2. Упражнения в кругу – на счет раз перекладываем мяч соседу справа, правой рукой, одновременно, берем мяч левой рукой у соседа слева. Под счет два перекладываем мяч из левой руки в правую. Возможен вариант – бросаем мяч вверх 2 раза, правой рукой, на счет 1, 2. Далее, правой рукой на счет 3 передаем мяч соседу справа, одновременно берем мяч левой рукой, у соседа слева; на счет 4 – перебрасываем мяч из левой руки в правую.
  3. Упражнения в кругу – передаем мяч соседу справа, через отскок от пола одновременно, под счет. Возможен вариант – бросаем мяч с отскока от пола 3 раза, на счет 4 передаем соседу справа.
  4.  Упражнения в паре. Встаньте лицом к стене (на расстоянии нескольких метров), один впереди, второй  — за его спиной. Один бросает мяч в стену, второй партнер — ловит. Не зная, куда и когда полетит снаряд, поймать его гораздо труднее. 
  5. Повтори мой ритм. Отбивая от пола мяч ударом создаем любой ритмический рисунок. Ребенок должен повторить ритм. Можно использовать в процессе как 1 мяч, так и пару мячей. В комбинации можно использовать, не только отстукивая мяча от пола, но и отстукивания ногой, хлопки в ладоши, по плечам, колену, можно подбрасывать его вверх на разную высоту.
Можно действовать одновременно с мячами разной массы, и диаметра, с разной скоростью отскока, что усложнит выполнение заданий. В начале овладения возможно использовать мячи большего диаметра, затем небольшие – теннисные.
Упражнения с подбрасыванием вверх, с ударами об пол и ловлей мяча с отскока возможно проводить в дальнейшем с усложнением – медленно ходить, постепенно увеличивая скорость, доходя до бега.


Приложение№2
Оценка психомоторного развития (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
Оценка одновременности движений " одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.
Оценка динамической координации верхних конечностей
бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.
Оценка динамической координации нижних конечностей
  • преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
  • совершить прыжок на 360 градусов с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия
Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)
  • сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе "аист"
  • стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей
Оценка мелкой моторики рук выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:
  • вытянуть вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;
Кинестетический праксис
  • Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
  • Мизинец вперёд, остальные - в кулак;
  • Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5; 
Оценка умения выполнять движения и владения частями тела
  • по показу - ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
  • по сигналу - педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
  • придумай движение - ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:
Тесты считаются невыполненными, если наряду с требуемыми у испытуемого отмечаются другие движения (синкинезии), например, движение кистью вместе с движением всей руки, поднимание бровей и движения губами и т.д.
Испытания начинаются с тестов на динамическую координацию, затем следует оценка скорости движения, силы, синкинезии и статической координации. По суммарному результату в соответствии с таблицами норм для испытуемых определяется тот или иной возрастной уровень моторного развития.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»