Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Детский репертуар XXI века Виктория Бабаева
«Времена года в саду» Альбом пьес для фортепиано
 

Калиниченко Светлана Евгеньевна,
преподаватель Санкт-Петербургской
школы искусств на Петроградской

 
Мир детства с его наивностью, непосредственностью, любопытством на протяжении двух веков находит отражение в классической музыке. В фортепианной литературе отдельное  важное место  занимает музыка, написанная специально для детей – так называемые «Детские альбомы», в которых композиторы знакомят детей со своими  впечатлениями,  рисуя  музыкальными красками картину окружающего мира. Это и природа, и игры, и события, и портреты, и сказки. Как правило, пьесы имеют названия, ведь программность легко находит отклик в душе ребенка, помогая ему ориентироваться в мире звуков. Изобразительность, звукоподражание, танцевальность, песенность, простота фактуры и формы являются неотъемлемыми и необходимыми составляющими инструментальной музыки для детей. И если в девятнадцатом веке число «Детских альбомов» было незначительным, то в двадцатом столетии их количество возросло. Самые известные из них — это сочинения С.Прокофьева, К.Дебюсси, А.Гречанинова, Б.Бартока, А.Хачатуряна, С.Майкапара, Г.Свиридова, Д.Шостаковича, В.Косенко, С.Слонимского.
Эта музыка была специально написана для самых дорогих и любимых детей. Это подарок  взрослого юному музыканту, начинающему свой путь в искусстве. И в наше время немало композиторов обращаются к этому жанру.
Одним из новых и интересных на сегодняшний день сборников является альбом пьес для детей «Времена года в саду» Виктории Бабаевой. Автор создавала это сборник в небольшом городке Яранске Кировской области, где жила на берегу реки в окружении тихой природы средней полосы России.
Музыкальные произведения, собранные в этом альбоме, понятны даже самому маленькому слушателю. Пьесы написаны от лица ребенка, который видит этот красивый загадочный  мир со всей своей наивностью и доверчивостью. Живописные картинки природы с яркой изобразительностью отличаются ясным гармоническим языком и простой фактурой.
Первая пьеса «Заколдованный лес» открывает, по словам автора, «большой простор для фантазии». Это картина зимнего леса, где в морозной тишине слышатся странные шорохи, приглушённый топот, непонятный шум,  где в сумеречном свете видятся таинственные образы. Они влекут и пугают.
Дети, которые хорошо знают народные сказки, живо представляют себе обитателей леса: Лешего, Бабу-Ягу с их колдовством и загадочностью. Яркая образность позволяет ученику без труда понять и воплотить  в исполнении контрастную динамику, особенно активное crescendo и  diminuendo, моментальное переключение нюансов с f на sub.Р. Особый  интерес для ребенка представляет мелодико-гармоническая сторона пьесы -- хроматические ходы, тритоны.
В начале пьесы нужно добиться ровности звука при передаче мелодии из руки в руку и ритмической точности исполнения синкопы. 
В последующих тактах  обратить внимание на синхронность обеих рук в залигованных аккордах, так как динамический оттенок Р с «вилочками» провоцирует их разбалансировку.
Далее следует  отработать острое ровное стаккато в терциях правой руки. 
 На стыке средней части и репризы необходимо точно выверить метрическое соотношение четвертной длительности и последующих шестнадцатых, чтобы вернуться в первоначальный темп. (Дети, как правило, начинают репризу восьмыми длительностями.) В исполнении этой пьесы при смене фактуры, ритмического рисунка, артикуляции и динамики может проявиться неустойчивость темпа. Использование педали в этой пьесе минимально: прямая педаль в четвертом такте на фермату и запаздывающая педаль в унисонном разделе перед репризой. Обычно это не доставляет трудностей даже для учеников подготовительной группы. Пьеса «Заколдованный лес» очень любима учениками, а по силе своей яркости и выразительности может быть эффектным концертным номером.                                                                                                                                               
Следующая пьеса «Золотая рыбка» привлекает своей лиричностью и нежностью. Миниатюра, рисующая волшебную рыбку в аквариуме, продолжает сказочную тематику. Это небольшой вставной номер в цикл о четырёх сезонах  Применение педали, которая, как и в первой пьесе, очень понятна, добавляет волшебного колорита к образу. Позиционно пьеса удобна ( особенно для правой руки ), перекрещивание рук и свободное движение рук по клавиатуре не вызывает затруднений у ученика. 
Начало произведения в правой руке с неокрепшего пятого пальца может вызвать у ученика неудобство, что повлечет за собой ритмическую неровность всего мотива. В среднем разделе нужно обратить внимание на синхронность параллельного движения в мелодии. 
Эта пьеса требует технической оснащенности в  мелкой технике и арпеджио.  И если «Заколдованный лес» позволяет учащемуся освоить нижний регистр, то «Золотая рыбка» помогает охватить верхние октавы.
Пьеса «Весенний сад» отличается особой звонкостью, рисуя яркий солнечный свет, весеннюю капель и весёлые переклички птиц. 
Одинаковые короткие мотивы с триолями заставляют ученика быстро ориентироваться в разных октавах и пользоваться всей правой рукой от плеча. Левая при этом выполняет роль стабилизатора, исполняя статичные терции. Само триольное украшение есть не что иное как выписанный мордент, поэтому переход на обычные шестнадцатые не вызывает у ученика метроритмических трудностей, особенно если педагог исполнит предварительно всю пьесу. Нужно объяснить учащемуся, что при исполнении мордента все три звука должны прозвучать одинаково крепко. Очень красиво звучит тональное сопоставление среднего раздела на мелодическом материале начала. И, чтобы не было впечатления некоторой «этюдности» этой пьесы, следует смягчить динамику, подчеркнув тем самым контраст диезной (A-dur) и бемольной (F-dur) тональностей. Соответственно, при переходе к репризной части на хорошем crescendo вернуться в первоначальное  динамическое состояние.
«Сад под дождём» – пьеса, живописная программность которой является поводом для богатой динамической палитры и регистровой масштабности: тёплое летнее солнышко, надвигающиеся грозовые тучи, сильный крупный дождь и свежая листва, роняющая последние капли. Яркая выразительность этой музыки создаёт для ребёнка знакомую реалистичную картину жизни природы.
От этого впечатления пьеса легко учится наизусть, вызывая у ученика желание самому передать музыкальными красками своё восхищение. В тексте могут быть допущены некоторые варианты исполнения без потери общего колорита. Так, например, трели в левой руке  исполняются шестнадцатыми длительностями, а вместо октавного тремоло можно сыграть те же трели на октаву ниже с остановкой на последней четверти.
Арпеджато в последних четырёх тактах играются не торопясь с перебросом левой руки на верхнюю ноту. Отдельную работу нужно провести для разучивания среднего раздела (капли дождя): вся часть идёт на одной сильной динамике f в активном темпе Allegro, стаккато при этом исполняется крепко всей рукой. Для облегчения запоминания партию правой руки нужно собрать в аккордовую гармоническую последовательность, затем проиграть легато мелодию, чтобы ученику был наглядно виден  рисунок верхнего голоса. Использование педали в этой пьесе диктуется физическими данными ребёнка. 
 Вполне допускается исполнение произведения без педализации, но её применение хотя бы на последние четыре такта придаст особое очарование всей картине.
«Фонтан в саду» – маленькое интермеццо в цикле «Времена года в саду», небольшое душевное отдохновение.  Ритмическая равномерность создаёт спокойное созерцательное настроение. Здесь не требуется ярких оттенков, активного динамического развития. Эта пьеса по техническому воплощению сродни небольшому этюду.
Особую сложность для юного исполнителя составляет работа над укреплением четвёртого и пятого пальцев правой руки. Кистевое объединяющее движение поможет развить гибкость этой части аппарата при исполнении мелкой техники. Следует проучить фигурацию группами сначала по четыре ноты с соответствующим движением кисти, затем по восемь и т.д. Лучше предварительно поиграть несколько этюдов на подобный вид техники, чтобы не превращать «Фонтан в саду» в техническую пьесу. Здесь следует преследовать художественные задачи, чтобы бисерная техника была способом для их воплощения, а не поводом для работы над произведением.
Заключительная пьеса альбома «Осенний сад» знакомит ученика с новой формой – тема с вариацией. Благодаря близости распространённым мотивам песенно- романсового жанра мелодия с первых нот кажется ученику  очень знакомой.
Но наличие мордента, который следует исполнять неторопливо, привносит черты инструментального пьесы. Здесь ученика можно познакомить с понятием секвенции   . Вариация представляет собой вариант фактурного изменения в левой руке. Наличие «альбертиевых» басов может представлять   сложность и  требует отдельной работы над ними, особенно в секвенционном разделе с гаммообразными восходящими пассажами в правой руке, где требуется вертикальная совместимость звуков при исполнении. 
Альбом В.Бабаевой «Времена года в саду» создавался с учётом возможностей юных пианистов.  Фактура пьес очень удобна, здесь почти не найти широких интервалов. Гармония основана на классических традициях, но и не лишена подчас особой прелести. Использование педали не составляет значительной сложности для ученика. Эти пьесы можно играть не только в начальных классах, но и в подготовительном периоде обучения. «Времена года в саду» можно исполнять  единым циклом. В каждой пьесе  автор находит свои средства выразительности и звуковые эффекты. Изучение этой разнообразной по характеру, красочностью по звучанию и увлекательной по образам музыки  даёт большой толчок  для эмоционального развития  юного пианиста.             
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»