Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика оценки сплоченности кадетского класса

Ильинская Ирина Ивановна
Сплоченность коллектива является мерой упорядоченности, согласованности и устойчивости внутригрупповых и межгрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность (традицию) жизнедеятельности коллектива. Сплоченность проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании коллектива как социально-психологической общности, что предполагает возникновение интегративных свойств и процессов, препятствующих нарушению психологической целостности коллектива. Конкретные исследования сплоченности, как правило, затрагивают три аспекта коллективной жизнедеятельности: межличностные эмоциональные взаимоотношения членов рабочей группы, структуры взаимодействия между ними в процессе совместной деятельности, а также характер ценностных ориентации, установок и нормативных представлений, образующих группу лиц .   
В первом случае под сплоченностью понимается привлекательность рабочей группы или ее членов, показателем которой выступает либо уровень взаимной симпатии в их отношениях (чем больше членов рабочей группы нравятся друг другу, тем выше их сплоченность), либо степень полезности рабочей группы для индивида (чем больше тех, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность).   
Во втором случае сплоченность интерпретируется главным образом как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности и согласованности функционально-ролевого поведения членов группы при решении задачи. Важным показателем оптимальности внутригруппового взаимодействия является организованность группы, в частности:
1) способность рабочей группы самостоятельно спланировать этапы осуществления поставленной цели и распределить предстоящую работу среди своих членов;
2) степень дисциплинированности членов группы при выполнении возложенных на них функций;
3) способность рабочей группы к эффективному контролю, действенной коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений;
4) умение группы в относительно сжатые сроки синтезировать (суммировать) выполненную ее членами работу и т. п. В некоторых видах совместной деятельности межиндивидуального взаимодействия требуется психофизиологическая и сенсорная совместимость ее участников — сочетание темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций.   
В третьем случае сплоченность рассматривается как степень совпадения (согласованность, сходство) представлений, ориентации, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам (явлениям, лицам, событиям и ценностям), наиболее значительным для групповой жизнедеятельности. Существенной формой проявления сплоченности в данном случае может выступать предметно-ценностное единство коллектива. Сплоченность обнаруживается в близости ценностных представлений членов рабочей группы о предмете (цели) совместной деятельности, в единстве практического воплощения этих представлений в конкретных условиях деятельности. Предметно-ценностное единство порождается общественно детерминированной деятельностью как феномен интеграции коллектива на высшем уровне.   
Таким образом, в зависимости от характера сплоченности членов трудового коллектива (привлекательность группы для ее членов, согласованность функционального поведения членов группы при решении общей задачи, предметно-ценностное единство), сработанности и совместимости участников деятельности и складывается более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива, непосредственно влияющий на эффективность его работы (Аминов Н.А., Янковская Н.А. Методическое руководство по измерению социально-психологического климата образовательных учреждений. – М: МГППУ, 1999. – 108с.).
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Назначение и инструкция.
Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная - -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I.Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
1)  Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
2)   Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3)   Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4)   Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5)   Живу и существую отдельно от нее (1}.
6)    Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II.Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1)    Да, очень хотел бы перейти (1).
2)     Скорее перешел бы, чем остался (2).
3)      Не вижу никакой разницы (3).
4)      Скорее всего остался бы в своей группе (4).
5)      Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6)       Не знаю, трудно сказать (1).
III.Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1)      Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2)      Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3}      Хуже, чем в большинстве классов (1).
4)       Не знаю, трудно сказать (1).
IV.Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1)     Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2)     Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3)      Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4)      Не знаю. (1)
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
1)      Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2)      Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3)      Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4} Не знаю (1).
   Уровни групповой сплоченности
15,1 баллов и выше - высокая;
11,6 - 15 балла - выше средней;
7- 11,5 - средняя;
4 - 6,9 - ниже средней;
4 и ниже - низкая.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»