Формы контроля образовательного процесса в хореографии
Загерс Виктория Бариевна
Формы контроля образовательного процесса в хореографии составлены на основе образовательной программы, на обобщении опыта практических занятий хореографией с учетом возрастных особенностей детей.На каждом этапе обучения определены конкретные знания, умения, навыки, что составляет основное содержание обучения.
Основные типы контроля составляют текущий, тематический и итоговый, которые играют специфическую роль на каждом этапе обучения. На каждом этапе контроля есть свои особенности. Не мало важно отметить один из методов контроля на занятии хореографией как устную и выборочную проверку, а также фронтальный опрос. При индивидуальном опросе педагог имеет возможность проверить усвоение отдельными учащимися теоретического материала.
Фронтальный опрос о правилах исполнения хореографических движений, а также характеристики содержания и выразительных средств музыки позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства обучающихся.
Контроль позволяет руководителю корректировать процесс обучения путем дозировки упражнений и добавлений новых упражнений. По мере овладения обучающимися теми или иными знаниями и приемами становится возможным их активное подключение к организации процесса обучения- взаимообучения.
В результате контроля устанавливается: - глубина, полнота усвоенных знаний; - готовность класса к усвоению новых знаний; - уровень самостоятельной работы учащихся; - трудности, ошибки учащихся в понимании тех или иных вопросов. Контроль знаний является завершающим этапом в обучении и составной частью обучения.
Специфика хореографии определяется ее многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства.
Органично сочетая в себе различные виды искусства, в частности музыку, песню, элементы театрального изобразительного искусства, литературу и фольклор, танец не только обладает способностью вызывать у зрителей эффект присутствия, сопереживания, сопричастности к тем или иным событиям, которые разыгрываются на сцене, но и воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Непосредственное же обучение в студии хореографии развивает детей всесторонне.
Танец - народный, бальный, классический, эстрадный, современный, спортивный, - все для ребенка чрезвычайно полезно. Занимаясь хореографией, дети открывают для себя традиции, нравы, обряды, характер различных народов, их образ жизни, культуру.
Танец – это, прежде всего, коллективное творчество. Именно танец позволяет сплотить всех участников, разрешить проблему общения между мальчиками и девочками.
Помимо образовательной, воспитательной, коммуникативной функции, занятия хореографией выполняют и функцию оздоровительную. Использование танца позволяет устранить ряд отклонений, вызванных малоподвижным образом жизни.
Занятия хореографией активизируют детей, нацеливают их на участие в жизни коллектива, способствуя тем самым совершенствованию личности.
Программа обучения в студии хореографии составлена на основе стандартной программы, на обобщении опыта практических занятий хореографией с учетом возрастных особенностей детей.
На каждом этапе обучения определены конкретные знания, умения, навыки, что составляет основное содержание обучения.
Для руководства процессом обучения учащихся определенным умениям, навыкам, важное значение приобретает методика педагогических требований, которая предполагает стимулирование целесообразных действий обучающихся и превращение этих действий в умения и навыки. Для методики обучения важно выяснить, как методы обучения связаны друг с другом, как они взаимодействуют, как один метод продолжает работу другого метода.
В практике обучения сложились основные методы: инструктаж, обучение, контроль, которые решают задачи воспитательного обучения, и используются в тесном взаимодействии друг с другом.
Инструктаж задает обучающимся программу их действий, составляющих основное содержание упражнений. В процесс упражнения у каждого обучающего в меру его активности и правильности исполнения действий, предусмотренных инструктажем, возникают определенные ЗУН и привычки.
Контроль позволяет руководителю корректировать процесс обучения путем дозировки упражнений и добавлений новых упражнений. По мере овладения обучающимися теми или иными знаниями и приемами становится возможным их активное подключение к организации процесса обучения- взаимообучения.
По мере развития процесса обучения обучающиеся овладевают навыками самообучения, самообразования: они учатся разрабатывать инструктаж, самостоятельно выполняют упражнения, используют приемы самоконтроля. Рассмотрим назначение, функции, виды и формы применения контрольных методов обучения. Контроль позволяет точно установить и учитывать наличие и степень развития ЗУН, привычных действий, и способствует формированию ответственного отношения обучающихся к обучению.
Основные типы контроля составляют контроль текущий, тематический и итоговый, которые играют специфическую роль на каждом этапе обучения.
Исходный или текущий – этот контроль выявляет наличие у обучающихся опорных ЗУН на момент начала обучения. Поэтому этот тип контроля чаще применяется после перерыва в обучении или в начале изучения новой темы с целью проверки наличия знаний и навыков.
Так, например, в начале учебного года проводятся подготовительные тесты с детьми, определяющие подвижность суставов и эластичность мышц, а в течении года проводятся опросы или терминологические диктанты и оперативные проверки. Этот вид контроля позволяет на основе имеющихся у обучающихся ЗУНов строить свою дальнейшую работу.
Применяемые формы текущего контроля по этапам:
-на 1 этапе проводится с обучающимися словесный опрос в игровой форме «Веселый клубочек». Задавая вопрос, ведущий кидает клубочек кому-нибудь из детей. Ответив на вопрос, ребенок наматывает нитку к себе на палец, делает петельку и возвращает клубок обратно. Если нет ответа на вопрос, клубочек отдается назад без петельки,- отвечает другой. Результат знаний оценивается по количеству петелек. Второй вариант опроса: игра «Веселый мячик» - ударяя мяч об пол, дети должны перечислить знакомые танцевальные термины, как можно больше, не делая длинных пауз между бросками мяча.
- -на 2 этапе проводится «Экспресс – опрос»: 10 быстрых вопросов, требующих быстрых ответов письменно. Примерные вопросы: что такое…, как называется…, какие бывают…, сколько вы знаете… и т.д.
- -на 3 этапе проводится «Терминологический диктант»: по определению понятий дети должны написать правильный танцевальный термин.
- -на 4 этапе дети пишут «Дети пишут диктант понятий»: определение понятий по заданным терминам.
Тематический контроль заключается в обеспечении контроля за усвоением всей темы. Он позволяет определить степень сформированности ЗУН, выявить типичные ошибки и проблемы в знаниях и умениях, позволяет осуществить коррекцию, направление и улучшение знаний и приемов деятельности обучающихся с помощью специальных упражнений и дополнительных заданий. От его регулярности зависят результаты обучения.
На 1 этапе обучения в качестве тематического контроля я использую викторину, где каждый правильный ответ на вопрос выдается жетон. По количеству жетонов можно определить уровень знаний и умений.
В конце каждой четверти проводится зачетное занятие в форме «Практическое дело», где дети исполняют изученные танцы по группам анализируя ошибки и оценивая исполнения друг друга. Эта форма контроля используется на всех этапах обучения, усложняясь введением различных творческих заданий.
На 2 этапе в качестве контроля даются задания по разгадыванию кроссвордов, чайнвордов, сканвордов., где зашифрованы танцевальные термины, название движений, танцев и т.д. Также детям дается задание самим составить простейший кроссворд.
Зачетное занятие по изученным танцам усложняется специальным заданием: составить танцевальную комбинацию с использованием движений по изученной теме, ее исполнением, паре или соло.
На 3 этапе детям предлагается выполнение заданий в форме «Тесты достижений». Разрабатывается комплекс вопросов по теме, и к каждому вопросу имеется несколько вариантов ответов, среди которых один правильный, вопросы нумеруются. Необходимо выбрать правильный ответ.
В «Практическое дело» вводится составление танцевальных этюдов с использованием танцевальных движений и комбинаций по изученной теме. Тема этюдов различная выполняется по группам.
В 4 этап обучения включаются «Программированные вопросы»: в заданном тексте по изученной теме, нужно заполнить пробелы словами символическими рисунками, эскизами элементов национальных костюмов.
«Практическое дело» проводится по составлению простого танца из 8 комбинаций с использованием имеющихся ЗУН по данной теме.
Применение различных форм и методов методического контроля оказывается не только эффективным, но и необходимым, поскольку развивает детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Его назначение:
- Выявление подготовленности у обучающихся к продолжению обучения;
- Определение конечных результатов обучения, степень готовности к самостоятельному использованию приобретенных ЗУН.
Проводимые формы итогового контроля по этапам обучения:
-«Гимнастические тесты» - проводятся в конце каждого учебного года с целью определения уровня физической подготовки обучающихся. Даются тесты на гибкость, на ловкость, на силу мышц, рук, ног, брюшного пресса, на координацию и равновесие, на быстроту, а также проверяется владение определенными акробатическими навыками и трюками.
-«Открытые занятия» - проводятся также в конце года с приглашением родителей, с целью показа результатов деятельности в течении всего года. Открытое занятие проводится в конце учебного года – это показ работы всего коллектива. Поэтому давать открытое занятие можно только тогда, когда дети занимаются регулярно и достигли определенных успехов.
На 1 этапе обучения проводится творческая игра «Танцевальное турне»: это путешествия по «Танцевальной Европе». Дети делятся на несколько команд, каждая из которых путешествует на своем виде транспорта ( по предложенному выбору). Останавливаясь в разных странах (по намеченному плану), дети каждой команды по очереди рассказывают о танце этой страны и все своими командами исполняют этот танец. Оценивается коллективное исполнение, музыкальность, эмоциональность, «кругозор» знаний. В конце игры каждый участник выражает свое настроение и впечатление «о путешествии» соответствующим цветом или рисунком выражения лица.
На 2 этапе для подведения результатов проводится творческий конкурс «Юный умелец», где участники – танцевальные пары соревнуются в умении исполнять программные танцы артистично, музыкально, выразительно, проявляя не только практические навыки, но и теоретические знания, и творческое мышление, и стремление к победе.
Конкурс состоит из 4 заданий:
- Визитка, приветствие;
- Вопрос-ответ;
- Танцевальный конкурс;
- Творческое задание;
3 этап: творческая игра-«Стартинейджер». Игра состоит из комплекса теоретических и практических заданий в творческой форме. Например: разгадать ребус или кроссворд, дать ответ на интеллектуальные вопросы, провести интервью, придумать комплекс производственной гимнастики, исполнить изученный танец необычно (например, сидя, с предметом и т.д.), танцевальные композиции, танцевальный марафон.
Непосредственную помощь в организации этого конкурса осуществляют танцоры с основного этапа обучения. «Комплексное жюри» оценивает каждый конкурс и подводит итоги. Данная форма контроля относится к действиям обучающихся, открывая возможности для самовыражения, проявляя свои знания и умения.
На 4 этапе: Для определения конечных результатов обучения, владения танцевальной техникой служат контрольные зачеты по классическому и народно – характерному танцу, где обучающиеся исполняют тренировочные танцевальные упражнения, танцевальные комбинации и фрагменты программных танцев.
Самым ярким проявлением творчества, является Праздник «Мастерства», где дети «мастера» демонстрируют и защищают свои итоговые творческие постановки, выбранные по желанию, в присутствии руководителей, педагогов, родителей и гостей праздника. Праздник заканчивается поздравительным концертом детских художественных коллективов.
Кроме названных форм и методов контроля есть множество других творческих нетрадиционных форм. Например: ролевая игра, смотр знаний, час интересных встреч, турнир умельцев, праздник танца, устный журнал «Танцевальный калейдоскоп», вечер авторского танца, «Школа танца», «Танцевальный огонек», танцевальный тренинг «Учись учиться», танцевальный аукцион, «День танцора», «Живая газетка» и т.д.
У каждого вида контроля есть свои достоинства и свои недостатки. Поэтому только комплексное применение всех видов, каждый раз с учетом специфических задач учебного процесса, делает контроль полученных знаний, умений, навыков гибким, точным и действенным.
Более пристальное рассмотрение разнообразных форм и методов учета и контроля полученных знаний, умений, навыков, приводит к видению их различных численных аспектов, выражений, а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим.