Федорова Александра Алексеевна
Все мы прекрасно знаем и понимаем, что мелочей в спорте не бывает и быть не может. Любой результат- это труд. Хороший/лучший результат- это титанический труд, где отрабатывается абсолютно все. Это все общие слова, звучащие из каждого утюга теоретиками.
А теперь из практики..
Весь учебно-тренировочный процесс цикличен. Ни для кого не секрет, что выделяются: макро-, мезо-и микроциклы. А так же определяются периоды подготовки: подготовительный период, который длится в среднем 6-7мес, соревновательный (участие в соревнованиях) и переходный (длительность которого 1-1,5мес). Тренеру (педагогу) необходимо грамотно рассчитать обьемы нагрузок, интенсивность, выбрать методы и средства для достижения высоких результатов. А что же дальше? А дальше начинается совместная работа педагога с обучающимися. Очень важно объяснить, донести до детей, что в спорте мелочей не бывает. Важно абсолютно все: сон, питание, отдых, включённость в тренировочный процесс, Здоровье, психологический настрой. Но очень частно бывает, что все таки некоторые «мелочи» ускользают от орлиного взора педагога…
Спортивная экипировка: тренировочная и соревновательная.
Очень часто бывает, что учебно-тренировочный процесс поставлен так, что отрабатывается нагрузка на дистанции. Мы долго и упорно работаем серии в режимах, в перерывах от серий, иногда закупываясь, выполняем упражнения на технику. Перед самим стартом, как-то резко, срочно начинаем отрабатывать повороты, с места… и, если повезёт, пару раз выполняем стартовый прыжок. Многие тренируются в одних очках, стартуют в других. В тренировочных не прыгают со старта, боясь, что свалятся или протекут. А стартовые- они же СТАРТОВЫЕ, и на тренировках «ни-ни»… в итоге, получаем: выходим на старт и судорожно думаем, хоть бы не упали очки… как сделать старт, чтобы ноги не соскочили? В худшем случае, мы достаём свои стартовые очки пару раз в год, и на тумбочке перед свистком, мы понимаем, что резинка сгнила/порвалась ( это страшный сон каждого пловца)…Мы не думаем о дистанции, не настраиваем себя на высокий результат, мы думаем об ОЧКАХ И СТАРТЕ с тумбочки! Узнали себя?
Мало кто отрабатывает на каждой тренировке стартовый прыжок, а зря! Это ведь один из ключевых элементов прохождения дистанции, особенно в спринте. Это тоже самое, если мы будем тренировать серии без поворотов, просто не доплывать пару метров, разворачиваться в обратном направлении.
Все это отрабатывается до автоматизма строго на тренировках, и никак иначе. Чудес не бывает.
Что делать?
Тренироваться в стартовых очках! Наша задача, отработать все элементы дистанции: старт, выход, первые гребковые движения, прохождение дистанции, повороты, финиш! И чтобы эта дистанция была одним целым, а не отдельно по элементам. Чтобы в голове не крутились лишние навязчивые мысли и страхи, чтобы ничего не отвлекало от поставленной цели.
Итак, на практике:
1. Берём на тренировку стартовые очки;
2. Первое задание всегда выполняем со старта;
3. Задания, где в сериях есть пометка «со старта»- выполняем старты!
4. Доводим стартовые прыжки до автоматизма и забываем страшные истории про очки на старте!
Питьевой режим во время тренировки в воде.
Во время активной подготовки к соревнованиям, увеличиваются обьемы нагрузки, повышается интенсивность заданий. Все функциональные системы организма просыпаются и активно включаются в работу. Повышается ЧСС и кровенное давление, ускоряется обмен веществ и кровообращение. Ускоряются все обменные процессы организма, происходит интенсивное потоотделение. Да, да! В воде пловцы тоже потеют!
Ошибочно думать, что при активной тренировке в бассейне нет необходимости поддерживать водно-солевой баланс организма. Интенсивное плавание выжимает из организма даже больше влаги, чем упражнения в спортзале.
Во избежание теплового удара, вследствие дегидратации, необходимо пить во время тренировки в бассейне.
Практические рекомендации:
На тренировку, на бортик всегда брать с собой индивидуальную питьевую бутылку с водой, объемом не менее 0,5л. Чем больше вес спортсмена, чем выше интенсивность тренировки, тем больше питьевой воды требуется организму для восполнения утраченного и избежания обезвоживания.
Тренировки на гипоксию.
В свои тренировки (занятия) я всегда включаю упражнения на гипоксию, в различных вариациях: проныры, проныры в связках с доплыванием, проныры с последующий ускорением, проныры на выносливость и на темп, серии кролем на груди с различным дыханием (1/3-1/7). Все эти упражнения развивают функциональные возможности дыхания, увеличивают рабочий объём лёгких. Эти упражнения помогают имитировать ощущения прохождения дистанции на соревнованиях, помогают обучающимся не только улучшать функциональные показатели организма, но и повышают психологическую устойчивость к прохождению дистанции. Спортсмен понимает и пробует предельные и стрессовые (физические) нагрузки, что приводит к эффекту сверхкомпенсации через 3-4недели, при подведении к пику формы и снижении объемов.
О чем обычно «забывают»?
Обязательно выполнять во время учебно-тренировочного процесса упражнения на гипоксию. Подбирать различные вариации. Добавлять в виде игрового элемента, но очень важно- их обязательно выполнять!