Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование музыкальной культуры детей
и подростков на примере хоровой студии

Прем Александр Александрович
1. Музыкальное  воспитание. Методика  музыкального воспитания    Предмет теории и методики музыкального воспитания в своей основе опирается на музыку как вид искусства.
     Предметом теории и методики музыкального воспитания являются вопросы целенаправленного управления процессом му­зыкального воспитания, обучения и развития ребенка, установле­ние взаимосвязей между музыкальным воспитанием, обучением и развитием.
     Содержанием предмета являются вокальные и инструменталь­ные музыкальные произведения, используемые как для слушания, так и для исполнения, а также система педагогических воздействий на ребенка, позволяющая развивать его личность нравственно, ин­теллектуально и эмоционально, формировать творческое отноше­ние к жизни.
     Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания личности, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явле­ниям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и ува­жайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир вели­ких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
        Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс пере­дачи общественно-исторического опыта музыкальной дея­тельности с целью подготовки личности к предстоящей работе в любых областях жизни.
     В процессе передачи этого опыта и применяется система це­ленаправленных и организованных воздействий на человека, фор­мирующих его личность. Н.А. Ветлугина пишет: «Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием человека, приобщенного к музыке».
     Музыкальное воспитание - целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. Музыкальное  воспитание - есть процесс передачи общественно-исторического  опыта музыкальной деятельности новому поколению, оно включает элементы музыкального обучения и музыкального образования. Современную теорию музыкально -эстетического воспитания отличает убеждённость в возможности формирования музыкальных способностей у широкого круга людей.
Музыкальное воспитание, осуществляемое в общеобразовательной школе, детском саду и др. внешкольных учреждениях через хоровое пение, игру на инструментах, слушание музыки и музыкальную грамоту, способствует формированию мировоззрения, художественных взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств молодёжи.
Исследования психологов (А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Г. С. Костюк, В. Н. Мясищев) показали, что становление интереса к музыке зависит от многих факторов, взаимодействующих между собой. Среди них: возрастные особенности, индивидуальные типологические данные, имеющийся опыт восприятия музыкального искусства; социально-демографические особенности, связанные со спецификой личности, живущей в определённой географической среде, её профессией, и другие. Музыкальное воспитание тесно связано с процессами, происходящими в искусстве, музыкальной практике. Привычка к определённым музыкальным интонациям со временем меняется. Поэтому форма  музыкального воспитания зависит от ежедневной "музыкальной  атмосферы", окружающей слушателя.
 С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ,  классов, сословий или групп. В Индии известен миф, герой которого стремится достигнуть славы и милости богов, обучаясь искусству пения у мудрой птицы - "Друга песни", т. к. овладеть искусством пения - значит освободиться от дурных чувств и желаний. В Древней Индии существовали воззрения, согласно которым музыка и  музыкальное воспитание способствуют достижению благочестия, богатства, доставляют наслаждение. Были выработаны требования к музыке, призванной воздействовать на людей определённого возраста. Так, для детей считалась полезной весёлая музыка в быстром темпе, для юношества - в среднем, для людей зрелого возраста - в медленном, спокойного и торжественного характера.
В музыкальных трактатах стран Древнего Востока утверждалось, что  музыкальное воспитание призвано привести в равновесие добродетели, развивать в людях человечность, справедливость, предусмотрительность и искренность.
  Возникновение и развитие русской теории  музыкального воспитания относится к 60-м гг. 19 в. Общественные движения этого периода привели к подъёму русской педагогической науки. Одновременно с Петербургской консерваторией начала работать бесплатная музыкальная школа (1862) под рук. М. А. Балакирева и хорового дирижёра Г. Я. Ломакина. В 60-80-х гг. появились теоретические труды, ставившие основные  проблемы музыкальной педагогики.
Один из первых теоретиков  Музыкального воспитания стал Яворский - создатель системы, основанной на всемерном развитии творческого начала. Разработанная Яворским методика включала активизацию восприятия, музицирование (хоровое пение, игра в ударном оркестре), движение под музыку, детское музыкалное творчество. "В процессе детского развития... особенно дорого музыкальное творчество. Ибо ценность его не в самой продукции", а в процессе овладения музыкальной речью" (Яворский Б., Воспоминания, статьи, письма, 1964, с. 287). Б. В. Асафьев обосновал важнейшие вопросы методики и организации Музыкального воспитания, он считал, что музыку надо воспринимать активно, осознанно. Залог успеха в решении этой задачи Асафьев видел в максимальном сближении музыкантов-профессионалов "с массами, жаждущими музыки" (Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, 1965, с. 18).
  В сер. 70-х гг. получила распространение система Музыкального воспитания, разработанная Д. Б. Кабалевским. Рассматривая музыку как часть самой жизни, Кабалевский опирается на наиболее распространённые и массовые музыкальные жанры - песню, марш, танец, что обеспечивает связь занятий музыкой с жизнью. Опора на "трёх китов" (песня, марш, танец) способствует, по мысли Кабалевского, не только развитию музыкального воспитания, но и формированию музыкального мышления. При этом стираются грани между разделами, составляющими урок: слушанием музыки, пением и музыкальной грамотой. Он становится целостным, объединяющим различные элементы программы.
Исходя из целей музыкального воспитания,  современная музыкальная педа­гогика ставит перед собой следующие задачи:
♦  развивать музыкальность ребенка;
♦  обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умени­ям и навыкам; воспитывать способность воспринимать, чув­ствовать и понимать музыку;
♦ развивать художественно-творческие способности. Все эти задачи находятся в теснейшей взаимосвязи.  
Музыкальность-  это ценное качество, заключающееся в единстве двух сторон:
♦ эмоциональной отзывчивости - умения переживать музыкаль­ное произведение в связи с его образным содержанием;
♦  развития музыкального восприятия и музыкальных способнос­тей, обеспечивающих детям возможность более тонкого диф­ференцированного слушания, различения главных компонен­тов в звуковой ткани произведения.
     Задачи музыкального воспитания осуществляются: посредст­вом пения, слушания музыки, музыкально -ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игра на музыкальных инструментах, в частности, на металлофоне.
     Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя про­цесс музыкального воспитания, обучения и развития учащегося, пред­ставляет собой вид активной, доступной ему художественной деятельности в области музыкального искусства.
     Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и по­знавательных возможностей учащихся, объединенных переживанием музыкального произведения. Ученик испытывает различные чув­ства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, по­скольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальней­шем переносится на действительность. Слушание музыки высту­пает в разных формах:
♦  как составная часть любого музыкального занятия, музыкаль­ного вечера досуга, праздника;
♦  как специальное занятие;
♦  как методический прием обучения.
     Прежде, чем разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель поет ее детям, а дети слушают. Подобным же образом преподносятся музыкальные произведения для игр, плясок, упраж­нений-композиций. Музыкальный руководитель играет произведе­ние, вместе с детьми определяет его характер, количество частей, обращает внимание на самые яркие особенности.
     В форме специального занятия слушание дается с целью обога­щения детей музыкальными впечатлениями, накопления и расши­рения их музыкального опыта.
     Как методический прием слушание музыки используется для помощи детям при обучении их пению, игре, пляске.
     Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
     Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выража­ют свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.
     Музыкально- ритмические движения - это активная деятель­ность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкаль­ные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмичес­кого воспитания лежит развитие у детей способности восприни­мать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
     Музыкально-дидактические игры - музыкально-сенсорная де­ятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свой­ства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительнос­ти, музыкальные жанры.
     Игра на музыкальных инструментах - металлофоне и ударных - полезна для развития музыкальных способностей: му­зыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.
Каждое средство музыкального воспитания связано с развити­ем музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ре­бенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, форми­руют музыкальный вкус. Каждое из названных средств музыкаль­ного воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения. Например, если педагог исполнит песню пе­ред началом пения детей, то они будут стремиться к подражанию, воспримут произведение в целом, в результате лучше его испол­нят. Предварительное слушание песни, ее мелодии создает общее настроение, восстанавливает образованные ранее временные связи в слуховом анализаторе коры головного мозга и помогает ребенку правильно взять первый звук. И.М. Сеченов указывал, что память к яркому ощущению тем сильнее, чем недавнее, реальнее ощуще­ние, чем свежее впечатления.
     Специфика каждого средства музыкального воспитания опре­деляется его отношением к определенному виду музыкального искусства. Поэтому содержание программных умений строится в соответствии с основами данного вида искусства. Так, пение от­носится к области хорового искусства. Поэтому содержание про­граммных умений по пению исходит из музыкально-теоретичес­ких основ хорового пения.
     В музыкальном воспитании и обучении детей школьного воз­раста применяют три взаимосвязанных метода работы:
1.  Наглядный;
2.  Словесный;
3.  Метод практической деятельности.
     Каждый метод включает в себя систему различных приемов, за­висящих от его специфики. Выбор тех или иных методических при­емов обучения определяется конкретными задачами данного музы­кального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития учеников. Подбирая для обуче­ния детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:
♦ обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его испол­нения;
♦  учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;
♦  учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми школьного возраста.
     Рассмотрим каждый из методов воспитания и обучения в от­дельности.
     Наглядный метод включает следующие компоненты:
     1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание му­зыки учеником, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.
     2. Тактильную наглядность - непосредственное ощущение те­лом волновых колебаний музыкального звучания.
     3.  Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; показ игрушек, картинок, костюмов и т. д., относящихся к данному музыкальному произведению.
     Словесный метод обращен к сознанию ученика, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произве­дения, пробуждает воображение, способствует проявлению твор­ческой активности. Словесный метод включает в себя следую­щие приемы:
     1. Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объясне­ние должно быть четким, кратким; дается повторно на первом эта­пе усвоения детьми музыкального материала и заданий. Объясне­ние в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжет­ных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтере­сованности детей, более глубокому пониманию содержания произ­ведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.
        2. Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Нечеткость пояснений часто приводит к непонима­нию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца.
     3. Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений.
     4. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувст­вовать ее образный строй.
     5. Беседа. Обычно проводится с детьми после слушания музы­ки, реже - перед слушанием, когда надо конкретизировать содер­жание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впе­чатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и кон­кретностью.
     Вопросы. Беседа с детьми строится в форме вопросов и отве­тов. Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточня­ется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения. Например, после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое дви­жение можно под нее исполнить?
     6. Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. За­мечания должны быть строгими, но в то же время корректными.
     Метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обуче­ние в виде систематических упражнений.
 
 
 
 
 
2.Анализ СК практики учреждения дополнительного образования детей на примере ГОУ ДОД Центр Внешкольной Работы Калининского района СПБ по ул. Вавиловых 13/3
ГОУ ДОД Центр внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга – одно из старейших учреждений дополнительного образования города и России.
19 ноября 1928 году на Выборгской стороне Ленинграда в доме Нобеля (Лесной пр. 19/21) был открыт один из первых в нашем городе детский Дом культуры. В 60-е годы он был переименован в Дом пионеров и школьников. В 1978 году, к 50-летнему юбилею государством нашему учреждению было подарено новое здание на улице Вавиловых дом 13/3.
В 1991 году Дом пионеров и школьников переименован в Центр внешкольной работы Калининского района и получил статус Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей.
Сегодня Центр – одно из крупнейших учреждений системы дополнительного образования детей Санкт - Петербурга. Более 5000 детей и подростков ежегодно приходят в творческие объединения, студии, ансамбли Центра. В учреждении реализуется 116 образовательных программ по 50 направлениям учебной деятельности. За годы своей истории центр дважды становился «Учреждением года», победителем городского конкурса педагогических достижений в номинации «Новый шанс для подростка».
Данное учреждение организует учебную и культурно -досуговую деятельность для детей и подростков, а также для жителей района проводятся концерты, праздники, посвященные памятным датам страны и города. Направлениями деятельности являются следующие кружки: автомоделирование, авиомолелирование, судомоделирование, конструирование, фото, информатика, вышивание, изобразительная деятельность, макраме, роспись по дереву, моделирование одежды, изучение истории СПб, зоопарк, натуралистическая деятельность, оркестр народных инструментов, фольклор, хоровое искусство, сольное пение, музыкальная школа, шахматы, художественная гимнастика, фехтование, дзюдо, карате, аэробика, футбол, хореография, бальные танцы, театр, кукольный театр, современный танец.
Основные цели Образовательного учреждения:
обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
воспитание гражданственности и любви к Родине.
Деятельность Образовательного учреждения строится на принципах:
-свободного развития личности, ее самоопределения;
-приоритета общественных ценностей;
-обеспечения охраны жизни и здоровья ребенка;
-профессионального самоопределения и творческого развития;
-адаптации к жизни в обществе;
-организации содержательного досуга;
-учета культурно-исторических и национальных традиций;
-общедоступности реализуемых программ.
Основным предметом деятельности учреждения является:
-реализация образовательных программ дополнительного образования детей по  направленностям дополнительной образовательной деятельности: культурологической, научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, эколого-биологической. Допускается изменение количества направленностей в рамках статуса Образовательного учреждения;
-реализация досуговых программ для всех возрастных категорий обучающихся;
-организация методической работы, направленной на оказание помощи педагогическим кадрам учреждения и образовательных учреждений района, педагогам дополнительного образования, повышение их педагогического мастерства.
Учредителем учреждения является субъект Российской Федерации – город федерального значения – Санкт-Петербург, в лице исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга – Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Центр является городской площадкой по проведению массовых праздников,  стажерской площадкой педагогических  кадров дополнительного образования, базой проведения практики студентов ВУЗов Санкт-Петербурга,  успешно осуществляет методическое руководство развития системы дополнительного образования в районе.
Основная аудитория ЦВР это дети от 7 до 12 лет и подростки с 12 до 16 лет.
Центр активно сотрудничает с Муниципальным образованием, с отделом социальной защиты населения, с РГПУ им. Герцена,  с Санкт-Петербургским Университетом культуры и искусств.
В ЦВР созданы условия для обеспечения возможности выбора и освоения обучающимися дополнительных образовательных программ художественно-эстетического, технологического, информационного профиля. В Центре успешно решаются задачи доступности, эффективности и качества дополнительного образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Формирование  музыкальной культуры   подростков  в  ЦВР
Пояснительная записка
Проблема формирования музыкальной культуры подростков в современных социокультурных условиях приобретает особую актуальность и требует поиска новых научно-методических решений.
В теории и практике формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности крайне важно освещение исторического опыта и тенденций развития музыкальной культуры и просвещения. На каждом этапе развития общества, требования к формированию музыкальной культуры подростка носят специфический характер и обусловлены целым рядом объективно существующих обстоятельств.
Ориентированные на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных программ и услуг в сфере образования, учреждения данного типа способны создавать наиболее благоприятные условия для формирования музыкальной культуры подростков, содействуя их личному и профессиональному самоопределению, удовлетворению разнообразных социокультурных, образовательных и развлекательных музыкальных интересов и потребностей.
Теоретическая модель формирования музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, представляет собой целенаправленный педагогический процесс взаимодействия принципов, целей, задач, функций, видов, форм, методов, средств и социально-культурных условий, ориентированных на развитие музыкально-грамотной личности, знающей историю музыкальной жизни, быта, конкретного практического бытования музыкального искусства и его окружения; социально-ценностных ориентаций подростков и устойчивую социально-культурную активность личности. 
Социально-культурные условия эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования, включают в себя:
- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей личности в рамках подростковой субкультуры;
- комплексное целевое воздействие на личность при активной ее включенности в социально-культурную деятельность учреждений дополнительного образования;
- осуществление воздействия на формирование музыкальной культуры подростков через информационно-познавательную, музыкально-творческую, мотивационную, эмоционально-чувственную деятельность;
- построение педагогической работы на основе разработанной модели формирования музыкальной культуры подростков; создание интерактивно образовательной программы, обеспечивающей процесс формирования музыкальной культуры подростков с учетом разнообразия форм, средств и методов социально-культурной деятельности.
Целевая аудитория: подростки 12-16 лет, занимающиеся в музыкальных кружках.
База реализации:  ГОУ ДОД Центр Внешкольной Работы Калининского района СПБ по ул. Вавиловых 13/3
Цели и задачи этой программы:
расширение музыкального информационного поля (теоретические и практические знания о стилях, жанрах, метроритме, восприятии звуков как едином целом и т.д.); обогащение опыта непосредственного общения с музыкальным искусством; развитие полноценного художественного восприятия; выработка навыков оценки, анализа произведения в его музыкальной специфике и целостности; стимулирование музыкальной активности; развитие личности в художественно-творческом плане.
Целевые ориентации: 
- развитие творческих способностей, созидательных качеств личности; 
- развитие эмоциональной сферы подростка; 
- воспитание человека высокой гуманитарной культуры. 
Задачи программы:
Обучающие: 
-дать знания о песенном творчестве выдающихся авторов- 
исполнителей 20- века; 
-научить понимать стили и направления современной музыки; 
-овладеть навыками выразительного пения. 
Развивающие: 
-развить творческие способности; развить эмоциональное восприятие музыки;
-развить познавательный интерес к социально-значимой авторской песне; 
-развить музыкальный вкус – отличать подлинные произведения от подделки.
Воспитывающие: 
-воспитать интерес и любовь к музыке; 
-воспитать средствами музыки образованную, созидательную личность. 
Содержание программы:
Отбор содержания основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следующих главных педагогических принципах:
-целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития с одной стороны и системность с другой;
-гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учёт возрастных особенностей, обстановка доброжелательности и взаимопонимания;
-деятельностного подхода - знания приобретаются во время активной деятельности;
-интеграции - принцип, основанный на условиях взаимодействия искусств (музыка, литература, история).
Для успешного развития личности педагогический процесс строится в соответствии с принципами, положенными в основу программы:
      -тематический принцип планирования учебного материала;
      -единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся;   
      -принцип определения результата.
Уровни
                  
Задачи Формы работы Содержание Ожидаемый результат
Интерес подростка к авторской музыке,  к инструменту Повысить уровень интереса  к авторской песне, путем изучения материалов авторов и исполнителей 20 века. Формы информационного характера, формы познавательно-развлекательной направленности, 
формы активизирующие личность.

 
Выставки, обзоры, беседы, обсуждения, лекции.  Особое внимание уделяется такой форме, как активное слушание. Класс-концерт.

 
Повысится интерес к авторской музыке, усовершенствуется исполнительское мастерство.
Познавательный интерес подростка Научится понимать смысл текста музыки, повысить музыкальную грамотность и исполнительское мастерство. Формы просветительской направленности, формы активизирующие личность.
 
Фестивали, мастер-классы, конкурсы, концерты, мастер-классы,  просмотр кинофильмов, разбор музыкального произведения, написание собственных текстов. Понимание  текста песни, совершенствование исполнительского мастерства, раскрытие творческих способностей.
Формирование устойчивого интереса Включение в продуктивную деятельность Формы просветительской направленности,  формы активизирующие личность, формы познавательно-развлекательной направленности.
 
Школа гитары, лекторий, бардовский клуб , рок-группа. Концерт,  Запись диска и организация работы собственной звукозаписывающей студии. Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности,  повышение уровня музыкальной культуры.
 
Программа рассчитана на 3 года. На занятиях используются словесные, наглядные, практические методы. Словесные методы – объяснение, рассказ, беседа, диалог. Наглядные методы – фотографии, портреты, видео. Практические методы позволяют услышать авторское исполнение, исполнение учителя, групповое, «соло», проводить сравнение и самоконтроль. Основными видами контроля являются:   итоговые и открытые уроки, выступления на концертах . Темы занятий: «Песни ушедшего века».Авторская песня как жанр современной музыки. Творчество Б.Окуджавы, В.Высоцкого, И.Талькова, Т.и С.Никитиных, В.Берковского, А.Розенбаума, Ю.Визбора. «Как всё начиналось». Рок в России. Творчество А.Макаревича, В.Цоя, В.Бутусова, Н.Расторгуева, В.Шахрина. «В ритме эпохи». Творчество Д.Леннона, П.Маккартни, Ф.Меркьюри.
Для подростков характерно стремление к самостоятельности   и, одновременно, участие в коллективном творчестве. Появляется потребность быть не только слушателем, но и исполнителем; принести радость окружающим, поделиться с ними своими новыми знаниями о мире музыки. В группы их объединяет совместное увлечение творчеством, обмен информацией, поиски единомышленников. На музыкальных  занятиях дети чувствуют себя свободно, раскованно. Здесь действует педагогика сотрудничества, сотворчество педагога и ученика. Благодаря познанию авторских песен у подростков развивается интерес к игре на полюбившейся им «бардовской» гитаре, что обеспечивает мотивационный аспект получения практических навыков игры на этом инструменте. Гитара – самый доступный музыкальный инструмент для подростков. На занятиях они учатся играть на гитаре, разучивают авторские песни, сочиняют собственные, под руководством педагога объединяются в ансамбли. Подросток на занятиях предлагает новые идеи, способы, приёмы исполнения; наполняет песни своими эмоциями. Его окружает доброжелательная атмосфера, понимание, что может способствовать развитию в нём такого необходимого в будущем качества, как креативность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы:
1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
2.Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвящении и образовании.- СПб, 2003.
3.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4.Ветлугина  Н.А Методика музыкального воспитания.- М.: Просвещение, 2005.
5.Дубровская Е. К.  Теория и методика музыкального воспитания.- М., 2001.
6.Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания.- М., 2000.
7.Кабалевский  Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.-  М., 2000.
8.Яворский Б. Воспоминания, статьи, письма.- Т.1.- М., 1964.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»