Риск в жизни подростка
Тютюма Сергей Александрович
Известно, что в подростковом возрасте ребенок подвержен различным рискам, да и сам часто рискует, часто не оправданно. Попытаемся разобраться, чем вызвано такое поведение и как минимизировать его последствия.
Во первых разберемся, что такое риск оправданный(положительный) и не оправданный(отрицательный).
Оправданный риск это когда предполагаемые неблагоприятные последствия ваших действий, будут значительно ниже предполагаемых неблагоприятных последствий без их совершения.
Неоправданный риск это это когда предполагаемые неблагоприятные последствия ваших действий, будут выше предполагаемых неблагоприятных последствий без их совершения.
Особенности психики подростков 14-18 лет включают:
-
Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.
-
Пренебрежение советами старших.
-
Неоправданная критичность, недоверие.
-
Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.
-
Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.
-
Недостаточное осознание последствий своих поступков.
Из этих особенностей можно понять некоторые цели подростка :
1. Выделиться – приобрести самостоятельность и определиться со своей личностью. Часто это ведет к занятиям экстремальным спортом, часто- к попыткам привлечь к себе внимание неоправданным риском - прогулки по карнизам, селфи на краю крыши и тд. , покупка автомашин и мототехники без документов и управление ими(сначала "на даче", а потом и в городе).
2. Вписаться – быть принятым у друзей и в подростковом сообществе, заслужить уважение. Нередко для этого совершают рискованные поступки, часто - неоправданно рискованные. Обратная сторона этого стремления конформизм, и влияние компании, не всегда хорошей - алкоголь, наркотики, лишь бы "быть в коллективе"
Пример - В исследованиях американского психолога Лоуренса Стайнберга был проведен эксперимент, в котором испытуемым предлагалось сыграть в видеоигру, симулирующую вождения автомобиля. При этом сначала они должны были играть в присутствии своих сверстников, а затем в одиночестве. В ходе эксперимента выяснилось, что в присутствии сверстников подростки намного чаще выбирают рискованные комбинации, на поведение взрослых присутствие наблюдателей никак не повлияло. Похожий эксперимент был проведен им и в естественных условиях. При вождении настоящей машины на дороге. Исследование показало, что подростки вели машину быстрее и допускали опасные маневры, чем взрослые, а в присутствии другого подростка эта склонность намного увеличивалась.
3. Достичь—найти пути реализации и достижения целей, обрести способность брать на себя ответственность их достижения. И вот тут важно, какие это будут цели и какими путями можно к ним идти, ведь часто стремление к творчеству оборачивается алкоголизмом и наркоманией, стремление к победам - вместо спорта уличными группировками и рискованным дворовым псевдоспортом(зацеперы, крыши электричек, хождение по крышам, висение на балконах на пальцах и тд), уличным гонкам на скутерах, мотоциклах, автомобилях, стремление к знаниям - сектами. В наших руках это предопределить.
К подростковому возрасту, да и уже будучи подростком, ребенок должен научиться рисковать в пределах безопасных границ, приобретать важные для жизни навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. Что ему может в этом помочь?
Нет никаких гарантий в отношении течения подросткового возраста. Иногда самые хулиганистые дети вдруг берутся за ум, начинают учиться и осуществлять свои планы. Нередко бывает и обратная картина: ранее вполне благополучный ребенок вдруг начинает «дурить» и постоянно влипает во всякие истории.
Одна из причин, по которой происходят подобные изменения - потребность у подростков в риске. По большому счету в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть развития личности, период, когда еще недавний ребенок должен выйти из круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно, ребенок и до этого не изолирован от окружающих. Но в то время, когда он принимал не так много самостоятельных критических решений, чаще ориентировался на поведение родителей, их одобрение или порицание. Но потом все меняется. Тинэйджер все хочет делать сам, жить своим умом и стать самостоятельным.
Надо отметить, что 15-летние подростки могут рассуждать и строить логические связи на уровне взрослого человека. Человек правильно рассуждает, строит прогнозы своего поведения и поведения других, разрабатывает планы достижения тех или иных целей. Но если тинэйджер испытывает сильные эмоции или находится в группе сверстников, способность использовать логику и предвидеть последствия своих поступков падает.
Эта ситуация связана с тем, что в этот период активно формируются связи эмоциональной части мозга (лимбики) с лобной корой. Последняя, ответственна за всю логическую составляющую нашего мышления, контроля своего поведения и эмоций. Так как связей между этими структурами еще все-таки не достаточно, то временами эмоции, мимолетные желания и потребность понравиться сверстникам пересиливают здравый смысл. Большинство взрослых оценивают такое импульсивное поведение подростка, как нелогичное и глупое.
Несмотря на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам, риск риску рознь. Дети рискуют неодинаково.
Положительный риск.
В этом случае подросток рискует с пользой для себя. Это рискованное поведение, которое помогает развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и т.п. Здесь «поведение» включает в себя множество ситуаций, а не только то, как себя подросток ведет. Это и достижение целей, определенных результатов, опробование нового, общение с людьми разного возраста и социальных групп. Дети оспаривают авторитет взрослых конструктивными способами. В том числе и тем, что демонстрируют свою самостоятельность и способность решать поставленные перед ними жизнью вопросами.
Положительный риск можно подразделить на несколько категорий:
- Социальный ( вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений)
- Физический ( занятия экстремальным спортом с учетом безопасности)
- академический ( выбор занятий и заданий повышенной сложности)
- социальный ( умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение, участие в кружках, научных клубах)
- участие в волонтерской деятельности
- начало деятельности связанной с финансами, начало своего бизнеса, участие в благотворительности, связанной с пожертвованиям.
Отрицательный риск.
Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, езда на авто-мототехнике без прав, защитной экипировки, в состоянии измененного сознания, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п. В этом случае тинэйджеры быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого.
Кроме различных видов рискованного поведения у некоторых подростков наблюдается полный отказ от риска в своей жизни. Так как они не проходят важный этап своего взросления, они, в целом, гораздо сложнее переносят жизненные сложности, чем дети, берущие положительный риск. Так, подростки, отказывающихся рисковать даже положительно, на 20 процентов чаще употребляют алкоголь и наркотики. (привести пример с ребенком жившем в стерильном боксе)
Хоть не существует никаких гарантий, что тот или иной ребенок будет в подростковом возрасте «проблемным» или нет, есть определенные закономерности – факторы риска склонности к опасному поведению.
Факторы риска
1. Низкое ожидание успеха в жизни. Ребенок не ждет, что он может решить свои проблемы, поступить в ВУЗ, хорошо учиться и быть положительно оцененным окружающими.
2. Низкая самооценка.
3. Бессилие перед жизнью. Предыдущие попытки измениться к лучшему не принесли результатов.
4. Низкая успеваемость в школе.
5. «Плохая компания». Такие подростки более склонны идти на поводу друзей, что бы они ни делали.
Факторы снижения риска
1. Внимательное отношение подростка к своему здоровью и деятельность, направленная на его поддержание. Занятость ребенка в кружках и секциях, занятия спортом. Это один из основных факторов.
2. Хорошие и доверительные отношения со взрослыми.
3. Наличие друзей с положительными установками в отношении себя и своего будущего.
Что могут сделать родители, чтобы уменьшить риск негативных форм риска у своих детей?
1. Ориентировать детей на получение знаний. При этом целью должна быть не столько хорошая оценка, как знания сами по себе.
2. Поощрять ситуации, когда ребенок хочет самостоятельно «позитивно рискнуть».
3. Обучать ребёнка позитивному риску, в том числе и физическому. Для этого существует спорт, и множество клубов и кружков, секций от парашютных, до мотоциклетных. Практически все из них можно найти в системе ДО РФ и СПб.
Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах безопасных границ, приобретать важные для жизни навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами.