Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Авторская методическая разработка

Игровые технологии в практике работы
педагога школы: традиции и инновации

Марченко Елена Николаевна,
педагог-организатор школы и педагог
дополнительного образования ОДОД ГБОУ СОШ № 494
Выборгского района Санкт-Петербурга
    Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Из огромного количества технологий привлекают игровые, которые способствуют повышению эффективности обучения и поддержанию интереса у детей. Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Это объясняется тем, что в игре проявляется особенно полно, а порой неожиданно способности любого человека. Игра предстает удачной психолого-педагогической моделью общей ситуации развития личности в реальных условиях, формирования индивидуальной и коллективно-групповой работы уже не только в игровых, но и в учебных, трудовых, общественно-полезных типах деятельности.
На сегодняшний день в образовании возникло такое понятие, как "игровые технологии". Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных арт-педагогических игр.
 Игровые технологии в обучении являются составной частью педагогических технологий.  В условиях школы к игровым технологиям применяются следующие требования: игра должна стимулировать мотивацию учения; игра должна быть подготовлена с точки зрения как содержания так и формы; игра должна быть принята всей группой; игра непременно должна проходить в непринужденной, доброжелательной атмосфере, вызывать чувство удовлетворенности, радости; активность всех участников игры; в процессе игры более сильные помогают слабым; в ходе игры преподаватель не исправляет ошибки, а лишь незаметно их записывает; преподаватель должен сам верить в эффективность игры; без оценочное принятие друг друга в игре; соблюдение принципа: здесь и сейчас. Игровая технология в современной школе строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Таким образом, игра обучает, развивает и воспитывает. Она способствует развитию мышления детей, помогает использовать полученные знания на практике. Использование игровых технологий в условиях школы является процессом формирования коммуникативных навыков. А коллективная работа помогает развивать сотрудничество и взаимопомощь.
Игровая деятельность рассматривается в качестве эффективной педагогической технологии, способствующей интеграции процесса обучения и творчества. Характеризуются сущность, содержание, структура игровой деятельности. Раскрываются педагогические возможности игровой деятельности в развитии творческого потенциала личности ребенка. Анализируется педагогический опыт применения игровых технологий в практике общего и музыкального образования. Выявляются наиболее эффективные методы игровой деятельности, направленные на развитие творческого потенциала личности обучаемых.
В своей работе использую, как и традиции разработанные ранее, так и инновационные технологии.
К традициям арт-педагогики относится театральная деятельность, день классической музыки, день любимой игрушки. А к инновационным: технологиям интегрированного обучения, здоровье сберегающие образовательные технологии, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, интерактивная технология в школе, технология ИКТ, создание инновационной среды для реализации современных технологий.
Мои игровые инновации в школе пересекаются с арт-педагогическими методиками, для детей с ОВЗ-в основном с арт-терапевтическими. В современной школьной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, что отсутствие игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития. В настоящее время в школе все активней используются инновационные игровые технологии. Среди их многообразия хотелось бы выделить ряд особенно интересных для прогрессивного арт-терапевта. Очень полезно для детей младшего школьного возраста является использование "ТИКО – технологии". "ТИКО" или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли "окошка", "двери", "глазок". Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур, но и открывает мир призм, пирамид, звезд Кеплера. Большой интерес представляют инновационные технологии игрового проектирования в условиях школы.
Игровое проектирование (ИП) – один из распространенных способов интенсивного обучения. Его цель – процесс создания или совершенствования проектов.  Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта, например: Проект "Вежливый ребенок". Тему для разработки проекта дети совместно с родителями выбирают самостоятельно. Однако арт-терапевт может предложить варианты – для тех, кто не смог решить этот вопрос самостоятельно. Игровое проектирование осуществляется с функционально-ролевых позиций, воспроизводимых в игровом взаимодействии. Это предопределяет совершенно иной взгляд на изучаемый объект с непривычной для участника обучения точки зрения, позволяющей увидеть значительно больше, что и является познавательным эффектом. Функционально-ролевая позиция обусловлена совокупностью целей и интересов участников коллективного проектирования организационно-экономической системы. Поэтому сам процесс игрового проектирования должен включать в себя механизм согласования различных интересов участников. В этом и заключается суть процесса игрового проектирования. Немаловажно также использование ИКТ для стимулирования игровой активности условиях начальной школы. Для этого в процессе игровой деятельности использовано специальное оборудование и игровые программы.
Итак, развитие игровых инновационных технологий в школе способствует повышению уровня воспитания детей школьного возраста, стимулирует развитие игровой активности и повышает коммуникативные навыки.
1.  Одна из арт-педагогических техник, которая позволяет это делать — это техника создания «Щита ресурсов»
  На нем могут располагаться изображения разных ресурсов, которые находятся как внутри нас, так и вокруг, например, изобразить ресурсы, связанные с семьей. Хотя мы возможно не можем встречаться с некоторыми членами нашей семьи физически, но мы все равно ощущаем их любовь. Это дает нам ощущение физической и моральной поддержки. В середине щита находится слово «искусство», что говорит о том, что наши творческие ресурсы также очень важны в этой ситуации. Рисунок дерева или изображение гнезда, напоминает о том, что мы можем создать вокруг себя комфортную и более безопасную среду. И хотя мы изолированы, мы может позаботиться о своем личном пространстве. Также важна символика щита, напоминающего нам о том, что мы можем защититься от внешней угрозы, используя разные факторы.
2.  Другие техники, которые я использую в работе с детьми
с целью развития стрессоустойчивости, включают в себя элементы основного  образования. Я, например, помогаю им определить ценные качества собственной личности. Одно из таких упражнений предполагает использование списка положительных качеств личности, некоторые из которых выпускник может признать, как свойственные ему самому. Так, один старшеклассник подчеркнул такие качества, как воображение, игра, творчество, чувство юмора, доброта, открытость, честность, любовь. Таким образом, концентрируясь на положительных аспектах опыта, мы помогаем себе и школьникам нейтрализовать негативные аспекты.
3.  Хочу показать еще одну из техник, которая помогает передать ресурсы на основе изобразительной деятельности. В ней используется форма сердца, вырезанная из прозрачного пластика. На его поверхность затем наклеиваются цветные бумажки, ассоциирующиеся с ресурсами, связанными с личностью и доступные для использования. Далее такая работа может быть размещена где-либо, например, подвешивая в окне, напоминая витраж. Солнечные лучи могут проходить сквозь изделие, создавая красочный эффект. Можно также использовать цветные стеклышки для создания изображения. Конечно, для этого необходимо специальное оборудование. Поэтому вариант техники, связанный с наклеиванием цветной бумаги на прозрачную поверхность более доступен.
Как вариант, я рекомендую также создание мандал на основе наклеивания цветных кусочков бумаги на прозрачную поверхность круга. Мандала при этом объединяет в себе множество разных ресурсов. Что еще можно рекомендовать, помимо работы с ресурсами, с целью развития стрессоустойчивости? Это может быть работа, направленная на укрепление надежды и мотивации. Это также может быть мобилизация сети социальной поддержки и лучшее понимание ее наличия. Это может привести к тому, что клиент начинает лучше понимать, что рядом с ним любящие и всегда готовые прийти ему на помощь родственники, или что его соседи относятся к нему с теплотой, что с ними всегда можно обменяться посланиями, поговорить по телефону. Несмотря на то, что сейчас люди физически разделены, но они могут использовать разные средства связи и общения.
 Еще одно направление работы связано с развитием осознанности посредством изобразительной деятельности, медитации, дыхательных техник, помогающих снять стресс, тревогу и депрессивные реакции
Еще раз следует напомнить важность осознания социальных связей. Это можно сделать на основе их визуализации. Эти связи могут быть семейными или связанными с более широким кругом социального общения или даже с представлением о связях на уровне всего человечества. Итак, ребёнку может быть предложено визуализировать и изобразить его связи с другими людьми. Это может стать своего рода талисманом поддержки.
 Изображение сердца, наполненного ресурсами
Я реализовывала разные проекты, участники которых, даже переживая страдание из-за травмы, все равно были готовы оказывать друг другу поддержку. Это можно делать путем изготовления своеобразных наградных знаков — звезд надежды и медалей героев. Это использовалось нами в работе с пострадавшими от ураганов и пожаров. Людям предлагалось изготовить, украсить такие наградные знаки и затем подарить кому-нибудь из группы. Такие знаки помогают людям почувствовать поддерживающую связь друг другом. Даже если люди не знают друг друга, они все равно могут посылать друг другу такие знаки связи и поддержки. Вы также можете сделать нечто подобное, например, послав кому-то, кто как вам кажется чувствует себя одиноким и отчаявшимся, такой наградной знак. Это все поддерживает самооценку, ощущением связи с другими.
Вместе мы делаем изображение медали героя. Такие медали изготавливаются в знак признания особой роли, которую кто-то сыграл в сложной ситуации, например, урагана, оказывая помощь другим. Признавая достоинства и ценность других, мы также оказываем поддержку себе самим.
Существует много видов восстановительных практик, основанных на привлечении внимания к телесным ощущениям и эмоциональному состоянию, чтобы снять психическое напряжение.
1.  Одной из них является практика осознанности. Она может быть реализована, например, на основе рисования мандал. При создании мандал, подбирая цвета и заполняя внутреннее пространство, люди достигают высокой концентрации внимания. Это также помогает снять напряжение.
2.  Другая арт-педагогическая техника, основанная на осознанности, это сканирование телесных ощущений с их передачей на рисунке. Во время такой практики вы фокусируетесь с любовью на картине телесных ощущений и направляете дыхание в те места, которые испытывают дискомфорт и напряжение. Вы можете не только почувствовать эти точки, но и снять в них напряжение таким образом. Некоторые арт-терапевты также предлагают клиента на основе фокусировки на телесных ощущениях передавать энергии, ощущаемые ими внутри тела. Также при этом клиент может проявить внимание и любовь к тем точкам своего тела, которые испытывают наибольшее напряжение. Есть конечно же традиционные практики, такие как йога, медитация. Я разработала небольшое методическое руководство, в котором описаны такие техники, которые позволяют снять напряжение за пять минут на основе выполнения простых медитативных практик.
Я, как ответственная за участие детей нашей школы в творческих выставках с экологическим подходом в арт-терапии, хочу напомнить о еще одном важном механизме поддержки, который связан с установлением связи с более широким кругом природной жизни. В этом заключается значительный потенциал духовной поддержки. Поскольку, когда я переключаете внимание на переживание связи с природой вы начинаете лучше ощущать связь с окружающей вас жизнью и ее циклами, чувствовать себя частью природных процессов изменений. Вы можете пользоваться этим, слушая, например, пение птиц и начиная ощущать связь с чем-то большим, чем вы сами. В нашем городе все мы имеем множество возможностей почувствовать это, гуляя по паркам, слушая лягушек, наслаждаясь солнцем и красками растений.
Опасно что бросать вызов Матери-Природе. Эпидемия коронавируса сильно напомнила мне, как мало мы знаем о Вселенной и насколько мы можем быть уязвимы. Кажется, что природа посылает коронавирус в качестве посланника, сообщая нам, как мы должны мыслить более экологично, как индивидуумы и как вид. Вирус может разделить нас, но также может объединить нас, в зависимости от того, как мы поступаем друг с другом и со всем миром. Это время, когда нам нужна пауза и глубокие размышления о себе!
Вывод: Я как педагог-организатор школы и арт-педагог даю всем надежду о том, что будет, когда пандемия завершится. Она является сейчас огромным испытанием для нас. Однако я полна оптимизма и веры и полагаюсь на ресурсы нашего народа. Я неоднократно являлась свидетелем того, как в этой ситуации проявляются ресурсы людей, их лучшие качества и творческое начало. У нас в нашей большой стране нередко случаются стихийные бедствия, ураганы. Сезон ураганов начинается в июне и заканчивается в октябре. Так, в 2010 году случился один из самых разрушительных ураганов, который причинил серьезный ущерб населенным пунктам, находящимся рядом с моим городом. На фотографиях в инете вы можете видеть ураган и его последствия — разрушенный сельский магазин, поваленные деревья, снесённые крыши дачных и сельских домов и машины, попавшие в эту западню. Как же можно выжить, когда все дома в городе оказываются разрушенными? Люди были очень обеспокоены тем. Как они далее будет жить. После непродолжительного времени оказания неотложной помощи пострадавшим, мы начали свою работу с населением, и я убедилась в творческом потенциале жителей. Люди собирались и вместе создавали разные арт-объекты и поддерживали друг друга. Обращаю ваше внимание на работу слева со словом «мир». Эта работа говорит не о том, что можно обрести покой где-то далеко, где нет ураганов, а именно там, где случилась беда. Это состояние, которое находится в сердце человека. Работа показывает, что даже среди разрушения можно увидеть красоту заката и другие положительные грани реальности. Таким образом, опыт травмы преобразуется совместными усилиями в нечто положительное. Таких примеров может быть великое множество. Так, в ситуации пандемии дети и подростки, участники одной арт-терапевтической группы, украсили маски для себя и других, в частности, для медицинских работников, проявив при этом богатую фантазию. Мы можем реализовать разные небольшие проекты, поддерживая дух сотрудничества и творческого начала в людях в ситуации испытаний.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»