Методика преподавания английского языка для взрослых обучающихся
Мартышко Марина Михайловна
Преподавание английского языка взрослым обучающимся является отдельным специализированным направлением педагогики и имеет свои отличительные особенности и важные факторы, которые крайне необходимо учитывать в преподавательской работе. Взрослые обучающиеся часто имеют мотивацию изучения английского языка как языка международного общения, необходимого для карьерного роста, зарубежных командировок, публикации статей в различных иностранных научных изданиях, общения с потенциальными деловыми партнерами или клиентами.
Обучение взрослых, желающих изучать английский язык, должно строиться с учетом профессиональной деятельностью обучающихся, их намерениями и планами, карьерными целями и недостатком свободного времени.
Педагог, работающий со взрослыми обучающимися, должен знать иностранный язык, как минимум, на уровне В1 Intermediate и выше в зависимости от предполагаемого результата и знаний ученика.
В случае, когда взрослый обучающийся желает изучить язык при отсутствии базовых знаний для приобретения навыков свободного общения, то средний уровень знания языка педагогом позволит ему это сделать. Однако же в случае необходимости сдачи международного языкового экзамена, переезда для жизни и работы в англоговорящую страну, ведения бизнеса с иностранными партнерами, то необходимый минимальный уровень знания английского языка для педагога - Advanced.
Таким образом, обучения английскому языку взрослых может являться более сложной задачей, нежели обучение детей.быть. Однако, многие репетиторы и преподаватели ВУЗов имеют точку зрения, что с учетом верных методических подходов задача может быть реализована проще, нежели думалось.
Необходимо определиться с выбором оптимального формата обучения для взрослых.
Ритм жизни взрослого обучающегося, рабочая занятость, семейные и домашние дела часто могут создать сложности в регулярном посещении занятий, поэтому с каждым взрослым обучающимся необходимо определять индивидуальный график и формат обучения.
В связи с развитием и внедрением дистанционных технологий несколько уроков в неделю можно изучать английский он-лайн, что, безусловно, имеет ряд преимуществ, например, экономия времени на дорогу. Так же следует рассмотреть возможность встреч на нейтральной территории, например, в коворкинге или на природе.
Нужно использовать возможности ведения деловой переписки в мессенджере или по электронной почте – здесь хорошо отрабатывать грамматические конструкции и произношение, в случае использования голосовых сообщений.
Для некоторых взрослых обучающихся хорошо подходит вариант менторинга, когда изучение языка идет самостоятельно с использованием такового в работе, например, составление писем, статей, обзоров на английском языке с последующей проверкой ментором или коучем. Примерно так же работает схема обучения, при которой взрослый обучающийся смотрит или посещает лекции на заочном или факультете последипломного образования, а с педагогом впоследствии идет обсуждение реализованных проектов или работ.
Часто взрослые обучающиеся крайне ограничены по времени и не могут выделить время на полноценное стандартное обучение, в таких случаях они стараются производить изучение языка своими силами, а с преподавателем разбираются только проблемные темы, сложные для самостоятельного изучения.
Таким же образом построено модульное обучение – преподаватель предлагает модули для самостоятельной работы, которые потом отрабатываются на занятиях по индивидуальному плану и графику.
Количество занятий, их продолжительность и формат определяется вместе с обучающимся исходя из удобства такового для преподавателя и студента.
Темы занятий
Тематику курса правильнее было бы согласовать до начала проведения первого занятия, в связи с тем, что существует несколько различных сфер изучения и применения английского языка, например:
Английский для общих целей (для общения, разговорный) – подходит обучающимся, планирующим путешествовать, общаться с англоговорящими носителями языка, смотреть сериалы и читать в оригинале произведения англоговорящих авторов.
Английский для юристов - важен тем, кто работает в международных правовых компаниях юрисконсультом, ведет адвокатскую практику по делам иностранцев, представляет интересы иностранных граждан в суде, занимается научной деятельностью в сфере юриспруденции.
Деловой английский - нужен, если человек хочет переехать и устроиться на работу, а также для преподавателей ВУЗов, ведущих экономические дисциплины для англоязычных студентов. Может быть интересен собственникам бизнеса, которые планируют расширяться в других регионах, а также топ-менеджерам, которые подписывают контракты и общаются с партнерами. Сотрудникам банка, выдающим кредиты и карты иностранцам также нужно владеть языком на достаточном уровне.
Английский для специалистов: моряков, стюардесс, пилотов, сотрудников круизных лайнеров, работников технической и IT отрасли - необходим для развития карьеры, беспрепятственного общения на профессиональные темы в других странах. Специалисты IT изучают технический английский, чтобы иметь возможность переехать в США на ПМЖ или брать проекты зарубежных работодателей.
Академический английский - важен тем, кто планирует учится или получать научную степень в англоязычных странах, а также для специалистов, которым надо постоянно повышать квалификацию на заочных курсах Гарварда, Оксфорда или публиковаться в журналах Scopus (медики, преподаватели престижных ВУЗов, фармацевты и т. д.)
Сдача экзаменов - отдельное направление, которое предполагает успешную сдачу TOEFL, BEC, IELTS и т. д. для учеников этого направления важен положительный опыт преподавателя, потому что от сдачи этих экзаменов зависит получение визы в США, Канаде, Англии и Австралии.
Английский для преподавателей – в случае изменения места жительства и официального трудоустройства в сфере образования необходимо пройти обучение, включающее в себя разнообразные технологии, методики и способы преподавания, а также знать иностранный язык на уровне выше среднего.
Таким образом, для успешного преподавания английского языка взрослым обучающимся необходимо подобрать или создать индивидуальную методику обучения, что приведет к высоким результатам и успешному обучению.
Основным фактором в создании индивидуальной методики для взрослых является участие взрослого обучающегося в планировании учебного процесса, целеполагании, установке временных границ и даже в определении критериев оценивания.
Процесс передачи знаний взрослому заключается в смене роли учителя как наставника. Существует множество ресурсов, которые дают возможность тренировать навыки, проверять уровень языка и учиться на дому, поэтому главная функция преподавателя - направить усилия, скорректировать выбранное направление, помочь с усвоением материала. Учитель становится коучем, партнером по обучению, к мнению которого прислушиваются, но также готовы принимать собственные решения.
При сотрудничестве со взрослыми важно учитывать прошлый опыт: какие приемы оказались эффективными, а какие - нет, что человек усвоил, а что до сих пор непонятно. К тому же ученик может иметь разные уровни знания в разных сферах. Например, грамматику знает на твердом В1, а разговорная речь как у начинающего.
Методику необходимо разрабатывать с учетом цели и мотивации взрослого обучающегося. Например, бывают ситуации, когда упор делается на разговорную речь, или же наоборот, важно изучение деловой переписки.
Обучение взрослых очень часто бывает взаимодополняемым. Например, ученик подбирает контент для урока, который ему близок и полезен, экономя тем самым время преподавателя.
Основная идея при формировании методики заключается в том, что обучение должно быть полезным, актуальным и приемлемым для практических целей. В связи с вышеизложенным, преподаватель должен пользоваться разнообразными методиками, рассмотренными выше, для достижения намеченных целей и результатов.