Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическое сопровождение образовательного процесса
в системе дополнительного образования с целью
повышения качества образования

Костина Мария Александровна
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема, касающаяся методического сопровождения образовательного процесса в системе дополнительного образования с целью повышения качества образования. Автор определяет основные направления методической работы и средства повышения качества образования, такие как, обновление содержания дополнительного образования, использование в образовательном процессе эффективных технологий обучения и воспитания, совершенствование системы оценки качества образования.
Ключевые слова: система дополнительного образования, методическая деятельность, дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, эффективные образовательные технологии, система оценки качества образования.
В условиях модернизации российского образования все более значимая социокультурная роль отводится системе дополнительного образования. Обусловлено это тем, что согласно Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р) система дополнительного образования ориентирована в первую очередь на создание условий для: личностного развития обучающихся; позитивной социализации; профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского и патриотического, трудового воспитания обучающихся.
Тем самым система дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в России в целом. Поэтому одной из важных задач развития дополнительного образования провозглашается повышение качества образовательного процесса.
В связи с этим возрастает роль методической работы, которая является важнейшим средством повышения качества дополнительного образования. Методическая деятельность учреждения дополнительного образования определяется как целостная система мер, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса (Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева).
Методическая работа может включать в себя различные направления, но ключевыми по нашему мнению являются следующие:
  1. Деятельность по проектированию программно-методического обеспечения дополнительного образования.
Данное направление может включать разработку дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и учебно-методических комплексов к ним; оказание консультативной помощи педагогам в разработке дополнительных и рабочих программ, дидактических и методических материалов. Это направление является одним из ключевых, поскольку дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы определяют содержание, методику, оценивание и регламент деятельности детских объединений в системе дополнительного образования.
К 2020-2021 учебному году методическая служба совместно с педагогами дополнительного образования Городского центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности ГБОУ «Балтийский берег» проделала работу по корректировке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» (распоряжение Комитета по Образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 № 617-Р). В результате были скорректированы уже разработанные и реализуемые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: технической направленности «Юный инспектор движения», «Юный водитель», «Юный автомобилист»; социально-педагогической направленности - «Знатоки ПДД», «ЮИД», «Красный, желтый зеленый».
Вместе с тем, к новому 2021-2022 учебному году методическая служба совместно с педагогами дополнительного образования Городского центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности ГБОУ «Балтийский берег» разработали три новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы: 1) технической направленности «Пожарный кадет», продолжительность обучения два года; 2) физкультурно-спортивной направленности «Общефизическая подготовка по прикладным видам спорта» продолжительность обучения один год; 3) социально - педагогической направленности «Ключ к успеху» сроком обучения один год.
Особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Пожарный кадет», целевой аудиторией которой являются обучающиеся кадетских классов (5 и 6 классы), считается ее практикоориентированная направленность, которая позволит обучающимся достичь планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов по основам пожарной безопасности, пожарно-технической подготовке, пожарно-строевой подготовке, общевойсковой подготовке и безопасности жизнедеятельности, основам медицинских знаний и профессионально-должностной подготовке. Кроме того, обучение по данной программе будет способствовать формированию у обучающихся предпрофессиональных навыков, и ориентация на определенную государственную службу.
Еще одной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой заслуживающей внимания является программа социально-педагогической направленности «Ключ к успеху», целью которой является всестороннее развитие личности обучающихся. Программа предполагает интегрированную деятельность обучающихся по общефизической и научно-исследовательской деятельности, которая направлена на личностное развитие обучающихся, а именно конструктивное взаимодействие в коллективе, умение аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, умение принимать управленческие решения на основе сложившейся ситуации, умение публично презентовать достижения своей деятельности, умение искать, структурировать, систематизировать и анализировать необходимую информацию, способность к творческой и интеллектуальной деятельности.
Кроме этого, предполагается формирование и развитие волевых качеств, психологическая устойчивость, готовность к выполнению нескольких задач одновременно, формирование культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, готовности к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизнедеятельности. Особое внимание в программе уделяется физическому воспитанию обучающихся, которое направлено на развитие физических качеств человека. Именно интеграция физического воспитания с нравственным, трудовым, духовным, правовым, эстетическим воспитанием способствует всестороннему развитию личности подрастающего поколения.
Таким образом, дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и составленные на их основе рабочие программы, позволяют педагогам дополнительного образования поставить цель и задачи, определить планируемые результаты образовательного процесса, отобрать наиболее оптимальное и актуальное содержание дополнительного образования, внедрить наиболее эффективные технологии обучения и воспитания, внедрять и использовать комплексный мониторинг по оценке качества предоставляемых образовательных услуг.
  1. Индивидуальное методическое сопровождение педагога дополнительного образования.
В рамках данного направления осуществляется методическое сопровождение педагога по реализации дополнительных образовательных программ; в подготовке, проведении и самоанализе учебных занятий и воспитательных мероприятий с использованием эффективных образовательных технологий; консультационная помощь по вопросам анализа и оценки результативности своей деятельности; при участии педагога дополнительного образования в городских и всероссийских конкурсных мероприятиях. В 2021-2022 учебном году специалистами Городского центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма запланировано методическое сопровождение участия педагогов дополнительного образования в ежегодном конкурсе профессионального мастерства ГБОУ «Балтийский берег», а также в различных городских педагогических конкурсах, организуемых образовательными организациями, находящихся в ведении Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
  1. Диагностико-аналитическая деятельность методиста.
Одной из целей данного направления является во-первых, подготовка диагностического инструментария для выявления уровня освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и анализа качества проведения воспитательных мероприятий, с последующей корректировкой образовательных программ и учебно-методических комплексов для повышения качества образовательного процесса; во-вторых, оформление банка диагностического инструментария, позволяющего выявить у педагога дополнительного образования профессиональные дефициты и организовать деятельности для их преодоления и повышения уровня профессионального мастерства.
4.Информационно-издательская деятельность по проблемам дополнительного образования детей. 
Данное направление включает в себя: систематизацию педагогических, методических, информационных материалов по дополнительному образованию детей; создание и использование фондов медиатеки; изучение, обобщение, распространение актуального опыта; оформление методических материалов (рекомендаций, разработок, сценариев и т.п.); подготовку к печати статей, методических и дидактических пособий для педагогов и обучающихся; освещение основных направлений деятельности на официальных страницах сети Интернет.
Все направления методической работы осуществляются в соответствии с принципами: актуальность - востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью, учет заказа общества, значимости для ребенка; научность - нацеленность на повышение квалификации педагогами в соответствии с современными научными достижениями в различных областях деятельности; единство теории и практики - единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов; системность - подход к методической работе как целостной системе: единство цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами; оперативность, гибкость, мобильность - быстрое реагирование на изменившиеся условия, требования; способность к быстрому приему образовательной информации, ее передаче; творческий характер - способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь; последовательность, преемственность, непрерывность - методическая работа как часть системы непрерывного образования; охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года; конкретность, направленность - учет индивидуальных потребностей, запросов педагогов.
Еще одной особенностью методического сопровождения педагогов дополнительного образования является то, что методическая деятельность осуществляется по определенной системе, включающей планирование и прогнозирование (перспективный план, план воспитательной работы, план административного контроля), организация и исполнение, анализ и регулирование.
Наиболее распространенными формами методической работы являются: целевые взаимные посещения занятий и мероприятий с последующим анализом; индивидуальные и групповые консультации; выступления из опыта работы; разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий; выставки тематических методических разработок; организация наставничества; ознакомление с новинками методической литературы; создание методической копилки; формирование информационного банка учебно-методической литературы.
Вместе с тем, для повышения эффективности методической деятельности в практическую деятельность необходимо более активно внедрять такие формы работы, как: научно-практические конференции, круглые столы, проблемные семинары, мастер-классы и практикумы, школы передового опыта, школы молодого педагога, методические дни и другие формы.
В целом, методическая деятельность должна быть направлена на решение следующих задач:
  • совершенствование методического сопровождения учебных занятий, подготовку методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса;
  • укрепление связи с наукой и практикой, организация совместной работы с научными и методическими центрами, высшими учебными заведениями.
  • активное внедрение эффективных технологий обучения и воспитания; создание информационного банка данных, диссеминация передового педагогического опыта.
  • обеспечение образовательного процесса современным оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-методической литературой, дидактическими средствами обучения.
  • разработка и совершенствование внутренней системы оценки качества образования, системы диагностики и мониторинга для определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся.
Таким образом, в целом методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, эффективных образовательных технологиях.
 
Список использованных источников:
  1. Абаев А. М. Становление отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. - 2012 - № 4 - С. 61-67.
  2. Буйлова Л.Н. Исторический контекст становления и пути развития дополнительного образования детей в современной России - М.: ООО «Новое образование», 2013. - 104 с.
  3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва.
  4. Куприянов Б. В. Новые надежды дополнительного образования детей // Управление школой - Первое сентября. - 2012 - № 5 - С. 51-56.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).
  6. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. - Оренбург: ОЦДЮТ, 2007. - 321 с.
  7. Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г. Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное пособие / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – С. 225-226.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (Дата обращения 05.09.2018)
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»