Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Техническая подготовка начального уровня:
пошаговое обучение ударам справа и слева

по отскочившему мячу в большом теннисе

Осмоловская Надежда Владимировна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 578
Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация
Данная методическая разработка описывает вариант занятия с применением простых, доступных приемов и методов для обучения детей некоторым базовым ударам в большом теннисе начального уровня подготовки с учетом того, что обучающиеся не имеют специальной физической подготовленности и не проходили дополнительного отбора при записи в группы обучения ОДОД по спортивной направленности. Предполагаемый возраст обучающихся – 7-9 лет. Материал основан на опыте обучения основам большого тенниса на базе ГБОУ Санкт-Петербурга (т.е. обычных общеобразовательных школ) в течение 18 лет.  
Содержание 
Аннотация ………………………………………………………………2 стр.
Вводная часть …………………………………………………………..3 стр.
Основная часть (План-конспект занятия) …………………………... 5 стр.
Цели, задачи, инвентарь и прочее…………………………………..5-6 стр.
Примечание …………………………………………………………..6-7 стр.
Заключение ……………………………..……………………....………7 стр.
Список использованной литературы и источников ……………8-9 стр.
Таблица 1. Ход занятия …………………….………………….….10-13 стр. 
Вводная часть
Актуальность данной методической разработки основана на принципе простоты и доступности, рассчитанном на обучение современных детей. Многие опытные педагоги спортивной направленности и тренеры отмечают, что в течение последних 15 лет уровень развития двигательных навыков детей, начинающих обучение в школе, постепенно снижался. При моем первом опыте обучения детей, не имеющих специальной физической подготовки, мне стало понятно, что необходимо максимально упростить сложные теннисные движения, сделать их более простыми для освоения. То есть, разбить их на части и осваивать пошагово, постепенно соединяя воедино и усложняя движение. Доступность заключается в возможности проводить тренировки в школьном спортивном зале с использованием помимо теннисного (детские ракетки и мячи), обычного школьного спортивного инвентаря.
Многие скажут, что большой теннис не самый подходящий вид спорта, для обучения в школе, но я могу привести несколько аргументов в его пользу. Этот вид спорта по праву, считается одним из самых зрелищных, эмоциональных, интеллигентных и утонченных. Игра в теннис требует от игроков высокой концентрации внимания, интеллектуальных способностей, а также максимального напряжения физических и моральных сил. Сложные и разнообразные движения теннисиста вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма. При этом теннисе нет физического контакта между соперниками. Это обусловлено сложившимися правилами игры и наличием сетки на игровом поле, которая разделяет соперников. Поэтому одержать победу над соперником можно только своим техническим мастерством, интеллектом и физической подготовкой – хорошая мотивация, не так ли? Кроме того, применение каких-либо вариантов обмана и жульничества, нарушения правил игры с целью выигрыша, считается очень недостойным и бесчестным поведением по отношению к сопернику. Это оказывает большое влияние на воспитание правильного спортивного поведения. Занятия теннисом прививают детям «джентельменский стиль поведения», как можно красиво выигрывать и достойно проигрывать. Закладываются основы для дальнейшего гармоничного, физического и нравственного развития учащихся, их социализации в обществе. Формируется первичный интерес к ведению здорового образа жизни и желанию регулярно заниматься физкультурой и спортом – единственно верный путь борьбы со снижением двигательной активности детей.
Нет ничего нового в попытке, заинтересовать детей принципами здорового образа жизни посредством активного привлечения к занятиям различными видами спорта. Новизна скорее состоит в очередной попытке переосмыслить насколько человеку для полноценной, гармоничной жизни необходима двигательная активность. Все это прочувствовали на себе во время недавних локдаунов (карантинов) из-за пандемии по COVID-19. Способ обучения детей сложным движениям по шагам, разбивая их на несколько простых для освоения составляющих, также не является новинкой. Новизна проявляется в постоянном поиске педагогов и тренеров, необычных приемов и упражнений, позволяющих подвести к освоению сложного движения и научить ему, т.е. сформировать новый двигательный навык.
Цель методической разработки – познакомить с вариантом обучения детей основным ударам по отскочившему мячу на примере одного занятия в рамках дополнительного образования. Приведенное занятие входит в учебно-тематический план Дополнительной общеобразовательной обще-развивающей программы «Большой теннис» физкультурно-спортивной направленности.
Задачи методической разработки:
  1. Предложить свой вариант Плана-конспекта занятия по выбранной тематике для использования в практической деятельности педагогов дополнительного образования объединений ДО физкультурно-спортивной направленности.
  2. Познакомить с простыми подводящими и специальными упражнениями с использованием разных мячей для обучения детей определенным двигательным навыкам и развития необходимых физических и личных качеств.
  3. Продемонстрировать эффективность распространенного принципа обучения «От простого к сложному». 
Основная часть
Основная часть методической разработки представляет собой подробный План-конспект открытого занятия. 
План-конспект занятия
по б/теннису объединения ДО «Большой теннис» 
Класс: второй.
Педагог доп. образования: Осмоловская Надежда Владимировна
Дата проведения: ­_________________ г.
Тема занятия: «Техническая подготовка: удары справа и слева по отскочившему мячу».
Цель занятия: Овладеть техникой выполнения ударов по отскочившему мячу начального уровня сложности для дальнейшего совершенствования двигательных навыков. 
Задачи занятия:
Обучающие:
1. Изучить пошаговую технику ударов по отскочившему мячу справа и слева.
2. Освоить подводящие упражнения для выработки правильного двигательного навыка при выполнении ударов по отскочившему мячу справа и слева.
3. Приступить к освоению навыков выполнения ударов по отскочившему мячу справа и слева начального и среднего уровня сложности с помощью специальных тренировочных упражнений.
Развивающие:
3. Содействовать развитию физических качеств: ловкости, координации движений и ориентации в пространстве.
4. Развивать личные качества ребенка: настойчивость, трудолюбие, целеустремленность и волю.
Воспитательные:
5. Создать условия для развития сообразительности, находчивости, самостоятельности и внимательности.
6. Прививать интерес и сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом. 
Тип занятия: обучающий.
Продолжительность занятия: 2 академических часа.
Метод проведения: рассказ, показ, тренировка.
Место проведения: спортивный зал №1.
Инвентарь: детские мячи для большого тенниса красного уровня (30 шт.),  баскетбольные мячи (4-8 шт.), плоские напольные мишени (10 шт.); напольные фишки разного цвета (20 шт.); мишени-конусы (4 шт.), сетка для б/тенниса.
Оборудование:  ноутбук, экшен-камера (камера мобильного телефона), штатив. 
Ход занятия (Таблица 1.) 
Примечание: Во второй части занятия на этапе: 3. Техническая подготовка с элементами СФП (часть 2) во время выполнения обучающимися заданий 2 и 3, для дополнительного контроля удобно использовать экшен-камеру (или камеру обычного смартфона) на штативе для видео-фиксации. Детям очень нравится последующий совместный просмотр и анализ зафиксированных на камеру их движений. Такие совместные просмотры с разбором положительно влияют на мотивацию обучающихся, приучают их к самоконтролю при самостоятельном выполнении упражнений. Кроме того, увидев себя со стороны, обучающиеся быстрее рефлексируют, и исправляют собственные технические ошибки, улучшая свои двигательные навыки. При грамотно построенном обсуждении и общении во время таких видео просмотров удается наладить хорошие доверительные взаимоотношения в спортивном коллективе. Обычно, в дальнейшем обучающиеся проявляют еще больше старания и усилий для обучения. 
Заключение
 Простые приемы, подводящие и специальные упражнения, описанные в данной методической разработке, показали свою эффективность при обучении детей, не имеющих специальной физической подготовленности, большому теннису на начальном уровне подготовки. При условии регулярного посещения занятий не реже 2-3 раз в неделю. Для обучения детей с низким и средним уровнем физической подготовки сложным двигательным навыкам наиболее подходит принцип обучения «От простого к сложному».
Отдельные методы, подходы и упражнения вполне могут быть востребованы в практической деятельности педагогов дополнительного образования спортивной направленности, а также тренеров и инструкторов спортивных школ и секций. 

Список использованной литературы и источников
  1. Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов./ М.: Физкультура и спорт, 1987.-176 с.
  2. Бриль М. С. Отбор в спортивных играх./ М.: Физкультура и спорт, 1980.-127с.
  3. Брайент Дж. Кретти. Психология в современном спорте/ Пер. с англ.-М.: Физкультура и спорт, 1978.-224с.
  4. Бред Гилберт, Стив Джеймисон. Победа любой ценой./ Пер. с англ..-М.:ЗАО «Олимп-Бизнес»,2004.-336 с.
  5. Голенко В. А., Скородумова А. П., Тарпищев Ш. А. Школа тенниса: Учеб. пособ. для высших учебных заведений физической культуры./ М.: Дедалус, 2001.-192с.:
  6. Макарова Г. А. Спортивная медицина - Физическая культура и спорт./ М.: Советский спорт 2003.- 480 с.
  7. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки./ М.: Физкультура и спорт, 1977-280 с.
  8. Матвеев Л. П. Основы спортивной общей теории спорта и системы подготовки спортсменов./ М.: Олимпийская литература, 1999-318 с.
  9. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера./ М.: АСТ Астрель, 2002.-863 с.
  10.  Примерная программы для ДЮСШ, СДЮШОР по волейболу, футболу, настольному теннису, теннису./ М.: Федеральное агентство по физической культуре и спорту, 2005г.
  11.  Скородумова А. П. Теннис. Построение тренировки квалифицированных спортсменов в индивидуальных видах спортивных игр (на примере тенниса)/ М., 1990.-374 с.
  12.  Шодих М. Круговая тренировка./ М.: ФиС, 1966.-165 с.
  13.  Удар справа по отскочившему мячу  Роджера Федерера. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [YouTube]. - Режим доступа: - https://youtu.be/cWGP3YiPYwo ,
https://youtu.be/6JIJHodLiOk  , свободный. Дата обращения: 09.04.2021.
  1.  Двуручный удар слева по отскочившему мячу Новака Джоковича. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [YouTube]. - Режим доступа: -  https://youtu.be/uXdmm9U_k2Y , свободный. Дата обращения: 09.04.2021

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»