Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектирование технологии художественного воспитания

Ясенева Ирина Александровна
Цель: Социальная адаптация взрослых с умственной отсталостью и множественными  нарушениями здоровья на примере выполнения коллективных работ в технике «Пластилинография».
Образовательные задачи:
Познавательные:
Научить основным приемам работы с пластилином, модифицировать основные элементы пластилинографии с целью улучшения эстетического восприятия работы;
научить  использовать ассоциативные навыки и практические умения по разделу "Цветоведение ";
научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.
Развивающие:
развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловых технологических задач;
способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;
развивать мелкую моторику рук- по средствам работы с пластилином.
Воспитательные:
способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Как считает Г.К. Селевко: педагогическая технология- является содержательным обобщением, которое может быть представлено тремя аспектами: научным, когда педагогические технологии – часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цель, содержание и методы обучения и проектирует педагогические процессы; процессуально -описательным – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально -действующим – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств .
Среди основных качеств современных педагогических технологий Г.К. Селевко выделяет структуру педагогической технологии, в которую входят: концептуальная основа; содержательная часть обучения (цель обучения; содержание учебного материала); процессуальная часть – технологический процесс (организация учебного процесса) ; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы роботы преподавателя; деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса).
Г.К. Селевко считает что: любая педагогическая технология должна удовлетворять таким основным методологическим требованиям (критериям): концептуальность (каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, которая включает философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей); системность (педагогическая технология должна иметь все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность); управляемость (допускает возможность планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов); эффективность (современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения); воссоздаваемость (возможность использования педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях и другими субъектами).
Применяемые в данном проекте технологии по классификации Г.К. Селевко:
  1. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) 
          Технология работы с умственно отсталыми детьми
          Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
  2. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений.
  3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей.
  4. Технология групповой деятельности.
  5. Технология концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур.
  6. Технологии дополнительного образования.
  7. Личностно ориентированное развивающее обучение.
 
Воспитательные технологии
     1.Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.
     2.Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского.
     3. Воспитание в процессе обучения.
Данный проект предназначен для проживающих в условиях психоневрологического интерната взрослых людей с недоразвитием интеллекта и различными сопутствующими заболеваниями.
          Проект составлен с учетом особенностей обучающихся реабилитационного центра: конкретности их мышления, фрагментарности и бедности восприятия, кратковременности памяти, нестойкости внимания, эмоциональной незрелости, быстрой утомляемости и бедного словарного запаса, поэтому обучение направлено на   коррекцию познавательного   развития, сенсомоторной сферы, высших психических функций и обогащение чувственного познавательного опыта. В ходе занятия реабилитанты познают основы декоративно-прикладной и изобразительной деятельности, отрабатывают практические навыки работы с различным материалом, создают пластичные формы с помощью простых и знакомых материалов, играют в дидактические игры, что положительно влияет на их эмоционально-волевую сферу. Новый материал дается с учетом ранее приобретенных знаний и умений, для более прочного усвоения навыков с реабилитантами постоянно повторяется и закрепляется изученный материал .
Проект построен с учетом основных коррекционных принципов обучения: практической направленности, концентрированной подачи материала, индивидуального подхода к учащимся.
 
Описание процесса выполнения коллективной работы в технике «Пластилинография»:
Ход занятия:
1.Организационный момент.
-Приветствие.
-Создание эмоционального настроя.
-Проверка готовности к занятию.
2.Вводная часть (знакомство с цветовым спектром),на примере ассоциативного мышления (времена года). (слайд 1)
 
2.1.Постановка цели занятия. Мотивация темы
Сегодня мы познакомимся с наукой о цвете -цветоведением, узнаем как правильно подбирать цвет ,какие цвета лучше сочетаются.
Поработаем с уже знакомым вам материалом «Пластилин» и попробуем создать коллективную работу в технике пластилинографии.
 
3. Изучение нового материала.
3.1. Словесно-иллюстрационный рассказ.
Учитель. В ясный солнечный день вам, должно быть, приходилось наблюдать солнечных зайчиков: попадает луч солнца на край зеркала ,  грань стакана или еще какого-нибудь предмета ,и на стене или потолке появляются яркие вспышки света. Иногда в этом свете можно увидеть все цвета радуги  -так называемый спектр. ( слайд 2.) А теперь скажите какие цвета из спектра(радуги) напоминают вам : осень, зиму, весну, лето.
3.2.А теперь мы закрепим полученные знания о цвете по средству работы с пластилином в техники пластилинографии. Наборы пластилина   содержат весь спектр цвета на примере работы с ним мы практически  отработаем теоретически полученные знания.            
Практическая работа
4.1. Я предлагаю вам заполнить готовый графический рисунок цветовыми пятнами исходя из совместимости цвета в цветовом круге, не забывая какие цвета преобладают в самое яркое время года -летом.
На доске к которой мы будем прикреплять пластилин изображен – фазан. (слайд 3)
(Очень яркая лесная птица)
Словно радуга фазан:
Он надел цветной кафтан.
4.2. Что бы наша работа была яркой  и многоплановой мы поиграем с разницей фактуры (тактильным ощущениям). Т.е. фигуру фазана мы будем лепить из “улиток” (раскатывая колбаски и сворачивая их в улитки) -это мы сделаем для того чтобы передать красоту и пышность оперения ,а фон  мы сделаем отличным по фактуре, путем скатывания шариков и придавая им формы-лепешки. (слайд 4) Поэтапное выполнение работы.
4.3.Работая - помним о том, что сочетание контрастных и дополнительных цветов имеет большое  значение и в декоративном искусстве.
Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе и корректируя выбор цвета и правильность выполнения работы.
Заключительная часть.
5.1. Беседа с учащимися по вопросам, возникшим проблемам.
Проблема: реабилитант не смог справиться с заданием по скручиванию колбаски из пластилина в улитку.
Решение: «Игра в ассоциации»
Учитель: На что похожа – колбаска  из пластилина?
Реабилитант: На змею.
Учитель: Как змея спит?
Реабилитант: Свернувшись.
Выводы и результаты:
Основная цель проекта- заинтересовать тех реабилитантов, которые в силу заболевания не могут овладеть профессиональными навыками, но хотят заниматься чем-то полезным, вовлечь их в прикладную, творческую деятельность, научить их организовывать свой досуг.
Данный проект выстраивается  на основе: 
-включения обучающихся в активную творческую деятельность путем вовлечения не только в воспроизводящую, но и творчески преобразующую деятельность, дающую возможность самовыражения личности; 
-сочетания индивидуальных и коллективных форм деятельности, что способствует сохранению индивидуальности в работе и одновременно сплочению коллектива, социальной адаптации; 
-опоры на чувственно–эмоциональную сферу, что предполагает отбор учебного материала, который наиболее значим для обучающихся, и наиболее эмоционально воздействует на психику; 
-отбора материала, доступного для усвоения и интересного для реабилитантов;
 -систематичности и последовательности: построение педагогического процесса от простого к сложному, от известного, к неизвестному;
-использования разнообразных наглядных материалов. (Интерактивная презентация).
В группе обучающихся выявлен   лидер, ребята с ним советуются, ценят его точку зрения. Реабилитант с качествами лидера- объединил группу.
Диагностика качества знаний, умений и навыков.
Поскольку предлагаемый проект позволяет педагогу дифференцировать материал для занятий в соответствии с уровнем развития и обучаемости реабилитантов, возникла необходимость составления прогнозируемых результатов реализации программы так же на два уровня. Такой подход даст педагогу возможность разрабатывать индивидуальные маршруты обучения и, таким образом, создать ситуацию успешности для каждого обучающегося.
Обучающийся №1 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 2  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 2 2  
 
Обучающийся №2 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 2  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 2 2  
 
Обучающийся №3 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 2  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 2 2  
 
Обучающийся №4 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 3  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 2 2  
 
 
 
 
 
 
 
Обучающийся №5 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 2  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 2 2  
 
Обучающийся №6 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 2  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 2 2  
 
Обучающийся №7 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 3  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 2 3  
 
 
Обучающийся №8 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 3  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 3 3  
 
Обучающийся №9 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 2  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 2 2  
 
Обучающийся №10 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 3 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 3 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 3 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 3 3  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 3 3  
 
Обучающийся №11 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 2  
 3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 2  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 2  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 2  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 2 2  
 
Обучающийся №12 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 3 3  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 3 3  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 3 3  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 3 3  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 3 3  
 
Обучающийся №13 Базовый уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Цветовой спектр 2 2 2 2  
2. Материалы и инструменты для работ с пластилином 2 2 2 2  
3. Основные приемы работы с пластилином 2 2 2 2  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 2 2 2  
5. Основные приемы рисования пластилином 2 2 2 2  
6. Основные приемы выполнения панно из пластилина 2 2 2 2  
 
Обучающийся №14 Сниженный уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
1. Материалы и инструменты для работ с пластилином 1 2 2 2  
2. Основные приемы работы с пластилином 1 2 2 2  
3. Последовательность изготовления «улитки» из пластилина 1 1 2 2  
4. Основные приемы выкладывания пластилина в форме «улиток» 1 1 1 1  
5. Основные приемы рисования пластилином 1 2 2 2  
 
 
 
 
 
Обучающийся №15 Сниженный уровень

пп
Знания,  умения и навыки Сроки
обследования
Примечание
сентябрь май
т пр т пр
2.1. Материалы и инструменты для работ с пластилином 1 2 2 2  
2.2. Основные приемы работы с пластилином 1 2

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»