Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Диагностика достижений учащихся в творческом
объединении «Шахматный клуб ЛАДЬЯ»

Леонов Юрий Владимирович,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ 119 
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность и создает условия для «формирования удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и нравственном развитии»  В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей «необходимо усилить мотивацию личности к познанию, творчеству, труду и спорту»  В процессе занятий шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли, решимости и эмоциональной устойчивости. Шахматное образование включает в себя общую образованность, теорию и практику шахматной игры, воспитание интеллектуальной культуры, создание интел¬лектуального потенциала, раннее развитие у детей навыков волевой регуляции. Общая образованность - это знания о мире в единстве с интеллектуальным потенциалом воспитанников - мобильностью и глубиной мышления, наличием твор¬ческих наклонностей, гуманных нравственных и эстетических установок, уверен¬ности в своих возможностях и умение преодолевать трудности. Содержание каждого года выстроено на осно¬вании выводов ведущих отечественных ученых педагогов-психологов В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина о возможностях развивающего обучения. Важно, что развивающее обучение ведет за собой психическое развитие детей, их устойчивую познавательную мотивацию, широкие познавательные интересы, потребность в обучении. Развивающее обучение по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова доступно каждому ребенку. «Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. Школа развивающего обучения:  формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;  воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;  способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;  развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.» 
         В педагогическом процессе используются богатейшие потенциалы шахмат: образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуника¬тивный в целях обогащения и развития духовного мира детей. В сферу шахматного образования включены воспитание интеллектуальной культуры и создание интеллектуального потенциала. Воспитание интеллектуальной культуры связано с расширением и развитием умственных способностей детей, со¬вершенствованием их мыслительных возможностей. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности силы ума. В шахматном объединении учитывается, что одинаковые условия для шахматного образования детей не всегда согласуются с конкретными возможностями самих воспитанников. Некоторые юные шахматисты не умеют согласовывать свои стремле¬ния со своими умениями. Поэтому одна из ведущих задач шахматного объединения заключается в том, чтобы неравенство воспитанников в занятиях не переживалось детьми как несчастье и не отбивало интереса к познанию. В программе отражены методы работы по расширению возможностей ребенка. Например, переключение вос¬питанника с интереса к себе одному - на интерес к шахматной игре, и после ус¬пешного завершения этого этапа - на интересы шахматного коллектива. В сферу шахматного образования входит развитие у детей способности к владению собственным поведением и сознанием, саморегуляции, преодолению труд¬ностей в разных видах деятельности, т.е. волевой регуляции. В этом случае мы опираемся на теоретическое положение о том, что "воле¬вая регуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции.    
         Подготовка юных шахматистов уровня игры от 1-го спортивного разряда и выше, владеющих базовыми навыками стратегии , тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры. В процессе обучения решаются такие задачи: Овладение всеми элементами шахматной тактике и техникой расчёта вариантов в практической игре. 
Разделы программы -
1.Основы позиционной и комбинационной игры,
2. История и теория шахматной игры.
Методы: Нахождение комбинационных решений типовых позиций по задачникам и специальным компьютерным программам, а так же в процессе конкурсов решения задач и комбинаций, при анализе сыгранных партий и разборе партий на уроках.
Освоение стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии, знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных стратегических приёмов в типовых положениях.
Разделы программы:
1. Основы комбинационной и позиционной игры,
2. История и теория шахматной игры.
Методы: Оценка позиции и нахождение правильного плана игры с помощью задачников и специальных компьютерных программ, разбор партий по определённой стратегической тематике в рамках обычного урока или урока-уонкурса "Угадай ход", разбор и анализ своих сыгранных партий. Освоение методов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов борьбы за ничью в худших позициях. 
Раздел программы "Эндшпильная техника".
Методы: Объяснение на уроке а затем зачёт по элементарным шахматным окончаниям, проведение специальных турниров по позициям эндшпильного типа, решение этюдов по задачникам или специальным компьютерным программам, отдельный разбор особенностей того или иного эндшпиля, возникшего у учащегося в его партии. Построение учащимся своего дебютного репертуара. Знание основных стратегических и тактических идей большинства дебютных построений встречающихся в шахматной игре.
(Раздел программы - "Дебютная теория".
Методы: самостоятельный анализ учащемся дебютных вариантов с помощью специальной литературы и компьютерных баз данных, уроки по определённым дебютам и вариантам, тематические турниры по определённым дебютам, аналих сыгранных учащимся партий. Комплексное формирование основ шахматной культуры. Разделы программы "Формирование шахматного мышления", Теория и история шахматной игры". Здесь применяются все вышеописанные методы, так как данная задача важнейшая. Она призвана систематизировать полученные учащимся знания по отдельным разделом теории шахмат в одно единое целое.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ДОСТИГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ: Поскольку шахматы, по своей природе, являются игрой с конечным и совершенно определённым результатом (выигрыш, проигрыш, ничья), основным критерием результативности освоения материала являются практические результаты в игре. Необходимо, правда, сделать одно очень существенное замечание. Теория современных шахмат создавалась более 500 лет и её объём очень велик. Понимание этой игры формируется у шахматиста всю жизнь, как бы сильно он не играл. Поэтому даже отличное усвоение какого то раздела программы (например, ребёнок прекрасно и быстро умеет реализовывать элементарное материальное преимущество - ставит мат королём и ферзём, королём и ладьёй, проводит пешку в ферзи), совершенно не обязательно даст моментально хорошие спортивные результаты. Ведь чтобы воспользоваться этими знаниями для достижения победы в партии, надо сначала получить позицию с лишним ферзём, ладьёй или пешкой. А в реальной партии может получиться, что ребёнок проиграет её попав на ловушку в дебюте. Это создаёт очень большую сложность в оценке результативности прохождения программы целиком. Поэтому, сначала мы рассмотрим чисто спортивную составляющую, а потом, перейдём к методам определения результативности прохождения программы по её отдельным раздела, так как они могут быть совершенно различны.

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, РАЗРЯДЫ, РЕЙТИНГ. Логическая цепочка: если из А следует В, а из В следует С, то из А следует С совершенно неприменима к оценке игры шахматистов, так как из того, что Петя обыграл Ваню, а Ваня обыграл Серёжу совершенно не следует, что Петя обыграет Серёжу. Всё может выйти как раз наоборот. Связано это прежде всего с тем, что по одной-двум партиям вообще невозможно составить представление о силе игры того или иного ребёнка, если конечно он не начинающий (тут всё видно сразу). Большую, но тоже совершенно недостаточную информацию даст проведение турнира. Сыграв по круговой системе, группа детей из 10 человек прояснит только один момент. Кто на сегодняшний день из них играет посильнее, а кто послабее, в зависимости от количества набранных очков. Сравнить силу игры победителя с ребёнком не игравшем в этом турнире будет невозможно, так как понятно, что одно дело выиграть чемпионат детского сада и совершенно другое - победить в чемпионате России среди детей до 8 лет. До сентября 2003 года. В России действовала система присвоения спортивных разрядов. Для получения самого начального 4-го нужно было набрать 60 процентов и более очков против безразрядников, для достижения 3-го разряда 75 процентов и более от шахматистов 4 разряда и. т. д. С 1.09.03 года шахматная федерация перешла на новую систему присвоения разрядов. 4-ый и 3-ий присваиваются как раньше, а дальше шахматист получает рейтинг 1400 и в каждой партии он может повысить или понизить этот рейтинг в зависимости то того, какой рейтинг был у его соперника и как он с ним сыграл. Победа над шахматистом, имеющим более низкий рейтинг даёт прибавку, но небольшую, поражение от шахматиста с более высоким рейтингом убавляет рейтинг, но не очень сильно, победа над обладателем более высого рейтинга уже приносит более существенную прибавку и. т. д. Эта система была разработана в начале 60-х годов прошлого века американским математиком Арпадом Эло и с этого момента применялась для оценки силы игры профессиональных шахматистов во всём мире и применяется до сих пор только уже практически для всех, кто играет в серьёзных турнирах, так как самый низкий международный рейтинг - 1800 соответствует уровню нашего первого разряда. (для сравнения - рейтинг Гарри Каспарова - 2840). Теперь эту систему решено применять для присвоения разрядов по шахматам. Для получения 2 разряда шахматист должен набрать рейтинг 1500, для достижения 1-го 1700, чтобы стать кандидатом в мастера спорта - 2000. Обсчёт рейтинга производится с помощью компьютерных программ. В нашем объединении мы перешли на эту систему и сейчас все внутренние турниры нашего объединения обсчитываются и все ребята могут видеть какое место по силе игры они занимают в данной секции, а в дальнейшем получат возможность сравнивать оценку своей силу с ребятами из других секций. При достаточно большом количестве сыгранных и обсчитанных партиях особенно если часть из них была сыграна с ребятами из других секций, рейтинг несёт достаточно объективную информацию о силе игры каждого шахматиста. У этой системы есть и недостатки, но лучшего человечество в этой области пока не придумало. У применения этой системы к детским турнирам сейчас есть много противников, но лично меня она устраивает. Мои учащиеся часто играют за пределами секции - в полуфиналах и финалах личных чемпионатах города Новокузнецка (по возрастам), в командных чемпионатах, в других соревнованиях. В зимние каникулы на нашем шахматном фестивале играет очень много ребят из других секций. Таким образом, с помощью этой системы я всегда и достаточно объективно могу посмотреть динамику развития шахматной силы игры каждого воспитанника (начиная с 3-го разряда), оценить общий уровень моего объединения и.т.д.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ.
Эндшпильная техника. В учебном плане программы первого года обучения предусмотрены часы для изучения элементарной техники реализации материального перевеса в конце партии. Проверка достигнутого уровня в этом вопросе в нашем объединении проходит в форме сдаче зачётов по эндшпильной техники. Требования следующие: учащийся должен уметь при игре с часами за 1 минуту выигрывать следующие позиции: Король и ферзь против короля, король и ладья против короля, король и две ладьи против короля, король и пешка против короля (в начальной позиции пешку можно провести в ферзи, но король соперника контролирует поле превращения, например: Белые:Кре1, п.е2, Чёрные:Kpe8), король конь и крайняя пешка против короля, король и ферзь против короля и коня,корольи ферзь против короля и пешки, так же учащийся должен показать, что он знаком с методами защиты в окончаниие король и пешка против короля при условии если в начальной позиции при правильной игре можно не дать сопернику провести пешку в ферзи и знать какие пешки достигшие 2-й или 7-й горизонтали дают ничью против ферзя, а какие не дают. Зачёты принимают более старшие воспитанники секции, выступающие оппонентами за слабейшую сторону. Для ребят 2-го и следующих годов обучения я провожу отдельные турниры по типовым эндшпильным позициям с укороченным контролем времени (5, 10 или 15 минут на партию). Учащиеся получают весь список позиций, которые могут быть разыграны на дом, чтобы они могли подготовиться. Потом проводится жеребьёвка и начинается обычный турнир, только не с начальной шахматной позиции, а с одной из тех которые были в списке. На следующий тур позиция меняется. Такая форма допускает самые различные модификации. Позиции могут носить технический характер или это могут быть не очень сложные этюды. При контроле в 10 или 15 минут на партию. Участнику частично ведут запись, а бланки сдают тренеру, таким образом, можно выяснить пробелы в игре в эндшпиле не дожидаясь, пока та или иная ситуация возникнет у ребёнка в турнирной партии. Основы комбинационной и позиционной игры. Изучение шахматной тактики в нашем объединении и одновременно постоянная диагностика уровня результативноси в на 90 процентов осуществляется с применение специально разработанных для этого обучающих и тестирующих компьютерных программ. Для шахматной тактике в различных позициях применяется специальная программа Форсаж 1.01W(версия для Windows). Эта программа содержит 11 разделов общим числом 6300 позиций различного уровня сложности - от начинающего до кандидата в мастера спорта. Позиции для программы взяты из различных задачников по шахматной тактике выпущенных в разные годы в нашей стране и за рубежом. Программа построена в виде компьютерной игры, где существуют уровни на каждом из которых различное число позиций. По мере прохождения программы уровни усложняются - увеличивается число позиций, или они становятся более сложными. На каждый уровень устанавливается определённое число "жизней". В случае ошибки "жизни" отнимаются и если учащийся превысит установленное число ошибок, то уровень надо будет проходить заново. Программа сохраняет все результаты достигнутые учащимся и потому сколько и каких позиций ребёнок решил можно легко определить его уровень тактического мастерства. Другой метод тестирования, позволяющий охватить одновременно группу ребят и выяснить их уровень усвоения материала по позиционной и комбинационной игре - конкурс "Угадай ход". Подбирается какая-нибудь партия на определённую тему (Атака на короткую рокировку, Слабость комплекса полей определённого цвета, хорошие и плохие слоны и. т. д.) С определённого момента, учащимся даётся время, что бы угадать какой ход сделал шахматист, игравший за ту сторону которая выиграла (партии подбираются по возможности таким образом, чтобы игра сильнейшей стороны была как можно более безупречной). Потом проводится опрос в устной или письменной (нужно записать свой ход) форме. Угадавшие ход получают очки, взависимости от сложности (1-10). И таким образом, смотрим партию до конца. Результаты сводятся в таблицу. Я обычно записываю кто из ребят и в какой ситуации предлагал какой ход. Анализ результатов такого урока-конкурса может дать ценную информацию об ориентации учащихся в позициях определённого типа, знания стандартных планов и приёмов игры. Кроме того, урок в такой форме для детей гораздо интереснее, чем обычная лекция, так как содержит игровой и соревновательный элемент Дебютная теория. Здесь, в смысле диагностики результативности, сразу же нужно сделать две важные оговорки. Во-первых. При осуществлении занятий с группой детей поставить полноценный дебютный репертуар каждому конкретному ребёнку - задача практически неразрешимая. Это слишком длительный и трудоёмкий процесс, реализуемый в полном объёме только либо при индивидуальной работе с конкретным шахматистом, либо в том случае, если ребёнок большую часть работы будет делать самостоятельно. Во-вторых, знание ребёнком того или иного дебюта более всего становится очевидным только при разборе сыгранных им партий. Частично, конечно, кое что можно понять более косвенными путями (при использовании уже упоминавшейся компьютерной программы "Открытые дебюты для начинающих и шахматистов младщих разрядов", при проведении урока-конкурса "Угадай ход", но эта информация будет минимальна. Причина проста. Я считаю, что шахматист достигшей определённого уровня 2 разряд и выше, должен проявлять самостоятельность при выборе тех дебютов которые он играет. Тренер должен помогать, но не должен навязывать своё мнение. Дебютов в шахматах более 40, а различных их разветвлений просто не считано, поэтому в этом вопросе приоритетным является индивидуальный подход. Я могу увидеть уровень знания и понимания дебюта учащимся только на его конкретных партиях. Тот кто захочет проверить результаты моей работы в этом вопросе то же должен смотреть и разбирать партии детей которые у меня занимаются. Другого способа диагностики этого раздела я не вижу. История шахматной игры. В учебном плане есть достаточное количество тем занятий, посвящённых шахматистом прошлого. Сама концепция программы - исторична. Знания истории шахмат, конечно, очень мало влияют на практическую силу игры, но показывают определённый культурный уровень шахматиста. С целью диагностики результатов изучения этого раздела, мы организуем урок викторину с вопросами, посвящёнными истории шахмат. Практически, я это обычно делаю перед турнирами по блитцу. Или во время наших зимних фестивалей. Победители получают призы.
ИТОГИ -  ВСЕ ВЫШЕИЗЛОЖЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ. - Разбор партий учащихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы, так как демонстрирует общий уровень понимания игры). - Зачёты по эндшпильной технике. - Турниры по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным позициям. -
Конкурс "Угадай ход" - Компьютерная диагностика с использованием вышеописанных обучающих программ. - Викторина по истории шахмат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение рейтинга в качестве совокупного критерия учета достижений возможно не только в коллективах спортивного направления. Подсчет рейтинга повышает мотивацию воспитанников, их спортивную заинтересованность в улучшении своих результатов и, соответственно, повышает старательность при освоении данного предмета занятий. Для того, чтобы подсчитывать рейтинг, необходимо ежеквартально проводить различные конкурсы, смотры достижений воспитанников. При этом формировать баллы для подсчета рейтинга должны и родители, и сами воспитанники, и педагоги. Система подсчета баллов должна быть четко регламентирована. Данная методика не претендует на обязательность применения, а является вспомогательной для организации работы объединений дополнительного образования. Для разных направлений необходима корректировка показателей и коэффициентов с учетом специфики деятельности. По мнению автора, основное в данной методике - это соревновательная часть. Рекомендации педагогам: старайтесь, чтобы воспитанники постоянно повышали свой рейтинг, старайтесь не допускать появления в системе рейтингов «двоечников», «отсталых детей» (в системе дополнительного образования это неприемлемо, и не всегда объективные цифры рейтинга следует делать общедоступными). Список литературы 1. Концепция развития дополнительного образования детей. https://www.consultant.ru/ 2. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в школах Российской Федерации//http://www.vita-press.ru/255.html 3. Правила расчёта рейтинга // https://chess-land.ru/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»